«Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»


383857555245
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО
Методист
_____________ А.В. Быковская
__________________ 20___ г.
План учебного занятия по теме:
«Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»
Дисциплина ОПД.02 Информатика и ИКТ
Специальность 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Преподаватель Парамонова К.С.
РАССМОТРЕН
на заседании ЦК общеобразовательных, гуманитарных, социально- экономических дисциплин
Протокол № __ от «___» __________ 2015 г.
Председатель ЦК ______________________/Сапрыкина Е.В./
г.о. Тольятти 2016 План учебного занятия
Дисциплина ОПД. 02 Информатика и ИКТ
Раздел (тема) Раздел 5 Телекоммуникационные технологии Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
Тема учебного занятия Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы
Цели учебного занятия:
Обучающая
- дать представление о методах поиска, сохранения и обработки информации.
Развивающие
развивать интерес к спорту, к родному краю;
развивать умение выделять главное;
развитие познавательных интересов, навыков работы в сети Интернет и на компьютере.
Воспитательные
формировать самостоятельность студентов при выполнении практического задания;
воспитывать бережное отношение к ПК;
формировать умение преодолевать трудности.
ОК, формируемые на занятии:
В процессе изучения темы занятия у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
В результате освоения темы занятия обучающийся должен уметь:
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
В результате освоения темы занятия обучающийся должен знать:
роль информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
компьютерное тестирование
фронтальный опрос
выполнение практических заданий в парах
Тип учебного занятия:
комбинированное занятие
Вид учебного занятия:
занятие усвоения нового материала
Метод (ы) обучения: практика- ориентированный
Оборудование и технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, электронная презентация, ПК для выполнения заданий студентами, Интернет
Межпредметные связи: ОПД. 01 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема 2.3 Многогранники и круглые тела
ОДБ.08 Физическая культура Тема 7.1 Правила игры в футбол ПЗ 54 Удары по воротам
Информационное обеспечение занятия:
Основные источники
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014
Дополнительные источники
Киселев С.В. Операционные системы – ОИЦ «Академия», 2010
Интернет – ресурсы
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»);Продолжительность учебного занятия: 1час 30 минут
Технологическая карта
Ход занятия
Планируемое время Деятельность
преподавателя Деятельность
обучающихся
1 2 3
2 мин
I Организационная часть урока
Проверяет готовность к занятию, приветствует студентов, отмечает присутствующих. Обращает внимание на записанную тему и задачи занятия Готовятся к занятию, называют тему и задачи данного занятия
3 мин II Постановка целей и задач
Цель занятия:
- дать представление о методах поиска, сохранения и обработки информации
Задачи занятия:
- отработать навыки создания электронной почты и отправки файлов;
- произвести поиск информации о Чемпионате мира по футболу 2018 в России
- обработать найденную информацию с помощью информационных технологий
15 мин III Актуализация опорных знаний
Предлагает пройти компьютерное тестирование (нескольким студентам)
Проводит фронтальный опрос по материалу предыдущих тем в формате игры «Своя игра»
Оценивает результаты фронтального опроса и компьютерного тестирования (Приложение 1) Занимают рабочие места за компьютерами, проходят тестирование.
Отвечают на вопросы в формате игры.
Получают оценки
15 мин IV Формирование новых знаний, умений
Мотивирует познавательную деятельность студентов. «Говорят, что в Интернете есть все. На самом деле, конечно, это не так. Материалы для размещения в Сети готовят живые люди, и потому там можно найти лишь то, что они сочли нужным опубликовать (в смысле полезным, или выгодным для себя). Впрочем, река питается ручьями, и благодаря их творчеству сегодня в Интернете уже образовалось около двух миллиардов Web-страниц. Поэтому сегодня я хочу с вами поделиться следующей мыслью: «Интернет – крупнейшая в мире библиотека, только все книги разбросаны по полу» и хочу узнать ваши размышления по поводу этого высказывания современного математика - Джона Аллена Паулоса» (Слайд 2).
Объясняет, опираясь на презентацию (Приложение 2)
Введение
Способы поиска информации в Интернете
Типы поисковых систем
Информационно – поисковые системы
Формирование запросов на поиск информации Выражают свой интерес к теме и рассказывают о своем применении возможностей интернета.
Слушают объяснение преподавателя, записывают основные определения, опираясь на текст презентации.
40 мин V Закрепление нового материала
Предлагает найти информацию о предстоящем Чемпионате мира по футболу в России и Самарской области. Выдает задания для работы в паре (Слайд 15) (Приложение 3) Приступают к выполнению полученных заданий за ПК, согласно закрепленным местам
15 мин VI Подведение итогов, (рефлексия)
Преподаватель получает выполненные студентами задания по электронной почте, распечатывает работы, проверяет, комментирует ошибки.
Выставляет оценки в журнал.
Преподаватель раздает карточки (Приложение 4), где необходимо поставить точки, демонстрирующие результаты достижения целей занятия: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. Точки соединяются в четырехугольник, чем он больше, тем деятельность студентов на занятии была активней.
Преподаватель спрашивает о достигнутых целях занятия Отправляют преподавателю выполненные заданий через электронную почту.
Демонстрируют готовую презентацию на проекторе.
Анализируют свою деятельность на занятии и отмечают точки, соответствующую уровням достижения цели занятия
Подводят итоги деятельности
VII Выдача самостоятельной работы
Не предусмотрено по КТП ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии актуализации
Система тестирования сайта http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Informatika-TemaMS-PowerPoint-9393/Default.aspx автоматически проверяет выполненный тест и выдает количество правильно выполненных заданий (в %). Оценка выставляется в журнал, согласно таблице 1.
Таблица 1 Критерии оценивания теста
Менее 50% 51-65% 66-79% 80-100%
Оценка «2» Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5»
Опрос остальных студентов проводится по типу игры «Своя игра». Каждый вопрос стоит определенное количество баллов. Каждому студенту необходимо ответить на 3 вопроса, в журнал выставляется средний балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект преподавателя
Слайд 2
Говорят, что в Интернете есть все.
Как вы понимаете цитату, представленную на слайде?
Преподаватель подводит итог всем размышлениям:
«Материалы для размещения в сети готовят живые люди, и потому там можно найти лишь то, что они сочли нужным опубликовать. Впрочем, река питается ручьями, и, благодаря их творчеству сегодня в Интернете уже образовалось около двух миллиардов Web-страниц. В результате каталогизация имеющихся в сети ресурсов стала серьезной проблемой. Несмотря на то, что проблемой занимаются тысячи организаций, она не только не приближается к разрешению, но и становится острее»
В итоге поиск информации в Интернет можно считать одной из самых трудных задач.
Слайд 4
Для поиска интересующей вас информации необходимо указать браузеру адрес Web-страницы, на которой она находится. Это самый быстрый и надежный вид поиска. Для быстрого доступа к ресурсу достаточно запустить браузер и набрать адрес страницы в строке адреса.
 Адреса Web-страниц приводятся в специальных справочниках, печатных изданиях, звучат в эфире популярных радиостанций и с экранов телевизора.
Слайд 6
Поиск по гиперссылкам. Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Слайд 7
Если вы не знаете адреса, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые системы, которые содержат информацию о ресурсах Интернета.
Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле поисковой системы ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. Результаты поиска выдаются в виде списка адресов Web-страниц, на которых встретились эти слова.
Слайд 8
Информационно-поисковые системы
Информационные службы определяют технологию хранения, передачи информационных объектов и, соответственно, алгоритмы поиска.
Поисковая система представляет собой специализированный Web-узел. Принцип работы таких систем прост: пользователь должен объяснить системе, что ему необходимо получить, а задача поисковой службы состоит в том, чтобы найти и выдать список гиперссылок на страницы, на которых упоминаются соответствующие сведения.
Особенности поисковых каталогов
Поисковые каталоги создаются вручную, коллективом высококвалифицированных редакторов, которых называют также модераторами. Поэтому использование каталогов не может дать результатов, обладающих высокой полнотой. Однако это может рассматриваться и как преимущество поисковых систем, поскольку ручной отбор позволяет повысить точность поиска и распределение материалов по соответствующим рубрикам.
Другой характеристикой каталогов является количество категорий или рубрик в каталоге. Естественно, чем выше это значение, тем большей точностью характеризуются результаты поиска. Для глобальных каталогов это значение в настоящее время составляет несколько десятков тысяч.
Слайд 11
Формирование запроса — это процесс выражения информационной потребности с помощью ключевых слов и комбинирования этих ключевых слов с помощью средств информационно-поискового языка системы.
Слайд 12
На слайде представлены основные правила формирования запросов для поиска информации в сети Интернет. Придерживаясь этих правил вы сможете производить поиск более точной и необходимой информации за минимальное время.
Ключевые слова в запросе писать строчными буквами
Это обеспечит поиск всех ключевых слов, а не только тех, которые начинаются с прописной буквы.
При поиске учитываются все формы слова
Например, если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.
Для поиска устойчивого словосочетания заключаем слова в кавычки
Для поиска по точной словоформе перед словом ставим «!»
Формулируйте точный запрос, избегая больших распространенных предложений

