Сценарий родительского собрания на тему Как привить ребёнку любовь к чтению
Родительское собрание во 2 классе на тему
«Как вызвать у ребёнка интерес к чтению»
Цель: донести до сведения родителей важность и необходимость детского чтения; познакомить с отдельными приёмами по развитию читательских умений.
Участники: классный руководитель, родители второклассников.
Форма проведения: круглый стол.
Подготовка к родительскому собранию:
- оформление приглашений для родителей;
- оформление приглашения для школьного библиотекаря;
- Анкета «Читательские интересы» (для учащихся и родителей);
- памятки родителям;
- подготовка выставки литературы по теме собрания.
Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.
Ричард Бах
ХОД СОБРАНИЯ
Вступительное слово классного руководителя.
(Классный руководитель знакомит родителей с темой и целями собрания)
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о важности умения ваших детей общаться с книгой –с умением и желанием читать.
- Ваш ребёнок научился читать! Взрослые счастливы! Счастлив и сам ребёнок! Однако, проходит какое –то время и Вы замечаете, что ваши дети начинают читать мало, не читают совсем. Что же делать?
( родители по очереди высказывают своё мнение)
- Да, можно согласиться с мнением каждого из Вас, но есть игровые приемы, на основе которых ребёнок становится невольным участником « нелюбимого» занятия.
Хотите, чтобы ваш ребёнок читал? ( родители высказывают свое мнение).
Есть несколько таких приемов: « Похвала», «Поощрение», « Чтение вслух по очереди».
Пусть читает Вам вслух, понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите ребёнка. Ему трудно, почти невозможно сразу прочесть текст гладко, соблюдая интонации. Но и читать одно и то же несколько раз скучно. Придумайте какой – нибудь мотив, чтобы ему захотелось потренироваться в читательском умении или предложите: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в школу. Ты будешь учителем, а меня научишь читать» и т.д. И наконец, очень важно продолжать читать с ребёнком вслух: абзац – мама, абзац – ребёнок. А потом большие абзацы читает мама, маленькие – ребёнок.
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок любил читать? Для этого он твёрдо должен знать, что чтение – это не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете: «Плохо читаешь, не будешь играть, не пойдёшь гулять, пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите ребёнка, что чтением наказывают. Но если он увидит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
Итак, семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение. Помните, что дети этого возрастного периода ещё обладают особой чувствительностью к восприятию различных сторон языка, интересом к устной и письменной речи, способностью к словотворчеству.
- Кто из Вас, уважаемые родители ежедневно может позволить себе общение с книгой?
- Как часто Вы видите своих детей за чтением книг?
На эти вопросы дадут ответы итоги нашей анкеты «Взрослые и дети» (сообщаются итоги анкетирования детей и родителей).
На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына.
«Вова не очень любил читать, ленился. Ему было трудно, читал он медленно. А из – за того, что читал мало, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что – то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривались, что кончим пораньше все свои дела, и я ему почитаю. Он забирался в кровать и ждал с нетерпением, когда я приду. Читали – и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну, почитай, ну ещё одну страничку!» А мне и самой интересно… . Тогда договаривались твёрдо: ещё 5 минут – и всё. Конечно, следующего вечера он очень ждал. А иногда и не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: «Прочти обязательно!» Ну, я, конечно, старалась дочитать одна, а вместе новый рассказ начинали. И вот, знаете. Так постепенно он сам начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его и не оторвёшь!»
Уважаемые родители! Сколько бы ни было человеку лет, в какой бы эпохе он не жил, воздействие литературного произведения на душу человека трудно переоценить… Важно уметь подбирать книги по душе, с учётом своих интересов. Мечтаний и т.п….
Предлагаю Вам рекомендательный список литературных произведений, которые Вы можете прочитать совместно с детьми, подготовив проекты на конец учебного года по одному из полюбившихся произведений.
( Предполагается проведение праздника книги на конец учебного года в школьной библиотеке « Мама, папа, я - читающая семья»).
Приложение1
Анкета для учащихся.
1). Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?
2). Нравится ли тебе читать?
3). Какие книги ты любишь читать?
4). Нравится ли тебе получать книгу в подарок?
5). Какую книгу ты теперь читаешь?
6). Тебе её подарили, купили родители или ты взял её в библиотеке?
7). У вас дома много книг?
8). Какие детские книги есть в вашей библиотеке?
Приложение2
Анкета для родителей
1). Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
2). Сколько времени он проводит за книгой?
3). Вы заставляете ребёнка читать или он делает это без принуждения?
4). Какие книги он читает?
5). Как вы это поощряете?
6). Дарите ли ребёнку книги?
7). Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
8). Считаете ли вы себя активным читателем?
9). Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?
Приложение 3
Список рекомендуемой литературы для чтения на досуге во 2 классе.
М.Пришвин «Последние цветы»;
- К.Ушинский «Пчёлы и муха»;
- А.Барто «Вам не нужна сорока?»;
- С.Аксаков «Осень»;
- В.Берестов «Урок листопада».
2. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»;
- «Тень – тень, потетень…»;
- шведская песня «Отличные пшеничные…»;
- французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»;
- корейская сказка «Дружные братья»;
- норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
3. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице;
- Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
4. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок);
- С. Есенин «Поёт зима, аукает…»;
- М. Пришвин «Птицы под снегом».
5. В. Осеева «Обидчики»;
- М. Зощенко «Самое главное».
6. Народные песни «Весна – красна», «Вырастай, яблонька»;
- Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»;
- О. Дриз «Зелёная карета»;
- М. Пришвин «Трясогузка».
5. Вопросы родителей. Обмен мнениями по теме собрания.
6. Подведение итогов.
Приложение4
ПАМЯТКА
1.Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
2.Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4.Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
5.Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
6.Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
7.Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8.Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9.Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10.Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнком авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11.Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии соей семьи.
12.Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
ЧТЕНИЕ – это труд. Но этот труд должен стать для детей желанным и радостным сейчас, когда он опустил глаза в книгу.