Профилактическое занятие «Скажи наркотикам «Нет!»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
«Скажи наркотикам «Нет!»
Цели:
Сформировать у школьников необходимые знания об отрицательном воздействии наркотических веществ на организм человека.
Вызвать состояние нетерпимого отношения к употреблению наркотиков.
Способствовать осознанию необходимости воспитания и самовоспитанию механизмов психологической сопротивляемости употреблению психоактивных веществ.
Задачи:
- ознакомление с основными «мифами», имеющими отношение к употреблению наркотических веществ;
- формирование чувства опасения по отношению к лицам, предлагающим попробовать наркотик;
- формирование навыка безопасного поведения в ситуации принуждения к пробе наркотического вещества;
- оценка психологической готовности к употреблению ПАВ.
Оборудование:
карточки с надписями «миф» и «правда», листы ватмана, карандаши, журналы, клей, ножницы, фотографии участников занятий, бланки ответов по опросникам.
Форма проведения: тренинг.
Оптимальное количество участников тренинга: 10-15 учеников.
Возраст учащихся: 12-15 лет.
Продолжительность: 90 минут.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Подростковый возраст сложен не только для родителей и преподавателей, которые каждый день сталкиваются с новыми причудами в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст прежде всего сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями — и идет активный поиск своего "Я" (Л. В. Трубицына, 1995).
Большую часть свободного времени подростки проводят в компаниях своих сверстников, принадлежность к которым становится сверхважным обстоятельством жизни подростка. Главная цель подростка — быть признанным членами компании или группы, которая их больше всего привлекает. Они очень чувствительны к критике или негативной реакции со стороны других. Подростки очень переживают, что о них думают люди, поскольку их представление о собственной личности и самооценка в немалой мере являются отражением мнения окружающих (Ф. Райе, 2000).
Мир подростка состоит из постоянной идентификации себя со сверстниками. Вот почему в это время подростки выглядят как близнецы — они одинаково одеты, одинаково разговаривают, у них общее представление о роли родителей и учителей. Желание "быть как все" в группе сверстников продиктовано не столько подростковой модой, сколько типичным для этого возраста страхом одиночества. Ничто так не пугает и не будоражит сознание подростка, как отсутствие друзей.
Но очень часто проблема идентификации себя с группой выступает причиной приобщения подростков к психоактивным веществам: табаку, алкоголю и наркотикам. Подражание сверстникам, или, как это формулируется в докладе экспертов ВОЗ, "испытание чувства принадлежности, с целью быть принятыми определенной группой", может привести к началу употребления ПАВ (психоактивных веществ) (И. Г. Ураков, 1990).
Как мы уже отмечали ранее, для подросткового возраста характерна тенденция к реакции группирования, при которой необходимо соблюдать принятые в той или иной группе, компании нормы поведения, ритуалы, групповые ценностные ориентиры. Подросток, как правило, ориентируется на эти правила, стремясь найти и утвердить свое место в данной группе. И если кто-то из членов группы, а тем более лидер, лично или со слов других людей знаком с действием ПАВ, это может послужить толчком к ознакомлению с эффектами ПАВ для остальных. Новички, следуя примеру лидера или других членов группы, начинают считать, что, помимо удовлетворения любопытства, они как бы укрепляют свою принадлежность к данной группе (Л. В. Трубицына, 1990).
В социальном плане употребление ПАВ представляет собой специфический образ жизни, тесно связанный с напряженностью потребностей и влечений. Предпосылка наркотизации подростков — нарушение потребностно - мотивационной сферы, связанное с поиском приемлемого способа разрешения той или иной фрустрированной потребности. Растерянность перед лицом препятствий, страх перед необходимостью конфронтации со своими проблемами заставляют искать форму "ухода от реальности". Здесь психологической защитой становятся ПАВ, которые помогают искусственно изменить свое психическое состояние, знание и восприятие окружающей действительности, всей ее совокупности проблем и преград (Н. Ю. Максимова, 1996).
Профилактика наркомании (употребления ПАВ) сегодня наталкивается на ряд глубоко укоренившихся массовых предубеждений — предвзятых оценок, мнений, логических заблуждений, которые носят характер твердых убеждений, основанных на вере, а не на знаниях (Н. Ю. Максимова, 1996). Чтобы приблизиться к некой истине, необходимо установить, на чем строится позиция ее носителя, уверенного в своей незыблемой правоте. Ведь обычно достаточно осмыслить и осознать свои предубеждения, чтобы от них отказаться.
Психологическая готовность к употреблению ПАВ в подростковом возрасте во многом имеет отношение к неспособности адекватного восприятия ситуации, связанных с преодолением жизненных трудностей. При возникновении угрозы невротического срыва подросток инстинктивно ищет выход и нередко находит его в употреблении ПАВ.
Данный тренинг профилактики употребления ПАВ представляет собой обучение подростков в их взаимосвязи между собой и обучающими лицами для приобретения знаний, навыков и формирования поведения, которое позволит молодежи ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, «здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления.
Тренинг по профилактике употребления ПАВ
Тема: «Скажи наркотикам «Нет!»
