Родительское собрание по теме Как помочь ребёнку стать внимательным
Родительское собрание во втором классе.
Тема: Как помочь ребёнку стать внимательным.
Цель: познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.
Задачи:
дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей;
изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Форма: собрание-практикум
Ход проведения.
I. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
II. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание.
III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: «Внимательный ребенок – это ...» (Время для выполнения задания – 3 минуты).
IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
V. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.
VI. Выступает учитель.
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным.
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.Что же такое внимание?
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно, но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той ж проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Таким образом, у внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объёмом внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение -от устойчивости внимания.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
VII. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15 – 20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.
1. Найди отличия.
Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
2. Перепутанные линии (на развитие концентрации внимания).
3. Игра «Корректор».
4. Числовая цепочка.
Посмотри, какая интересная цепочка здесь нарисована. Попробуем её заполнить.
Правило такое:
Если число попадает в треугольник, то оно увеличивается на 2,
Если в квадрат, то увеличивается на «1».
Если в кружок, то уменьшается на «4».
5. Игра «Полслова за вами».
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
6. В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да(!).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".
7. Упражнение "Запрещенная буква".
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".
Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры. Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.
7. Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
8. Упражнение "Цифровая таблица".
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: "Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25". Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.
9. Игра "Маленький жук".
"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя![ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
10. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
11.Упражнение на распределение внимания.
Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
12. ТЕСТ
В тексте «Ленивый Вася» попросите ребенка найти и обвести в кружок названия 12 животных (зверей, насекомых, рыб, птиц, змей). Перед выполнением объясните ему, что названия могут прятаться как на стыке двух слов, например, палка банка, так и внутри самих слов, например, ракушка.
«Ленивый Вася».
Как - то раз попросила мама Васю отнести к бабушке в деревню пироги. Но сынишке было лень нести груз так далеко. Вася поставил в клевер блюдо с пирогами, а сам решил: “Лучше я под откосом отдохну, в том месте, где растут каштаны.» Вокруг светило ласковое солнце, жужжали пчелы. Скоро Вася уснул крепким сном, а проснулся только тогда, когда уже совсем стемнело. Вася вернулся домой, сгорая от стыда. Ничего не сказала ему мама, Да Вася понял и сам: не вылезая целый день из постели, можно вырасти очень ленивым.
Маленькое дело куда лучше большого безделья
Ключ
А теперь сверьте задание с ключом. Жирным шрифтом в нем выделены все названия животных, которые должен был найти ребенок.
«Ленивый Вася».
Как - то раз попросила мама Васю отнести к бабушке в деревню пироги. Но сынишке было лень нести груз так далеко. Вася поставил в клевер блюдо с пирогами, а сам решил: “Лучше я под откосом отдохну, в том месте, где растут каштаны.» Вокруг светило ласковое солнце, жужжали пчелы. Скоро Вася уснул крепким сном, а проснулся только тогда, когда уже совсем стемнело. Вася вернулся домой, сгорая от стыда. Ничего не сказала ему мама, Да Вася понял и сам: не вылезая целый день из постели, можно вырасти очень ленивым.
Маленькое дело куда лучше большого безделья!
Если Ваш ребенок правильно нашел названия 11-12 животных, у него отличное внимание!
Если найдено 7 – 10 названий, у него хорошее внимание, но тренировка не помешает.
Если найдено 5 – 6 названий, внимание ребенка находится на границе плохого и хорошего, и если не обратить на это внимание, перевес может произойти в нежелаемую сторону.
Если ребенок нашел меньше 5 названий животных, у него наверняка есть проблемы при обучении в школе, причина которых кроется в плохо развитом внимании.
Итог
Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации.
Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от "Родной речи", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.). При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим - "другой девочкой", "плохо обученным щенком".
Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.
X.. Заключительный этап.
Совет первый. Помните! Внимание ребенка необходимо развивать. Плохое внимание никогда не станет хорошим, если вы не будете вести целенаправленную работу по его развитию.
Совет второй. Имейте в виду, что внимание бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым, когда работа требует от ребенка максимальной умственной активности. Пусть ваш ребенок работает над тем, что трудно, но выполнимо.
Совет третий. На досуге предлагайте ребенку всевозможные развлекательные упражнения для развития внимания, увлеките его этой игрой.
Совет четвертый. При чтении каких-либо текстов (ребенок читает сам) попросите ребенка найти ответ на тот или иной вопрос или же описание каких-либо действий, событий. Читая ребенку сами (текст должен состоять не более чем из десяти предложений), попросите его посчитать все слова, которые начинаются с какой-то определенной буквы, например, с буквы с, или же посчитать какие-то конкретные предметы – животных, растений
Совет пятый. Помните, тренировать внимание ребенка нужно постоянно, ведь наиболее значительные трудности школьного обучения будут возникать именно из-за невнимательности, которая вызывает снижение умственного развития и снижение интереса к учебе в целом.
Совет шестой. Внимание тесно связано с эмоциями и чувствами, поэтому не забывайте хвалить ребенка за правильно выполненное задание, а также предлагайте ему для выполнения только те задания, с которыми он действительно может справиться.
Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...»
3. Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей. Раздача памяток – буклетов «Как помочь ребёнку стать внимательным» (Приложение 12).
Демашкевич Елена Ивановна, учитель начальных классов
Октябрьский район
развитие внимания, игры, упражнения, внимательность15