Методическая разработка деловой игры Чугун — основа металлургического производства
ГБПОУ «Выксунский металлургический колледж»
Методическая разработка
Дисциплина: Основы металлургического производства
Тема урока: Чугун – основа металлургического производства
Разработал: преподаватель ГБПОУ «ВМК » Попкова Е.В.
Выкса 2015
Дисциплина: основы металлургического производства
Тема урока: « Чугун – основы металлургического производства»
Тип урока: повторение, обобщение
Форма: деловая игра «Экскурсия по металлургическому комбинату» с элементами интерактивной игры
Цели урока:
Дидактическая: углубление знаний, обобщение и систематизация о промышленном способе выплавки чугуна доменным способом. Рассмотрение действия научных законов в производстве.
Развивающая: развитие у студентов навыков самостоятельного поиска знаний путем рационального использования различных источников информации для эффективного выполнения профессиональных задач.
Методическая: привитие навыков организации производства посредством деловой игры. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Воспитательная: развитие деловых качеств, повышение уровня культуры речи. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Межпредметные связи: материаловедение, экология
Внутрипредметные связи: общие свойства металлов, технология производства чугуна, шихтовые доменного производства
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА
Наглядные пособия: презентация «Чугун – основа металлургического производства», интерактивная игра «Умники и умницы»
ТСО: мультимедийное оборудование
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организационный момент:
отметка отсутствующих
готовность группы и аудитории к занятию
Настрой студентов на работу:
Информация о целях урока
Информация о ходе проведения урока
Изложение нового материала
МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Изучение раздела «Производство чугуна» является логическим продолжением знакомства с металлами и их свойствами.
Железо и его сплавы (чугун и сталь) имеют чрезвычайно большое народнохозяйственное значение. Чугун является химическим сырьем для получения различных марок сталей.
Знания, полученные по этой теме, используются студентами в дальнейшем при изучении дисциплины «Основы металлургического производства» и профессиональных модулей ПМ.01 Ведение технологического процесса производства черных металлов (чугуна, стали и ферросплавов) и ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочего (подручный сталевара электропечи»Метод: деловая игра с элементами интерактивной игры
Деловая игра проходит в виде экскурсии по металлургическому комбинату, которую проводят «сотрудники комбината».
Заранее составляется план игры, подготавливается список литературы, по желанию студентов распределяются роли (директор комбината, главный инженер, технолог, сотрудник научного отдела, инспектор по охране окружающей среды, представители СМИ и т.д.). Успех проведения игры и во многом зависит от правильного распределения ролей на основе учета речевых данных, умения интересно построить выступление.
К игре оформляются презентации (плакаты), при этом используются данные о составе сырья, уравнения химических процессов, их основные параметры.
В начале занятия группа разделяется на несколько подгрупп (5-6 человек) (не исполняющему роль сотрудника), выдается бланк опорного конспекта, который должен быть заполнен по мере проведения экскурсии.
ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Историческая справка, история развития доменного процесса
Сырье для доменного процесса
Технологическая схема подготовки руд к доменной плавке
Строение доменной печи, основные конструкционные элементы доменной печи
Доменный процесс
Перспективы развития доменного производства
Экологические проблемы черной металлургии
Интерактивная игра «Умники и умницы» проводится для проверки усвоенных знаний обучающимися и выявления непонятных вопросов. Игра включает в себя три этапа:
1 этап – отборочный тур. Каждая группа, за определенное количество времени (2мин) должна составить как можно больше слов существительных из словосочетания «Доменное производство». Команда, составившая большее количество слов, имеет право первого хода во втором этапе.
2 этап – командная игра, включающая в себя три категории с вопросами различной сложности. Команды по очереди выбирают категорию и сложность вопроса.
3 этап - «Мозговой штурм» - команды по очереди отвечают на вопросы, на обдумывание ответа дается 10 секунд.
Рефлексия
Выявление непонятных вопросов
Подведение итогов
Выставление оценок