План тренинга.
1.Введение. 5 мин.
2.Выработка правил группы. 10 мин.
3.Мозговой штурм «Причины и последствия употребления наркотиков» 15 мин.
4.Упражнение «Ангел-хранитель» 20 мин.
5. Упражнение «Мифы» 15мин.
6.Упражнение «Коллаж» 30 мин.
7.Завершение работы. 5 мин.
План-конспект тренинга.
1.Введение.
ВЕДУЩИЙ. О проблемах наркомании в последнее время говорят очень много. Но, несмотря на принимаемые меры, проблема распространения наркотиков среди молодежи продолжает обостряться. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети. Сегодня мы с вами постараемся систематизировать знания о вреде наркотиков и выработать навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
2.Выработка правил группы.
Ведущий. Мне бы хотелось, чтобы у нас работа была слаженной и дружной, как в хорошей семье. Для этого давайте подумаем, как нам с Вами нужно себя вести, чтобы всем было комфортно, и выработаем для себя правила.
Группа вырабатывает правила самостоятельно. Правила записываются на отдельном листе, а затем оглашаются и принимаются.
«Золотые правила».
-Конфиденциальность
-Нет глупых ответов, нет глупых вопросов.
- Краткость.
- Соблюдать регламент.
- Не перебивать.
- Уважать чужое мнение.
- Открытость.
- Юмор.
- Не оценивать.
- Не советовать.
- Здесь и теперь.
- Безопасность личного пространства.
- Особое правило ведущих - в напряженной и сложной ситуации, затрагивающей интимные стороны личности участника, сказать «стоп!».
Ведущий. Эти правила не спущены кем-то. Они выбраны нами, и мы постараемся их придерживаться.
3. Мозговой штурм "Причины и последствия употребления наркотиков?"
Ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на две группы и предлагает им подумать над вопросами:
«Причины первых проб наркотиков».
2.«Последствия употребления наркотиков».
Причины
Последствия
За компанию
Смерть от передозировки
Модно
Потеря уважения окружающих
Назло взрослым (родителям)
Гепатиты и СПИД
Чтобы испытать новые ощущения
Конфликты со взрослыми
Вывод при обсуждении: практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет; тот, кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.
4.Упражнение "Ангел-хранитель".
Для проведения игры ведущий набирает пятерых добровольцев. Между собой ребята распределяют роли:
-"гость вечеринки"
- "хозяин вечеринки"
- "друг хозяина вечеринки"
- "ангел-хранитель"
- "дьявол-искуситель"
Игровая ситуация состоит в следующем: главному герою игры ("гостю вечеринки") знакомые ребята ("хозяин вечеринки" и его "друг") предлагают попробовать вместе с ними "марихуану". У главного героя есть два ангела: "ангел-хранитель", который помогает отказаться от навязчивых предложений попробовать наркотик, и дьявол-искуситель, который уговаривает это сделать.
В процессе игры участники могут меняться ролями. Так как у всех
участников игры достаточно активные ролевые
позиции, ведущий перед началом проведения игры напоминает ребятам
о том, что нельзя перебивать друг друга и говорить в унисон. Обсуждение: способы давления и отстаивания своей « точки Зрения».
5.Упражнение "Мифы".
Ведущий всем участникам раздает по одной карточке. На одной стороне карточки написано "миф", на другой — "правда". В ходе игры ведущий зачитывает утверждения, имеющие отношение к употреблению наркотиков, например:
Марихуана не вызывает зависимости.
Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь
3. После начала употребления наркотиков человек в среднем живет
5—10 лет.
4. Употребление наркотиков тесно связано с риском заражения
гепатитом и ВИЧ-инфекцией.
5. Употребление наркотиков никогда не бывает без правонарушения.
6. "Ломок" наркомана не существует. Это просто один из методов
запугивания молодых людей.
7. Наркоман ради дозы способен предать родных, друзей.
8. Легкие наркотики безвредны.
9. Наркомания - это болезнь.
10. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Если участник согласен с утверждением, он показывает карточку, где написано "правда", если не согласен карточку со словом "миф".
Обсуждение: причины формирования искаженного представления о наркотиках.
6. Упражнение «Коллаж».
Ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на три группы. Каждая группа получает листы ватмана, карандаши, журналы, клей, ножницы, фотографии участников занятий.
Во время проведения занятия можно сделать несколько фотографий, которые в дальнейшем пригодятся для создания коллажа. Если такой возможности нет, можно попросить ребят принести на занятие свои фотографии.
Коллаж создается как хроника событий в группе — что было интересного, чему научились. Ребята обязательно должны отразить в коллаже свое отношение к ПАВ. После выполнение коллажа, каждая группа представляет свою работу.
7. Завершение работы.
На этом этапе ведущий по кругу спрашивает участников о том, что им понравилось или не понравилось в ходе тренинга.
ВЕДУЩИЙ. Каждый из вас знает какой вред приносит наркомания. Так будь хозяином своей судьбы! Помни: здоровье и счастье в твоих руках!
Скажи наркотикам «Нет!»