Профилактическое занятие с элементами интеграции(информатика) в 3-5 классах Особому ребенку цветок толерантности
Профилактическое занятие педагога-психолога из цикла программы
« Планета ОК!» для учащихся 3 класса
«Особому ребенку - цветок толерантности»
Цели и ожидаемые результаты занятия:
Обучающая цель:
Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни
Сформировать представление об "особом ребенке" и помощи ему, через толерантность
Формирование устойчивого интереса к предметам информатики
Развивающая цель:
Развивать чувство эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями (ООП)
Воспитывающая цель:
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни
Задачи: познакомить детей с проблемами их сверстников-инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких ребят, создать условия и предоставить возможность задуматься о ценности здоровья, о необходимости здорового образа жизни.
Личностные:
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Ход занятия
I-( организационный: создание психологической комфортности в группе.)
"Здравствуйте ребята!" У нас сегодня необычное занятие. Необычность заключается в том, что разбираться в очень важных вещах нашей жизни мы с помощью науки психологии. Психология это наука о способах человеческого общения, о том как мы воспринимаем окружающий мир, почему люди так не похожи друг на друга , а помогать нам будет наука информатика – это наука о компьютерах и коммуникациях (общение).
Любую нашу встречу, мы начинаем именно словами «Здравствуйте!». И вы знаете, что означают эти слова не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому они обращены.
II. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
Игра «Давайте поздороваемся».
Психолог: Для предстоящей работы нам надо эмоционально настроится. Для этого мы поиграем в интересную игру «Давайте поздороваемся».
Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и предлагаю всем вам под звучащую музыку поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.
- Задание понятно? Итак, начали…(звучит песня «Ходит песенка по кругу» в исп. Э.Хиля) - У всех получилось? Интересно было?... Спасибо
В начале занятия говорилось, что нашим помощником будет компьютер. А знаете ли вы правила безопасной работы на нем? Сейчас учитель информатики Е.В. выявит действительно это так.
III. Теоретическая часть «Раскрась лепесток»
Психолог: Молодцы! А умеете ли вы работать на компьютерах? Сейчас мы с вами на практике убедимся, как вы умеете работать на ИКТ. Для этого я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева, "Цветик-семицветик" по которой мы работали на прошлом занятии. И так я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать, при правильном ответе я открываю зашифрованный цвет, вы с помощью программы Point должны залить нужным цветом лепесток:
Сколько лепестков было у волшебного цветка?
Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели)
Как чувствовала себя Женя после исполнения 5 желаний?
Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид)
Как чувствовал себя Витя сидя на скамейке?
Какое было последнее желание Жени?
Почему последнее желание принесло ребятам радость?
Ребята на какой цветок похожи наши изображения? (Цветик-семицветик). Какие желания приносят людям радость? Чтобы общаться существует различные виды информации. Какие виды информации бывают?
IV. теоретическо-практический этап
Знакомство с темой занятия, игровые и творческие задания;
Учитель инф.: Какие же виды информации вы знаете?
-зрительная -обоняние -осязание -вкусовая -слуховая
Все ли люди, имеют возможность пользоваться всеми органами чувств? как называют людей, которые ограничены или лишены здоровья?
Психолог: Это лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность. Некоторые люди по разным причинам не могут видеть красоту природы, лица людей, их называют слепыми, некоторые люди не могут слышать звуки , их называют глухими, а бывают люди без руки или ноги это люди с ограниченными возможностями здоровья.
Как же живут и общаются такие особые люди? Для того, что бы слепые люди могли общаться, читать, обучаться существует специальная азбука - азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.
Е.В. а есть ли отличия на нашей клавиатуре?
Учитель инф.: На компьютере тоже есть различные отличительные выемки и углубления. Перед вами клавиатура. Закройте глаза и потрогайте с помощью соседа клавиатуру. Откройте глаза. Получилось ощутить? Согласны ли вы, что с дружеской помощью вам было бы намного комфортнее, надежнее?
Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
Психолог: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Как вы думаете, как общаются глухие в компьютере? (с помощью скайпа)
Учитель инф.: Сядьте друг против друга. Попробуйте без слов показать чувства (любовь , радость, горе, страх).
Трудно было передать и понять слово?
Вот так себя чувствуют люди с проблемами слуха.
