Памятка к родительскому собранию на тему Как помочь ребёнку стать внимательным?
Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку стать внимательным?»
Родительское собрание:
«Как помочь ребёнку стать внимательным?»
«Гений – это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так»
Задачи: познакомить родителей с особенностями внимания младших школьников; показать важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить с методами и приемами развития внимания первоклассников
Оборудование: памятки, анкеты, листы с описанием развивающих игр, наглядный материал для развития внимания, презентация.
Форма: информационно-практическая беседа.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Вступительное слово
Уважаемые родители!
Сегодня мы обсуждаем проблему, связанную с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Прошу Вас заполнить анкету.
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения задания?
- да — трудно сказать (и да, и нет) — нет
2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- да — трудно сказать (и да, и нет) — нет
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ ответов анкеты.
- Смогли ли Вы ответить на все вопросы анкеты? Что не хватает Вам для этого? (знаний, умений, опыта). Я предлагаю Вам провести сегодняшнее собрание на тему: »Как помочь ребёнку стать внимательным?» в виде информационно-практической беседы.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Выделяют 3 вида внимания:
1.Непроизвольное
2.Произвольное
3.Послепроизвольное
Непроизвольное возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием. Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как:
Концентрация
Устойчивость
Распределение
Переключение
Увеличение объема усвоенной информации
Возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся:
Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трва – трава)
Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава – трава)
Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания
Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.
Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители.
3 . Психологический практикум.
А сейчас мы с вами ознакомимся с эффективными средствами развития внимания детей.
Каждой группе раздаётся описание игры или игрового упражнения. Вам даётся 10 минут для знакомства с содержанием, к подготовке к выступлению, в котором показывается, как проводится эта игра или приём.
1.Охота на кота.
Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: к, о, т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.
2.Зеркало.
Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.
3.Летит — не летит.
Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы ит.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается платит фант.
4.Самый внимательный
Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.
5. Игра «Не собьюсь»
По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 называть нельзя. Вместо него игрок подпрыгивает (или говорит «не скажу», «гол», или мяукает, или квакает и т.д.). Самый внимательный игрок тот, кто ни разу не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Числа в игре можно менять.
6.Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, но—га, ва—гон, ке—фир, кол—пак, вил—ка и др. Отвечать нужно быстро.
7.Игра «Повторяй, но не зевай»
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда я буду хлопать в ладоши, вы должны присесть, когда я подниму руки вверх, вы должны подпрыгнуть, когда я присяду, вы поднимите руки в стороны, когда я топну ногой, вы тоже топните. Перед началом игры можно провести репетицию.
8.Игра «Найди слово»
На доске (листке) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.
9.Игровое задание «Имена» (тренировка внимания и наблюдательности)
Инструкция: найдите спрятанные имена. Будьте внимательны, в некоторых предложениях их может быть несколько.
Пример: В предложении «Принеси коФЕ Дяде, сынок» — спрятано имя ФЕДЯ.
• Где лежат бигуди мамы?
• Я акварельными красками рисую радугу.
• Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.
• Зашёл баран на поле гороха и остановился.
• Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.
• Что было раньше на месте панорамы?
• Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят.
10.Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания. Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
11.Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти. Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
12.Игра “Построй в темноте” (можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше — тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
13. Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях
1) Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.
Например: АВОРОК АЛОКШ КИНЕЧУ АДОГОП АЛКУК ТЕЛОМАС АНИШАМ РОФОТЕВС ЬЛИБОМОТВА
2) Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
б) РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
в) РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
г) ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
4) Найди “спрятавшиеся слова”:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМСЕВНГМШЬ (газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
АВЛМБЕРЕЗАВОНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга)
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТОВ (пенал, лес)
5) Разделить “склеенные” между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
6)Разделить “склеенные” между собой предложения: БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
7) Вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБ
АЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИ
СРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Найди 12 ошибок в примерах:
3 + 12 = 15 15 – 8 = 7 16 + 4 = 22
3 + 3 = 10 16 + 8 = 23 13 – 4 = 9
16 – 9 = 7 16 + 9 = 28 13 – 2 = 10
12 – 6 = 6 15 + 9 = 25 15 – 4 = 11
15 – 2 = 13 19 + 5 = 24 12 – 4 = 6
15 + 5 = 10 14 – 9 = 5 12 – 9 = 3
5 + 17 = 22 7 + 18 = 25 2 + 11 = 13
4 + 18 = 22 6 + 15 = 22 18 – 8 = 10
16 – 5 = 11 12 – 7 = 5 19 – 7 = 13
17 + 7 = 23 19 – 6 = 13 5 + 13 = 18
14 – 6 = 8 16 + 6 = 22 13 – 5 = 8
18 – 4 = 12 14 + 9 = 23 16 – 2 =14
9) Расставь числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
10) Реши задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
11) Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Памятка для родителей
В качестве решения родительского собрания предлагаю следующие рекомендации.
Уважаемые мамы и папы! Помогите вашим детям стать внимательными.
Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры или подбирая другие.
Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть не обычное в обычном, незнакомое в знакомом.
Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
4.Рефлексия
Занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Лучше их проводить в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребёнку, его успехам, достижениям.
Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании я (мы) понял(и), что внимание…».
На память о нашей информационно — практической беседе примите, пожалуйста, памятки для родителей.
Благодарю за внимание!
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.
6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.
11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!