Рабочая программа курса предпрофильной подготовки Психология и выбор профессии ( 9 класс)
-281940-126492000
Пояснительная записка
Программа предпрофильной подготовки разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01), Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783 с использованием авторской разработки «Выбор профессии» Г.РезапкинойДля учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Целью программы является знакомство с миром профессий, оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, развитие навыков психологической подготовки к ГИА.
Задачи реализации образовательного курса состоят в том, чтобы учащиеся:
- составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность;
- исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;
- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.
Количество часов:
Всего: 11
В неделю: 1
Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы.
Ожидаемым результатом проведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Учащиеся должны уметь: определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, тип мышления, способности, учитывать особенности внимания и памяти при выборе направления.
Знать: что такое профпригодность, ПВК будущей профессии, ошибки при выборе профессии, цели, условия, предмет и средства труда, какие есть ограничения выбора с позиции здоровья
Тематический план
№ Тема Количество часов
1 Самооценка и уровень притязаний. 1
2 Темперамент и профессия. Определение темперамента 1
3 Чувства и эмоции. 1
4 Стресс и тревожность. 1
5 Определение типа мышления. 1
6 Внимание и память. 1
7 Уровень внутренней свободы. 1
8 Способности. Виды способностей. 1
9 Интересы и склонности в выборе профессии. 1
10 Профессионально важные качества личности. 1
11 Обобщающий урок «Что я знаю о своих возможностях» 1
Итого: 11
Прогнозируемые результаты обучения.
Приобретаемые навыки детей.
Учащиеся получат представления:
-о своих возможностях;
-о своем характере, своих достоинствах и недостатках;
-об особенностях своего мышления, внимания и памяти;
-об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;
-«о профессиональной пригодности».
Учащиеся получат опыт:
-самопознания;
-принятий решения;
-преодоления стереотипов;
-межличностного общения в группе;
-выявления направленности профессиональных интересов.
Учащиеся научатся:
-адекватно оценивать себя;
-адекватно реагировать на собственные эмоции;
-навыкам социально приемлемого поведения;
-избегать ошибки в выборе профессии и их последствие.
Календарно-тематическое планирование по предпрофильной подготовке «Психология и выбор профессии»
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Дата проведения
план факт
1 Самооценка и уровень притязаний 1 Урок освоения новых знаний Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности Знать определение понятий самопрезентация, самооценка 2 Темперамент и профессия. Определение темперамента 1 КомбинированныйТемперамент и свойства нервной системы. Стабильность-чувствительность, интроверсия-экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности. Знать типы темперамента
Уметь определять тип темперамента 3 Чувства и эмоции 1 КомбинированныйЧувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния. Уметь контролировать свои эмоции. 4 Стресс и тревожность 1 КомбинированныйТревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием. Знать понятие «стресс»
Уметь избегать стрессовые ситуации 5 Определение типа мышления 1 КомбинированныйМышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность Знать типы мышления
Уметь определять типы мышления 6 Внимание и память 1 КомбинированныйОбщее представление о внимании и памяти. Слуховая, зрительная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Знать виды памяти
Уметь тренировать свою память 7 Уровень внутренней свободы 1 КомбинированныйУровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Знать влияние СМИ на человека 8 Способности. Виды способностей 1 КомбинированныйСпособности общие и специальные. Условия развития способностей. Виды способностей. Знать различные виды способностей 9 Интересы и склонности в выборе профессии 1 КомбинированныйСклонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Уметь учитывать интересы и выбор профессии. 10 Профессионально важные качества личности 1 КомбинированныйКачества личности, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области. Знать какие качества личности важны для профессионального роста 11 Обобщающий урок «Что я знаю о своих возможностях» 1 Урок обобщения Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе. Уметь составлять свой психологический портрет
Содержание курса
1.Самооценка и уровень притязаний.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».
2.Темперамент и профессия. Определение темперамента
Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность-чувствительность, интроверсия-экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Фйзенка «Определение темперамента»
3.Чувства и эмоции.
Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.
Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний..Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций»
4.Стресс и тревожность.
Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.
Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.
Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».
5.Определение типа мышления.
Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.
Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».
Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления»
6.Внимание и память
Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Слуховая, зрительная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти.
Практическая работа. Упражнение «Двойной счет», «Муха».
Дидактические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр».
7. Уровень внутренней свободы
Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений.
Практическая работа. Анализ ситуаций .Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».
8 Способности. Виды способностей
Способности общие и специальные. Условия развития способностей. Виды способностей.
Методика «Определение способностей.
9 Интересы и склонности в выборе профессии.
Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей.
Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».
10 Профессионально важные качества личности
Качества личности, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.
Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера , особенностей мышления, свойств нервной системы . Игра «Профессионально важные качества».
11 Обобщающий урок «Что я знаю о своих возможностях»
Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.
Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.
Литература:
1. «Психология» Программа и метод.пособие. Г.М. Бахаева, Казань,2006г
2.сайт:www.psychologia.edu.ru/article.php3. «Я и профессия» метод.пособие Г.В.Резапкина Казань, 2008г