Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии»
Пояснительная записка
Предпрофильная программа «Психология и выбор профессии» основана на материалах двух программ: авторской программы занятий «Мой выбор» И.Ф. Ахметовой, Т.Ю.Ивановой, А.Н. Иоффе, А.С. Иоффе, А.С. Прудченков, Г.К. Смирновой и программы «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.В.
В программе используется новых подходах в обучении и нравственном воспитании подростков. Содержание конкретного учебного материала отличается новизной. Принципиальная новизна программы заключается в том, что по завершении изучения курса у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности. Изучение программы курса готовит обучающихся к жизни в обществе, дает им возможность выстраивать свою собственную позицию, анализировать любую жизненную ситуацию, поможет сделать, самостоятельно обоснованный выбор из многих возможных вариантов, принимая на себя личную ответственность. Учебный материал помогает подростку самому строить свои отношения с окружающим миром и разбираться в себе. Учащийся приобретает ощущение собственного «Я» как частичку общества.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающее мероприятие по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию учащимися осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Программа «Психология и выбор профессии», рассчитан на учащихся 9 классов общеобразовательных школ Российской Федерации в соответствии с основным положениям федерального компонента. Согласно годового планирования, занятия в 9-х классах проводятся в объёме 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование рассчитано в 9-х классах по 35 часов.
Актуальностью данной программы является то, что наш мир, в котором мы живём, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые изменения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий познающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении ее цели, человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация).
Цель курса: формирование культуры выбора в различных ситуациях, а также психологической готовности учащихся к профессиональной карьере.
Задачи курса:
- знакомство с основами технологии выбора;
- анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение;
- моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм толерантность;
- создание условий для отработки умения выстраивать свое поведение в ситуации выбора (в типичных жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;
- приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи и т.д.;
.- развитие способностей к самоопределению и саморазвитию
- формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.
Планируемые результаты
Умение отрабатывать ключевые понятия курса в системе: ассоциации, знак, слово;
- умение определять предмет выбора, сферы жизнедеятельности человека, в которых осуществляется выбор;
- осознание важности ценностных ориентиров для определения личностного выбора;
- определения договора и последствия достигнутого соглашения;
- анализ возможных путей развития конфликта и способы выхода из конфликтной ситуации;
- определение семьи как одну из основных ценностей человека и общества;
- выявление гражданской позиции человека;
- формирование проблемы личной ответственности перед Родиной, малой родиной;
- рассмотрение проблемы здоровья как основную ценность человеческой жизни и общества;
- осознание взаимосвязи состояния здоровья человека и здоровья нации - умение выявлять причины политической пассивности граждан;
- умение формировать свое отношение к социально-политической жизни общества;
- осознания важности умения пользоваться информацией, критически осмысливать свой выбор в отношении источника информации, сравнивать его с выбором других людей, анализировать, аргументировать свою позицию;
- умения взаимодействовать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, использовать дополнительную литературу по праву, моделировать своё поведение в проблемной ситуации4- осознание общественной значимости и важность правомерного поведения;
- умение осознавать выбор профиля обучения как первый рубеж жизненного выбора;
- - сформированность адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании» в Российской Федерации
№ 273 –ФЗ от 01.09.2013 г.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. № 1897.
7. Приказ министра образования Московской области «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области» от 13.03.2013 г. № 986.
8. Авторская программа предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной.
Основное содержание программы
9 класс.
№ Раздел содержания курса Кол-во часов
1 Человек свободного общества 2
2 Я выбираю 5
3 Что я знаю о моих возможностях 8
4 Что я знаю о профессиях 7
5 Способности и профессиональная пригодность 7
6 Планирование профессиональной карьеры 6
Итого 35часов
Требования к уровню подготовки учеников:
В результате изучения курса «Мой выбор» обучающийся
должен знать:
- основы технологии выбора, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;
- модели поведения в ситуациях выбора, последствия того или иного выбора.