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание для студентов
Преподаватель выдает студентам карточки, на которых указан определенный город, форма оформления информации (буклет (одна сторона)/презентация (5 слайдов)) и критерии оценивания готовой работы. Студенты работают в парах, оценивается работа каждого студента. Каждой паре студентов необходимо произвести поиск информации в Интернете о Чемпионате мира (ЧМ) по футболу 2016 в России. Готовую работу студенты отправляют на электронный адрес преподавателя.
Город проведения: Москва
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Калининград 
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Санкт- Петербург
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Волгоград
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Казань
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.

Город проведения: Нижний Новгород
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Самара
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде презентации в программе Microsoft PowerPoint (5 слайдов)
В презентации необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Выдержан единый стиль оформления 1 балл
Наблюдается соразмерность на слайдах рисунков и текста 1 балл
Применяется анимация для смены слайдов и для объектов 1 балл
Используются кнопки навигации 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Саранск
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.

Город проведения: Ростов на Дону
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Город проведения: Сочи
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.

Город проведения: Екатеринбург
Фото стадиона
Даты проведения игр в данном городе (1/8, 1/4, 1/2 финала и финал)
Команды-участники ЧМ
Команда России (+фото игроков)
Оформить информацию в виде буклета в программе Microsoft Publisher (одна сторона буклета)
В буклете необходимо отразить:
ФИО авторов
адрес электронной почты
Общие критерии оценки:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл
Оценка за выполненную работу соответствует количеству набранных баллов.
Критерии оценивания выполненных заданий
Общие критерии оценивания буклета:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Выдержан единый стиль оформления 1 балл
Наблюдается соразмерность на слайдах рисунков и текста 1 балл
Применяется анимация для смены слайдов и для объектов 1 балл
Используются кнопки навигации 1 балл
Общие критерии оценивания презентации:
Информация предоставлена в необходимом объеме (5 показателей) 1 балл
Продуманы детали буклета (заголовки, оформление текста) 1 балл
Целесообразное использование стилей и шрифтов 1 балл
Привлекательность общего дизайна 1 балл
Соответствие размещения и содержания информации общей идее 1 балл

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Карточки рефлексии