Урок окружающего мира 4 класс на тему Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека
Муниципальное образовательное учреждение-
школа «Юность»
Проект урока
окружающего мира на тему:
" Животные - обитатели леса. Лес в жизни человека"
4 класс
Составитель: Ямолова С.В.
учитель начальных классов
Клин
Тема: Животные - обитатели леса.
Лес в жизни человека.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природной сообществе на примере растительного и животного мира Ульяновской области.
Тип урока : комбинированный
Планируемые результаты:
- предметные: знать животных смешанного леса, их приспособленность к условиям жизни в смешанном лесу. Уметь объяснять связи между обитателями смешанного леса;
- метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности. Проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам. Учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение;
Личностные: формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.
Оборудование: карта Московской области, карточки с заданиями, иллюстрации растений луга, Красная книга Московской области, ноутбуки, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
- Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал.
Так что время не теряем, и работать начинаем.
- Здравствуйте, я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира.
- Сегодня у нас много гостей. Поприветствуем их. (поворачиваются, улыбаются)
Тихо сели.
2. Проверка дом. задания.
- Какие царства живой природы вы знаете? (растения, животные, грибы, бактерии)
- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь к звукам природы. (звучат голоса птиц)
- Откройте глаза. Где мы оказались? (в лесу)
- Мы продолжаем путешествовать по лесу. О растениях леса вы готовили информацию дома. Проверим.
- Перед каждом группой лежит карточка с заданием. Подготовьте ответ на заданный вопрос.
В каждой группе назначаю ответственного.( В первой группе - ответственный ...... и т. д.) - Как только группы будут готовы, покажите сигнал.
(1 гр. - растения хвойного леса, 2 гр. - растения лиственного леса, 3 гр. - растения смешанного леса + особые растения(береза, вороний глаз), 4 гр. -Леса Московской области, 5 гр. - растения Красной книги Московской области)
- Проверим.
Проверка: ответственный отвечает , помощник работает у доски.
- Оцените свою работу в листах достижений.
3. Актуализация знаний
- О царстве растений мы поговорили. Представителей какого царства еще можно увидеть в лесах? (царства животных)
- Какие классы животного мира вы знаете? (птицы, насекомые, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся , рыбы)
- Кого еще отнесем к живой природе?(Кого мы не назвали?) (человека)
- Обитателей какого класса мы точно не встретим в лесу? ( рыбы)
- Как вы считаете, какую проблему мы будем решать на уроке?
Проблема: Взаимодействуют ли между собой царства живой природы в лесу?
-Определите тему нашего урока.
4. Изучение нового материала.
Поработаем в группах.
- В каждой группе лежит карточка с названием класса животного мира. Прочитайте вопрос на карточке. (Назовите представителей данного класса, обитающих в лесу)
- Кому не понятен вопрос? Вы работаете с учебником. Приступили.
- Проверим.
( - Чем отличается уж от гадюки? Как себя вести при встрече с гадюкой?)(Проверка: каждая группа называет представителей - сверяем с экраном.)
- Оцените свою работу в листах достижений.
- Данные представители животного мира взаимодействуют между собой, общаются. Особенно это общение заметно у животных, обитающих стаями. Посмотрим фильм "Как общаются волки".
-А вот как общаются другие животные, вы приготовите к следующему уроку.
Физминутка (видео)
- Перед нами лесная полянка, давайте отдохнем.
- Не только животные одного класса взаимодействуют между собой, но и целые царства. Расскажите как происходит это взаимодействие, составив цепи питания. Возьмите конверт №2.
(Каждая группа составляет свою цепь питания)
Проверка: группа называет цепь - сверяем с экраном.
- Ребята, оцените свою работу в листах.
- Над какой проблемой мы работали на уроке? (Взаимодействуют ли между собой царства живой природы в лесу?)
- Что смогли доказать? (Рисую стрелочки взаимодействия)
- А как же человек взаимодействует с лесом?(ответы детей)
- Вспомните, какие меры принимает человек, чтобы уберечь лесных обитателей?
(создает заповедники, заказники, К.К.)
Работа в группах
- Возьмите конверт №3. Прочитайте задание.
- Из каких источников вы можете получить информацию? (1 гр. - Красная книга Московской области; 2 гр. - воспользуемся Интернетом, 3,4 группы - работа с учебником, 5 гр. - Информация из Интернета.)
1 гр. - Животные, занесенные в Красную книгу Московской области. (К.К)
2 гр. - Лес в жизни человека (работа с Интернетом)
3 гр. - Правила поведения в лесу. (учебник в. 3)
4 гр. - Как работники леса охраняют леса? ( учебник в. 2)
5 гр. - Чем дети могут помочь лесу. Юные лесники. (работа с Интернетом)
Проверка: ответы на вопросы.
- Оцените свою работу на данном этапе.
5. Итог урока:
- Закройте глаза. ( звучит музыка) Возвращаемся в класс.
- Вы сегодня активно работали на уроке и узнали много нового.
- Что же вы можете сказать о природном сообществе - лес? ( В лесу все царства живой природы взаимодействуют друг с другом. Лес - большая ценность, его надо беречь).6. Рефлексия
- Молодцы, мне было очень приятно работать с вами.
Подведем итог нашей работы в листах оценивания.
Вспомните, как мы это делаем. (слайд)
- Что вы сегодня поняли на уроке?
- В чем испытали трудности?
- Встаньте те, кто получил наибольшее количество баллов за работу на уроке. Вы молодцы!
- Остальные ребята тоже хорошо работали.
7. Дом. задание
- Открыли дневники.
- Задание на дом предлагаю выполнить по выбору.
1. Учебник с. 68 - 73 , Р.Т.
2. Прочитать о жизни леса и его обитателях в дополнительной литературе.
3. Нарисовать рисунок " Лес - природное сообщество"
4. Приготовить сообщение "Как общаются животные леса".
- Спасибо за урок.
Приложение
Найди растения, принадлежащее вашей группе
Назовите сначала деревья, кустарники, затем травянистые растения.
дуб
очиток
береза
майник
вереск
рябина
хохлатка
сныть
вороний глаз
кислица
лещина
Найди растения, принадлежащее вашей группе.
Назовите сначала деревья, затем травянистые растения.
ель
ясень
медуница
кислица
очиток
сосна
береза
дуб
майник
Выберите ядовитые растения леса:
рябина
хохлатка
сныть
вороний глаз
кислица
ясенец
кислица
очиток
сосна
Назовите растения леса Московской области, занесенные в Красную книгу.
Животные леса Московской области, занесенные в Красную книгу.
Значение леса в жизни человека.
Правила поведения в лесу. (учебник с. 72)
Как работники леса охраняют лес?
(учебник с. 72)
Чем дети могут помочь лесу? (Юные лесники Клинского района)
Оценочные листы
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка
Ф.И. 1 2 3 4 Итог Отметка