Статья Как помочь ребёнку с ЗПР


Ковальская Г.Ш.
ОСШ № 34 г. Караганда
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ С ЗПР
Маленькие, смешные, неуклюжие… Девочки горделиво несут, как корону, огромный белый бант, мальчики, в парадных костюмах и галстуках. Вот они впервые переступают порог школы, переполняемые надеждой и ожиданием нового, неизведанного, необычного.    
Но вот другая картина: озлобленные лица, сигарета в зубах, вместо щебетания девчонок и басовитого смеха мальчиков слышен мат. Они издеваются над слабыми, ни во что не ставят взрослых, их поступки порой вызывают шок у педагогов, а родители растерянно разводят руками. Это подростки, еще совсем недавно переступавшие порог школы с огромными бантами, букетами и радостными улыбками. Что произошло? Куда делись очаровательные малыши, смотревшие в рот учителю, ловя каждое его слово?
«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все – вся полнота сторон, с совокупностью которых в нашем сознании связано представление об идеальной личности. Но эта заданность – лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях. На практике полной меры таких условий не существует, и развитию ребенка сплошь и рядом сопутствуют разнообразные неблагоприятные факторы, в том числе болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях мы говорим о трудных детях, хотя, по правде говоря, «легких» детей не бывает».
Эти слова, сказанные более 80 лет назад известным советским ученым, педагогом Всеволодом Петровичем Кащенко, не только не утратили своего значения, но приобретают особенную актуальность в наши дни. Ни для кого не секрет, что все чаще и серьезнее сказываются на развитии детского организма патогенные факторы: загрязнение окружающей среды, преобладание «химии» в продуктах питания, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни и многое другое. Все большее количество детей с диагнозом ЗПР приходят учиться в специальные классы и школы.
Диагноз "задержка психического развития" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными, а подчас и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?".
Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР " детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.
Детей с ЗПР нередко относят к олигофренам. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит временный и замедленный темп развития. Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера.
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребенка, порой не замечая важного - отставания в развитии.
Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.
Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка, прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. Они постоянно задают себе вопрос: что будет дальше с нашим ребенком? В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники. Больше разговаривать с ним о его проблемах, даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
Воспитательная работа в коррекционно-образовательном учреждении так же будет эффективна, если будет проводиться последовательно, систематически и целенаправленно. Это особенно актуально в настоящее время, когда рушатся одни идеалы в воспитании подрастающего поколения и мучительно трудно создаются новые. В связи с этим перед педагогами школы встает вопрос: что же является главным, приоритетным в развитии и формировании личности ребенка? Тем более, если речь идет не о ребенке вообще, а о ребенке, имеющем отклонения в развитии разного рода: от эмоционально-волевой незрелости и личностных особенностей до нарушения познавательной деятельности.
«В детском и подростковом возрасте эмоционально-личностная сфера является наиболее уязвимым звеном. Это обусловлено быстрым созреванием человека как личности, с одной стороны, и проблемами его адаптации в системе межличностных отношений и деятельности, - с другой».
Воспитание – процесс непрерывный, однако при переходе ребенка из одного возрастного периода в другой, со сменой ведущей деятельности, намечается определенный разрыв, «нестыковка» в воспитательной работе. При поступлении ребенка в школу на него обрушивается вал информации, и все усилия учителей и воспитателей направлены на то, чтобы он сумел ее усвоить. Как следствие этого, воспитательная работа в школе может ограничиться проведением режимных моментов или так называемых воспитательных мероприятий.
 Программа воспитательных занятий в классах для детей с ЗПР в нашей школе была составлена педагогами, работающими в специальных классах, и успешно используется в работе с детьми. Программа включает в себя три направления «Природа и я», «Я – карагандинец», «Народное творчество». Цель программы – это духовно-нравственное, патриотическое воспитание через приобщение детей к традициям и культуре своего народа, к ее многообразию и самобытности, воспитание гуманного отношения к природе, сопереживания и сострадания ко всему живому, осознания себя как частицы окружающего мира.
На занятиях по направлению «Народное творчество» дети знакомятся с различными видами устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Русские и казахские народные сказки, былины, притчи, пословицы и поговорки – все это неиссякаемый родник многовековой мудрости народа, богатый материал для воспитания таких качеств как доброта, терпимость, смелость и самопожертвование, взаимовыручка.
Из собственного опыта могу сказать, что современные дети очень мало знают народных сказок. Особенно это относится к контингенту детей в нашей школе, детей с так называемой педагогической запущенностью. У таких детей кумирами становятся герои комиксов, по которым снято большинство мультфильмов и фильмов для детей, заполонивших телеэфир. В них торжествует сила и жестокость, поэтому приобщение этих детей к нашему народному творчеству просто необходимо.
Задачи направления «Природа и я»  не менее актуальны в процессе воспитания детей с ЗПР. Воспитательные занятия не ставят перед собой цели дублировать уроки, главный акцент ставится на воспитании бережного отношения к природе, умения сострадать и сопереживать, видеть и ценить красоту природы, то есть на развитии эмоциональной сферы, эстетическом воспитании, формировании экологической культуры. Знания, полученные на уроках, лишь закрепляются на занятиях в игровой форме.
Воспитательные занятия направления «Я – карагандинец» знакомят детей с историей, культурой и архитектурой города. Много занятий посвящено воспитанию культуры поведения (в театре, в музее, в транспорте, на улице и т.д.)
Все занятия проводятся в атмосфере активного поиска совместных решений и носят игровой занимательный характер. Дети включаются в практическую деятельность, взаимодействуют в микрогруппах и парах, приобретают социально-значимый опыт. На этой основе формируются важнейшие личностные образования ребенка, воспитывается интерес к окружающему миру и к людям. Общаясь со сверстниками в атмосфере игры, дети освобождаются от эмоциональной скованности, напряженности, а разнообразные виды деятельности, как групповые, так и индивидуальные, вызывают у них положительную реакцию, способствуют их социальной адаптации.
У детей с ЗПР школа обычно вызывает негативное отношение. Это происходит из-за того, что такие дети часто терпят неудачу. Следовательно, при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, необходимо стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать следующие методы, направленные на то, чтобы учение вызвало положительные эмоции:
-  Чтобы приучать ребёнка к мыслительной работе, надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения на учебном материале, который ему интересен.
- Если отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, то это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими  усилий. Оценивать необходимо только конкретную работу, а не самого ребенка.
 -  Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед.  Для этого реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Важно – не порицание, а разъяснение ошибки.
-  Надо научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением, ведь на ошибках учатся.
Главное – и родители, и педагоги должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
Литература
1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М. Просвещение, 1994 г.
2. Троицкой И.Ю. «Если в семье ребенок с ЗПР», журнал «Виноград», № 1, 2009 г.3. Антипина А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР "Начальная школа", 1997, № 3 4. Бондаренко С.  Почему детям трудно учиться? М.,1985 г.
5. Дети с отклонениями: Методическое пособие для педагогов, воспитателей и родителей под ред. Л.П.Носковой. М., 1997 г.
6.  Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР М., 2004
7. Развивающие игры для детей. /конс. Никитин Б.М.  М.,1990
8. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.