Формирование нравственных ценностей и гражданской позиции средствами музыкального воспитания
Формирование нравственных ценностей и гражданской позиции средствами музыкального воспитания
Как хочется, чтобы детство наших детей и детей наших детей было радостным и счастливым, чтобы они никогда не узнали ужасов войны. От кого это зависит? От нас, от взрослых. От того, как и на каких ценностях и примерах мы воспитываем наше подрастающее поколение.
Современные дети знают о звёздных войнах, суперменах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, игра. И это очень опасно! Мы взрослые в ответе за то , какие качества разовьются у ребенка.
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях ,заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным воздействиям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- вот главные идеи воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников. Самая большая ценность - вырастить Здоровых и высоконравственных людей.
Суть Нравственно- патриотического воспитания состоит и в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории страны, созданной трудом родных и близких, тех, кого зовут соотечественниками.
Я, как музыкальный руководитель, много лет, работающий с детьми, каждый день вижу, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на ребенка музыка. Она влияет на его чувства, настроения и способна преобразовать его нравственный и духовный мир.
Очень многое зависит от правильно подобранного музыкального репертуара и его исполнения. Произведения должны быть яркими и выразительными, образными. Всё начинается с восхищения тем, что слышит и исполняет малыш, что вызывает отклик в его душе. Душа ребенка по* природе очень добрая и отзывчивая. Много раз наблюдала, как дети, слушая песни военных лет или о героях войны, плакали. Это говорит лишь о том , что сила эмоционального воздействия музыки очень велика. Она заставляет ребенка сопереживать и проживать то, о чем поётся в песне.
Большие потенциальные возможности нравственно- патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их с детьми младшего возраста и старшего. Русские народные песни становятся более понятными, доступными, если их включать в такую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах.
Широко использую в своей деятельности многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных ига и т.п.. Активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа ,воспитываю в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Большие потенциальные возможности музыки при развитии чувства любви к родной природе. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности воспитывается такое же отношение к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость поэтических стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В музыкальной копилке очень много произведений композиторов- классиков, которые дети слушают с большим интересом и откликаются на прослушанное.
Одним из главных этапов работы по нравственно- патриотическому воспитанию является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины и её защитниками. Для ребенка- дошкольника Родина- это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с воспитателями и друзьями. От того, что увидит и услышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Песни по этой тематике легко запоминаются детьми. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках Родины, нельзя оставить без внимания и тему В.О.В. и тему великой Победы. Средствами музыки раскрываю детям величие подвига советского народа, знакомя их с пенями тех лет и о тех временах .Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим. На впечатления от экскурсий и. т.д.
Широкое использование разнообразной музыки в разных видах музыкальной деятельности, музыкальные досуги и праздники, интегрированные занятия наряду с другими видами деятельности помогают эффективно решать задачи нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
От нас с вами зависит , какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.