Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Виды глагола»
Урок по русскому языку для 5 класса.
Тема урока: Виды глагола (по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Цели урока: 1)повторить сведения о глаголе, познакомить учащихся с понятием вида глагола; научить различать совершенный и несовершенный вид глагола 2) показать возможности функционирования глаголов в речи, развивать логическое мышление 3) воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Вы помните, наверняка, что слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык». В дальнейшем это слово начало обозначать знаменательную часть речи, являющуюся основой языка. И, действительно, почти в каждом предложении есть глагол. Сегодня мы должны ответить на вопросы: 1) Что я знаю об этой удивительной части речи? 2) Что хочу знать? 3) Что узнал?
2. Повторение.
- Каково общее грамматическое значение глагола?
- Назовите морфологические признаки глагола.
- Каким членом предложения может быть глагол?
- Приведите примеры глаголов из домашнего упражнения, исходя из перечисленных признаков слов этой части речи.
3. Изучение новой темы: а) постановка целей урока;
б) самостоятельная работа.
Изучению новой темы поможет информация учебника параграфов 79, 80 (стр.228-230).
Прочитайте тему урока (п.79, 80), сформулируйте цель нашего урока.
Самостоятельно читают параграфы и заполняют таблицу
Совершенный вид Несовершенный вид
вопросы 2)действие 3)примеры А примеры глаголов СВ и НСВ возьмите из стихотворения В. В. Голубевой:
(слайд № 1)
Уж давно отсверкали зарницы,
В жарком лете остались грозы.
Над рекою плакучие ивы
Не роняют печально слезы.
Серых туч летят вереницы,
Певчих птиц провожая стаи.
Опускаются елей ресницы…
Все как будто вокруг замирает.
Учитель: Что вы узнали о видах глагола из таблицы и параграфов учебника?
4. Работа в группах («Шесть шляп мышления»).
- А что интересного и нового добавит нам группа в белых шляпах.
Белая шляпа - сбор информации:
-Глаголы несовершенного вида показывают постоянное действие. Например, Занятия в школе начинаются в восемь часов утра.
И длительное незавершенное действие. Например, Целый час провел за чтением книги.
Глаголы же совершенного вида показывают однократное действие. Например, Спортсмен метнул далеко ядро.
И результативное действие: Я решил сложную задачу.
Красная шляпа – сбор информации о чувствах, эмоциях ( что я сейчас чувствую, что говорит мне мой «внутренний голос»)
- Мой «внутренний голос» выражает чувство радости от законченности действия: Я сдал экзамен! Я поступил в университет!
И огорчение по поводу незаконченного действия: Никак не решается задача.
Жёлтая шляпа – плюсы, ,преимущества, сбор положительной информации о видах глагола.
- На совершенный вид глагола указывает приставка –с- (что сделать? что сделал? и т. д.
А в вопросах глаголов несовершенного вида этого нет.
Чёрная шляпа – сбор критической информации о видах глагола (осторожность, суждение, риски и опасности)
- Противопоставление СВ и НСВ глагола распространяется на всю глагольную лексику, все образования совершенного вида противопоставлены всем образованиям несовершенного вида. В чём заключается опасность? В том, чтобы не ошибиться в определении видов глагола.
Зелёная шляпа – новые идеи, творческое начало.
- Значение длительности действия (несов. вид) может быть усилено путём повторения глагольной формы: Сядем и будем говорить, говорить. ( А. П. Чехов)
Также постоянное значение может быть подчеркнуто при помощи лексических средств: Тоска меня одолела; но вот грызёт день и ночь.
Синяя шляпа – контроль над процессом мышления, осмысленность.
- Каждая из групп достигла определенной результативности. Ребята использовали материал не только учебника, но и дополнительную литературу, что помогло лучше понять и усвоить новый материал. Спасибо им за это.
5. Закрепление. Чтение стихотворения «Чайковский»
В. Рождественского (упр. 624) на фоне музыки П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Определите вид глаголов.
Из статьи Н. Власовой (упр. 622) о Чайковском выписать глаголы и определить их вид.
Задание. (слайд № 2)
Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов.
Я дочитал книгу и шёл спать. ( Ушёл)
Учащиеся задерживались в школе, но всё же решили задачу. (Задержались)
Я долго переписал сочинение. (Переписывал)
Ребёнок горько плакал и никак не успокоился. ( Не успокаивался)
Слушатели громко аплодировали, и пианист играл ещё одну пьесу. ( Сыграл)
Задание. Работа со словарём.
Найти глаголы СВ и НСВ с приставками –РАЗ-, -РАС- и составить с ними словосочетания (5 – 6 глаголов).
Задание. Составить мини – текст по картине И. Левитана «Март», используя глаголы разных видов. (Слайд № 3)
6. Рефлексия.
Я предлагаю закончить каждому из вас начатую мною фразу:
«Сегодня на уроке…»
Домашнее задание: упр. 618, п. 79, 80
7. Итог урока.
-Как вы оцените свою работу на уроке?
На партах у каждого ученика есть три карточки разного цвета:
Работал(а) в полную силу Белая
Работал(а) хорошо Синяя
Мог(ла) работать лучше Коричневая
- Спасибо всем за урок. Вы были молодцы. Я желаю, чтобы каждый верил в себя и надеялся на успех.
Поэт в плену возвышенных идей,
Не интригуй ты прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо виды знать глаголов.