Урок математики на тему «ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП» (1 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 269 Закрытого административно-территориального образования
Александровск Мурманской области»
Урок математики
«Обобщающий урок. Математический калейдоскоп»
Автор: Полякова Любовь Константиновна
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №269, Мурманская область,
г. Снежногорск ЗАТО Александровск
Обобщающий урок. Математический калейдоскоп
Цели деятельности учителя: способствовать совершенствованию умений составлять математический рассказ, устанавливать закономерности, составлять алгоритмы действий, проводить аналогии; создать условия для развития логического мышления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют составлять математический рассказ, алгоритмы действий, устанавливать закономерности, проводить аналогии, формулировать выводы.
Личностные: определяют границы собственного знания и незнания; дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал,
Поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Дети: Да!
Учитель: Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!
II. Сообщение темы и целей.
- Какой у нас урок?
- Что такое калейдоскоп?
Словарь:
Калейдоскоп – игрушка с зеркальными стеклами и кусочками стекла. При поворачивании происходит смена узора. (Слайд 1)
Калейдоскоп – постоянная смена явлений, лиц, событий. Так и наши задания будут сменять друг друга.
- Какая тема нашего урока? (Слайд 2)
(Математический калейдоскоп) (Слайд 3)
- Сегодня мы отправимся в путешествие по дорогам любимых сказок! А сказки эти не простые, а математические, и её герои любят выполнять различные математические задания, а может кому-то из них понадобится и ваша помощь.
- Сможем мы это сделать только в том случае, если будем внимательными. Что значит быть внимательными?
- Слушать учителя, слушать ответы учеников.
- А для чего слушать?
- Слушать для того, чтобы правильно выполнять задание.
- А ещё для чего?
- Ещё для того, чтобы уметь исправить ошибку у себя и у других
III. Обобщение пройденного по изученным темам.
1. - Покрутите калейдоскоп. (Слайд 4)
А что эта за сказка и кто её главный герой вы узнаете (Слайд 5), если правильно расставите числа по порядку.
Доска:7 2 4 1 5 6 3(картинка колобка)
к о о к б о л
- Помните, чем закончилась сказка?
- Хотите изменить ее конец?
- В каком порядке стоят числа? (в порядке возрастания)
- Каких чисел, которые мы изучили, не хватает? (8,9)
- Назовите число, которое стоит на первом месте? (1).
- А можем ли мы сказать, что число 9 стоит на первом месте? (Да, если считать с конца)
- Какое число стоит за числом 6? (7)
- Какое число стоит перед числом 5? (4)
- Какое число стоит между числами 5 и 7? (6), 2 и 4 (3)
- Какое число на 1 больше числа 8? (9)
- Какое число на 1 меньше числа 4? (3)
( Проверка - сигнальные карточки)
- Молодцы! Вы изменили конец сказки, тем самым сохранили жизнь Колобку. (Слайд 6)
2. - Покрутите калейдоскоп. (Слайд 7)
- Продолжаем путешествие. Чтобы узнать, в какой сказке мы оказались,
отгадайте загадку:
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ: Репка (Слайд 8)
- Кто последний из героев помог вытянуть из земли репку? (мышка)
- Но сегодня она заигралась и не слышит, что ее зовут.
- Дед с бабой просят вас помочь, но для этого надо ответить на вопросы. (Слайд 9)
-Тогда слушайте внимательно и считайте.
1. Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один
Убежал и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? (4)
2. Слон, слониха и слонёнок
Шли толпой на водопой.
А навстречу им тигрёнок
Возвращается домой.
Сколько, думай поскорей,
К водопою шло зверей? (3)
3. Загадка
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
- Придумайте математический рассказ о ней. (Слайд10)
(Веер)
- А вот и мышка прибежала. Дед и баба благодарят вас за помощь и прощаются (Слайд 11)
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз – присели, два - привстали,
Три - нагнулись и достали
Левой ручкою носок,
Правой ручкой потолок.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покрутились
И за парту все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Продолжаем путешествие.
3.- Покрутите калейдоскоп. (Слайд 12)
-Кто же следующий герой, который встретился нам на пути?
