Конспект профилактического занятия Умей сказать Нет!
Методическая разработка на тему:
для воспитанников старшего школьного возраста
Разработала воспитатель Нуретдинова А.Д.
Беседа с воспитанниками: «Умей сказать «Нет»
(проблемы курения, алкоголизма, наркомании)
Цели: развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем,
формирование умения отказываться от предложенных случайными людьми вещей, в т. ч. сигареты, алкоголя, наркотиков;
Форма проведения: дискуссия с элементами ролевой игры.
Ход беседы:
1.Вступительное слово воспитателя.
Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека? (ученики высказывают свое мнение) Да, ребята, здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Прочитайте, пожалуйста, хором утверждение , записанное на доске.
Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать.
2.Мозговой штурм.
а) Распределите эти слова на две группы.
(Спорт, жизнь, алкоголь, курение, книги, наркотики)
ДА! НЕТ!
Чему мы ещё можем сказать “ДА!”? (Движению, хорошему настроению, режиму, правильному питанию, закаливанию …)
Все слова, собранные под словом “НЕТ!”, называются дурманом. Дурман - это то, что туманит сознание, отупляет ум. Посмотрите, какое слово спрятано в нем? (…) Перечислите преимущества людей, которые не курят, не употребляют алкоголь и наркотики. (Крепкое здоровье, ясный ум, не надо обманывать , белые зубы, уверенность в себе, хорошее настроение …)
3 .Группа воспитанников разыгрывает сценки.
Сценка “Два персонажа”.
Один ученик уговаривает другого попробовать сигарету с “травкой”, другой должен отказаться.
Затем происходит обсуждение ситуации. Учащиеся предлагают свои варианты отказа. Делается запись на листке: Никогда не колебаться, а решительно и твёрдо сказать: “Нет!” При этом смотреть прямо в глаза собеседнику
Сценка вторая. Миша пришел на день рождения к однокласснице. Там уже собрались сверстники. Отец именинницы достал шампанское и стал понемногу наливать в рюмки. Миша отставил свой бокал, сказав: ... Ученики предлагают свои варианты ответа.
5. Знакомство со способами давления и с формами отказа.
Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик , который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.
(Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами.)
Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!
Спой! Мне так нравится твоё пение.
Если споёшь, я подарю тебе игрушку.
Если не споёшь, я не буду с тобой играть.
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.
На доске появляется запись:
Способы давления:
· Лесть
· Угроза
· Обещание награды
· Дружеское давление
· Авторитет
А теперь предложите некоторые формы отказа.
Нет! (объяснение причины).
Нет! (предложение чего-то другого).
Не буду! Не хочу!
Уйти в сторону.
Сделать вид, что не услышал.
Точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.
7. Ролевая игра в группах.
- Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.
Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом.
Каким образом ты это сделаешь?
К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь?
По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?
8.. Итог занятия.
Я думаю, что вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации. Будьте сильными и рассудительными.