должен уметь:
- строить свои отношения с окружающими миром и разбираться в себе;
- решать конфликтные ситуации в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
- взаимодействовать со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе;
- взаимодействовать со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и т. д; взаимодействие с младшими: учащимися школы, воспитанниками системы дополнительного образования и т.д.
- получать социально значимую информацию из различных источников, её осмыслять и интерпретировать;
- использовать полученную информацию в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор (первоначально в учебно-моделирующей ситуации, а затем в жизненной ситуации).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Название разделов и тем Кол-во часов Плановые сроки Скорректированные сроки проведения
Теоретические Практические Человек свободного общества 2 Основные ценности свободного общества 1 01.09 –05.09 Ответственность и гражданская позиция 1 07.09 –12.09 Я выбираю 5 Выбор, ответственность 1 14.09 - 19.09 Свобода. Проблема смысла жизни 1 21.09 – 26.09 Свобода и ответственность 1 28.09 – 03.10 Моя малая Родина – мой выбор 1 05.10 – 10.10 Гражданственность и патриотизм 1 12.10 – 17.10 Что я знаю о моих возможностях 7 Самооценка и уровень притязаний 1 19.10 – 24.10 Темперамент и профессия. 1 26.10 – 31.10 Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций. 1 09.11 – 14.11 Стресс и тревожность. 1 16.11 – 21.11 Типы мышления. 1 23.11 – 28.11 Внимание и память 1 30.11 – 05.12 Уровень внутренней свободы. 1 07.12 – 12.12 Что я знаю о профессии 7 Классификация профессий. Признаки профессий. 1 14.12 – 19.12 Определение будущей профессии. 1 21.12 – 26.12 Профессия, специальность, должность. Формула профессии. 1 11.01 – 16.01 Интересы и склонности к выбору профессии. 1 18.01 – 23.01 Определение профессионального типа личности. 1 25.01 – 30 01 Профессионально важные качества. 1 01.02- - 06.02 Профессия и здоровье 1 08.02 – 13.02 Способности и профессиональная пригодность 7 Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. 1 15.02 – 20.02 Способности к интеллектуальным видам деятельности 1 22.02 – 27.02 Способности к профессиям социального типа 1 29.02 – 05.03 Способности к офисным видам деятельности 1 07.03 – 12.03 Способности к предпринимательской деятельности 1 14.03 – 19.03 Артистические способности 1 28.03 – 02.04 Уровни профессиональной пригодности 1 04.04 – 09.04 Планирование профессиональной карьеры 6 Мотивы и потребности 1 11.04 – 16.04 Ошибки в выборе профессии 1 18.04 – 23.04 Современный рынок труда 1 25.04 – 30.04 Пути получения профессии 1 02.05 – 07.05 Навыки самопрезентации. 1 10.05 – 14.05 Стратегия выбора профессии. 1 18.05 – 23.05 Итого 34 Перечень учебно-методического обеспечения и оборудования
для педагога-психолога
1. И.Ф. Ахметова, Т.Ю. Иванова, А.Н.. Мой выбор/Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. – 5-е изд., доп. и расширенное.: Издательство «ИЖИЦА», 2005. – 144с.
2. И.Ф. Ахметова, Т.Ю. Иванова, Мой выбор: Рабочая тетрадь для старшеклассников – 6-е изд. испр. и доп.- М.: Изд-во Ижица, 2005. – 96с.
3. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Моё действие – мой выбор. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. – М.: Ижица, 2005. – 64с.
4.Учебное издание. Книга методик образовательной программы «Мой выбор» переизд., Ершова Э.Б.,.. Иоффе А.Н., Осипова Т.В. – М.: Изд. Ижица, 2005. – 92с.
5.Конституция Российской Федерации, СПб, OOO «Виктория плюс», 2012.
6. Правдина О.В., Просвирнова О.Е., Мишина С. Е. Коротеева Т.В. Методическое пособие по воспитательной работе. По курсу «Мой выбор» - М.: Ижица, 2005. – 176с.
7. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 208с.
8. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации.
9. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия /Волгоград: Учитель, 2009. – 283с.
10. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе: учебное пособие. – СПб.: ООО Издательство «Север-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс» 2006. – 176с.