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ... (Буратино) - В какую сказку мы попали? («Приключения Буратино» А.Толстого)
- Буратино трудно даются знания, и он никак не может справиться с заданием
Помогите ему! (Слайд13)
- На какие группы можно разбить всех животных? (Слайд14)
- Обозначьте количество зверей карточкой с цифрой. (7)
- Обозначьте количество насекомых карточкой с цифрой. (3)
- Сделайте записи, используя знаки сравнения
(3<7)
- Обозначьте количество животных слева от тропинки карточкой с цифрой.(6)
- Обозначьте количество животных справа от тропинки карточкой с цифрой.(4)
- Сделайте записи, используя знаки сравнения
(6>4)
(работа с карточками-цифрами)
-Молодцы, ребята! Помогли Буратино! (Слайд 15)
4.- Покрутите калейдоскоп. (Слайд 16)
- В какой сказке мы оказались? (Слайд 17) (Заюшкина избушка)
- О чем эта сказка? (лубяная - - Помогите Зайчику вернуть свой домик. (Слайд18)
- Найдите закономерность и дорисуйте домик. (Слайд 19)
- Из каких геометрических фигур составлен домик?
- Чем отличаются первые три домика?
- Что происходит дальше?

( проверка в парах и на доске)
Физминутка
5. - Покрутите калейдоскоп. (Слайд 20)
-Чтобы узнать, в какой сказке мы оказались, отгадайте загадку:
Маша девочка смешная,Шкода, Мишку достаёт,Только он ей всё прощает,От досады не ревёт.Если Маша в лес шагает,Косолапый вслед за ней,От беды оберегает.И от хищников зверей.(Слайд 21) Мультфильм «Маша и медведь»
- Наступила холодная зима. Мишка простудился и заболел. Маша решила навестить его. Она взяла банку меда, встала на лыжи и отправилась в путь.
А вот какую дорогу она выбрала, мы сейчас узнаем.
Доска: лучи, ломаные, прямые, отрезки, кривые
- На какие группы вы можете разделить эти геометрические фигуры?
(1. Ломаная линия.
2. Луч.
3. Прямая линия.
4. Кривая линия.
5. Отрезок.)- Как вы считаете, какую дорогу выберет Маша, чтобы добраться до Медведя? (несколько решений)
1. Отрезок.
2. Прямая линия.
3. Луч.
- Чем каждая геометрическая фигура отличается от остальных?
- Какой инструмент будем использовать?
- Начертите на листочках:
1 ряд – отрезок.
2 ряд - луч.
3 ряд - прямая линия.
(взаимопроверка в парах) (Слайд22)
6. - Покрутите калейдоскоп. (Слайд 23)
-Чтобы узнать, кто нам встретился на пути и в какой сказке мы оказались, отгадайте загадку:
Вот зеленая гора,
В ней глубокая нора.
Что за чудо! Что за чудо!
Кто-то выбежал оттуда,
На колесах и с трубой,
Хвост волочит за собой
(паровоз)
«Все паровозы были как паровозы, а один был странный. Он всюду опаздывал. Не раз паровозик давал честное, благородное слово: никогда больше не смотреть по сторонам. Однако всякий раз начиналось тоже самое.
- В какой сказке мы оказались? («Паровозик из Ромашкова») (Слайд 24)
А)- Вот и сегодня он увидел на лесной полянке красивый необычный цветок и остановился. (Слайд 25)
-Откройте «Тетрадь с печатной основой», стр.47 № 7
Задание: «Найти спрятавшиеся цифры». Напиши каждую 4 раза.
( Работа в парах.)
- Покрутите калейдоскоп. (Слайд 26)

III. Итог урока.
Рефлексия.
- В каких сказках мы сегодня побывали?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Кто из вас на уроке работал активно? (Сигнальные карточки зеленые, желтые, красные.)
- А кому из вас помогали справиться с заданием соседи по парте?
- Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.
- Одному или одной
Трудно справиться с бедой,
Слово «МЫ»
Сильней чем «Я»,
Мы – семья,
И мы – друзья!
- Составьте из кружков фейерверк на доске в благодарность за вашу работу.
Урок окончен.
Использованная литература:
1. Авторская программа И.И. Аргинской «Математика», приведённая в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Корпорация «Федоров», 2011).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2-х ч.- М.:Просвещение,2011.-400с.
2. . Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С., Кормишина С. Н.
Математика: Учебник для 1 класса: В 2 ч. – 2-е изд., стер. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.Часть 1.
3. Бененсон Е. П., Итина Л. С.Математика: Рабочая тетрадь для 1 класса: В 4 ч. – 2-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
4. Использованные интернет ресурсы:
http://ollforkids.ru/skazkart/215-repka-skazka-s-kartinkami.htmlhttp://www.happy-giraffe.ru/community/10/forum/post/1328/http://bestgif.su/photo/animashki_blestjashki/kalejdoskop_animacija/47-0-12493