Рабочая программа по Геологии для элективных курсов школьникам

министерство образования и науки рт
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«лениногорский нефтяной техникум»












Рабочая ПРОГРАММа

Геология
































2014 г.
О


Организация-разработчик: ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»

Разработчик: Прибышеня О.Е., преподаватель специальных дисциплин





Рецензенты: Журавлева Л.Х. преподаватель специальных дисциплин
Набиуллин Р.Р. – ведущий геофизик ООО «ТНГЛенГИС»



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ

Геология

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Геология может применяться для обучения по программам подготовки специалистов среднего звена и при подготовке школьников по дополнительному образованию.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Геология» обучающийся должен обладать предусмотренными следующими умениями, знаниями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;
-определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
-определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
-определять физические свойства и геофизические поля;
-классифицировать континентальные отложения по типам;
-обобщать фациально-генетические признаки;
- определять элементы геологического строения месторождения;
- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;
- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;
- строить геологический профиль по данным разведочного бурения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- классификация и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическую и техногенную деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- строение и текстуру горных пород;
- физико-химические свойства горных пород;
- основы геологии нефти и газа;
- физические свойства и геофизические поля;
- особенноости гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений плезных ископаемых;
- основные минералы и горные породы;
- основные типы месторождений полезных ископаемых;
- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подзмные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород;
минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;
- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;
- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого;
- образование и строение Вселенной, Солнечной системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 226 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 152 часа;
самостоятельной работы обучающегося 74 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
226

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
152

в том числе:


лабораторные и практические занятия
62

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
74

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Геология»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4


Содержание учебного материала




Введение
2
1

Раздел 1.
Физические свойства и характеристика оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых
12
1,2


Самостоятельная работа
6



Теплота земли
2



Методы изучения земной коры
2



Гипотеза о возникновении земной коры
2


Раздел 2.
Основные минералы.
4
1


Горные породы. Строение и текстура горных пород
6
1


Физико-химические свойства горных пород
2
2


Практические занятия
10



Практическая работа № 1 .
«Определение физических свойств минералов»
2



Практическая работа № 2 .
«Определение структур и текстур магматических горных пород»
2



Практическая работа № 3 .
«Определение структур и текстур осадочных горных пород»
2



Практическая работа № 4 .
«Определение структур и текстур метаморфических горных пород»
2



Практическая работа № 5 .
«Определение физических свойств горных пород»
2



Самостоятельная работа
8



Мир минералов
2



Описать граниты, их применение в народном хозяйстве
2



Описать ископаемые соли
2



Виды метаморфизма
2


Раздел 3.
Геологическое время, методы определения относительного возраста горных пород.
2
1


Методы восстановления геологических событий прошлого.
2
1


Практическая работа № 6.
«Единая геохронологическая шкала».
2



Практическая работа № 7.
«Определение по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам относительный возраст пород»
2



Методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения
2



Практические занятия
2



Практическая работа № 8.
«Определение по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа»
2



Самостоятельная работа
2



Методы определения возраста магматических тел
2


Раздел 4.
Эндогенные и экзогенные геологические процессы
6
1


Геологическая и техногенная деятельность человека
2
1


Самостоятельная работа
4



Кора выветривания
2



Дать понятия терминам «аллювий» и «делювий».
2


Раздел 5.
Классификация и свойства тектонических движений
8
1


Практические занятия
10



Практическая работа № 9.
«Определение горизонтальных и складчатых форм залегания горных пород на геологической карте»
2



Практическая работа № 10.
«Чтение и составление по картам схематических геологических разрезов и стратиграфических колонок горизонтальных форм залегания пород»
2



Практическая работа № 11.
«Чтение и составление по картам схематических геологических разрезов и стратиграфических колонок складчатых форм залегания пород»
2



Практическая работа № 12.
«Определение разрывных нарушений на геологической карте»
2



Практическая работа № 13.
«Чтение и составление по картам схематических геологических разрезов и стратиграфических колонок разрывных форм залегания пород»
2



Самостоятельная работа
8



Землетрясения, их последствия
2



Краткий обзор горных стран – Шория, Алтай, Забайкалье
6


Раздел 6.
Основы фациального анализа
2
2


Практические занятия
6



Практическая работа № 14.
«Определение класса континентальных отложений по типам»
2



Практическая работа № 15.
«Обобщение фациально-генетических признаков»
2



Практическая работа № 16.
«Обобщение фациально-генетических признаков»
2



Самостоятельная работа
6



Литолого-фациальные и палеогеографические карты
2



Общие сведения о формационном анализе
4


Раздел 7.
Генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений
4
1


Самостоятельная работа
4



Состав четвертичных отложений территории Татарстана
4


Раздел 8.
Основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод, физические свойства подземных вод; газовый и бактериальный состав подземных вод; зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетних мерзлых пород
10
2


Строение подземной гидросферы
2
1


Практические занятия
4



Практическая работа № 17. «Определение величины водопритоков в горные выработки.»
2



Практическая работа № 18. «Определение величины водопритоков к водозаборным сооружениям»
2



Самостоятельная работа
10



Атмосферные осадки и их распределение на территории
2



Изучить ГОСТ «Вода питьевая
2



Карстопроявления на территории Татарстана
2



Дать понятия терминам «сталактиты», «сталагмиты» и «сталагнаты».
2

·