Психолог: Есть люди, у которых нет руки или ноги, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Учитель инф.: сейчас ребята попробуем напечатать не ведущей рукой. (пробное упражнение – рука у правши сзади спины и с помощью только 1 руки не ведущей надо набрать свое имя)
Психолог: Что вы чувствовали, когда набирали имя не ведущей рукой?
Теперь вы представляете, как живут и общаются люди с проблемами здоровья и как важно для человека здоровье. Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, что бы быть здоровым? Что означают слова "особый ребенок? Что такое здоровый образ жизни?
Мы ходим с вами в одну школу, учимся в одном классе, отмечаем вместе праздники, любим, танцевать, и есть конфеты, ездить на природу и в театры, а эти люди, а среди них есть, и дети не могут себе это позволить. Когда идет такой ребенок, все демонстративно поворачиваются, а иногда и показывают пальцем. А для этих людей любое обращение внимание на его отличие от других воспринимается очень болезненно. Мы снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
Есть такое красивое слово «толерантность».
Толерантность? Запись на доске
Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это терпение.
16 ноября – мы отметим день толерантности. В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
V.Физминутка «Веселое настроение».
«Ребята, встали, вышли из – за парт, и повторяем движения которые вы видите на доске!».
Педагог-психолог: оставались ли вы собой при выполнении движений? Молодцы те, кто импровизировал.
VI.Игра-тест «Красное и черное»
Чтобы узнать, толерантны ли вы мы проведем небольшое тестирование. У вас на столах лежат 2 кружка, красный и черный. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
•Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударишь его.
•Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.
2. Ты обижаешься и мстишь.
•С тобой поступают жестоко.
1. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
2. Ты отвечаешь тем же.
•Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка у терминала попросила тебя помочь положить деньги на её сотовый телефон.
1. Ты помогаешь ей.
2. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь.
•Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
VII.Мульт-загадки Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов. Хотите узнать, кто они?
Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд)
Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)
Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)
Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)
Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. (Белль)
Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка)
Молодцы! Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться?(мама) .
Ребята, а вы знаете кто самый толерантный на земле? Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.
VIII.Практическое задание « Цветок толерантности». Ребята, а теперь пришло время собрать «цветок толерантности» На доске есть лепестки, на которых написаны слова, выберите те слова которые ассоциируются со словом – толерантность. Подойдите к доске (что написано на лепестках – сострадание, нетерпимость, милосердие, доброта, злость, чуткость, уважение, доверие, понимание, эгоизм, равнодушие, грубость, непонимание. Вам необходимо выбрать нужные лепестки и подставит к сердцевине цветка.
Что общего в этих словах? (они толерантны). Ребята, а остывшие лепестки почему не подходят (они не толерантны)
Психолог: наш цветок такой красивый и разноцветный. Чувствуете, как от него исходит благоухание доброты и милосердия. Ребята цветок красивый, но мы не можем его подарить никому, а почему, (потому что они на доске, изображение). Как можно заменить изображение на реальное действие?
(Дети рассуждают). Представьте себе, что к нам в школу пришел такой особый ребенок. Как вы ему поможете? Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
В школе, как и везде, все люди разные: маленькие и большие, худые и полные. Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, но живут все вместе! Какой можно сделать вывод? Я думаю, что нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас.
IX. Рефлексия. А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять! Можно ли обижать человека лишь за то, что он не такой как все?
Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках! Люди с ограниченными возможностями здоровья-люди особой заботы.
Как помогает использование компьютеров в жизни людям с ограниченными возможностями здоровья? (Жизненная необходимость). Как пагубно может сказаться на здоровье человека увлечение различными сетями интернет? Чем мы можем помочь таким людям? (подарить частичку тепла, сказать приятное слово). Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес добрые слова -комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру "Комплимент".
Давайте говорить друг другу комплименты.
X .Игра «Комплемент»
Ребята, встаньте в круг. Я даю первому ученику сердечко и говорю комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.
Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи. Вы сегодня сделали прекрасные цветы, подарите их тем , кто нуждается в помощи и пусть этому человеку станет тепло и приятно.
XI. Домашнее задание Дома попробуйте вместе с родителями составить ваши увлечения, хобби(то чего вы лучше любите делать или заниматься.) Ребята, будьте терпимее друг к другу. Спасибо за занятие, вы сегодня хорошо потрудились. На протяжении всего занятия были дружными. Не забывайте, что дружба это не работа.