Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме Режим дня
УМК Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Предметная область: «Окружающий мир» () Н.Ф. Виноградовой
Класс: 4 класс
Тема: Режим дня
Цель: создание условий для формирования у детей понятия о здоровом образе жизни; ознакомление учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня; воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни.
Учебные задачи,
закрепить понятие о том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которыми обладает человек, ознакомить обучающихся с режимом дня, учить составлять распорядок дня, заботиться о собственном здоровье, делать выводы, работать со словарём, учебником, расширять кругозор, словарный запас, способствовать развитию творческого воображения, воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни, аккуратность, организованность, трудолюбие. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
Оборудование урока: режим дня учащихся (раздаточный материал); листы формата А4 на каждой парте, клей-карандаш, учебники, тетради «Окружающий мир».
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.
2. Самоопределение к деятельности (Орг. момент)
Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока.
Постановка учебных задач Учитель: Утром ранним кто - то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло, тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
-Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся, друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.
Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела курса «Окружающий мир».
О чем пойдет наш разговор, вы скажете, отгадав загадку:
Хорошо если есть его много.
Но за деньги его не купить,
Не страшна с ним любая дорога,
С ним приятно и весело жить.
А когда вдруг его не хватает,
Атакует ужасный недуг,
Процедуры нам врач назначает,
И мрачнеет природа вокруг. (Здоровье)
На какие вопросы мы будем искать ответы?
-Для чего мы будем говорить о здоровье?
Учитель: Правильно. Мы сегодня начнем наш разговор о правилах здоровой жизни, о том, от чего зависит здоровье человека, что такое режим дня, как правильно питаться, работать и отдыхать Вступают в диалог с учителем отгадывают загадку
С.60-61учебника
Формулируют тему, цель, учебные задачи урока, соотносят их с задачами коммуникативные
Регулятивные, коммуникативные
3. Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):
- работа с текстом учебника
- работа в парах Что мы будем делать, чтобы достигнуть цели?
Планирование работы
1..Вспомним изученное.
2. Подумаем!
3. Поработаем в парах.
4. Обратимся к учебнику, к словарю
5.Обратим внимание
6. Сделаем вывод.
Планируют работу Регулятивные, коммуникативные
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Учитель: Каждый день мы говорим и слышим слова с корнем « -здрав-» («-здоров-»): «Здравствуйте!», «Как ваше здоровье?», «Доброго здоровья!», «Будьте здоровы!».
- Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал: «Здоровый нищий богаче короля». Как вы объясните это высказывание? ( Ответы детей)
Учитель: А можно ли назвать здоровым толстяка, у которого вроде бы ничего не
болит, но для которого подняться с одного этажа на другой – уже тяжелый труд?
Учитель: И это понятно: здоровье – самое ценное богатство каждого человека. Можно купить дом, машину, компьютер и другие вещи. ЗДОРОВЬЕ КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ! Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче. А больной человек приносит страдания близким людям – они беспокоятся, переживают за его состояние. А что значит здоровый человек?
Учитель: А здоров ли тот человек, который не делает по утрам зарядку, ходит вяло,
ссутулившись, вместо прогулки часами сидит у телевизора, компьютера, а затем жалуется на головную боль, плохое зрение?
Учитель: Значит, здоровье означает не только отсутствие в организме какого-либо заболевания, но и хороший уровень физического разви¬тия человека, и его хорошее эмоциональное состояние.
Работа с толковым словарём обратим внимание, какое определение здоровья дает «Толковый словарь» Ожегова:
(Демонстрация слайда)
Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока
«Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».
Учитель: Какие эмоции испытывает здоровый человек? Выберите верный ответ из предложенных вариантов.
Учитель: Заботиться о своем здоровье может и должен каждый человек.
2. Ознакомление с результатами исследования
Основная группа здоровья –
Подготовительная группа здоровья - Дети: Если человек не болеет, значит у него хорошее здоровье.
Дети: Нельзя.
Дети: Нет, такого человека нельзя назвать здоровым.
Дети: Радость, восхищение, восторг, любовь. Познавательные, коммуникативные
5. Работа над новым материалом. 1. Беседа о режиме дня.
Учитель: Вам уже знакомо понятие «режим дня».
Что оно обозначает?
Нужно ли его соблюдать и почему?
Учитель: Режим дня - это форма организации деятельности человека в течение суток.
(Демонстрация слайда «Режим дня (определение)»)
Учитель: Правильно составленный режим дня помогает поддерживать здоровье человека. Я предлагаю вам составить режим дня младшего школьника. Рассмотрим рисунки на с. 51 учебника и определим, какие условия нужно учесть при составлении режима дня.
(Демонстрация слайда «Режим дня» (картинки))
(Ответы детей).
Дети читают подсказки на с. учебника. с.62-63 6. . Практическая работа 2 «Составление режима дня»
Учитель: Перед вами лежат полоски, на которых указаны режимные моменты. Ваша задача составить режим дня ученика 4 класса. Обратите внимание на то, в какую смену учится школьник, для которого вы составляете распорядок дня.
(Дети работают с раздаточным материалом, полоски лежат вразнобойРежим дня для школьников, которые учатся во вторую смену
Пробуждение- 7.30
Утренняя зарядка, туалет - 7.30 - 8.00
Завтрак- 8.00-8.30
Приготовление уроков - 8.30 - 11.30
Прогулка на воздухе - 11.30-12.30
Обед- 12.30-13.00
Дорога в школу - 13.00 - 13.20
Занятия в школе - 13.20 - 17.30
Дорога из школы домой - 17.30 - 18.00
Ужин, прогулка, свободные занятия - 18.00 - 21.00
Приготовление ко сну - 21.00-21.30
Сон- 21.30-7.30
Учитель: Конечно, каждый школьник вносит в этот режим свои изменения и дополнения, но самое главное - он должен выполняться. Давайте прочитаем важное замечание на с. 52 учебника.
Запомните! Правильно составленный режим дня и его соблюдение — одно из первейших условий сохранения здоровья.
(Демонстрация слайда «Нормальные значения компонентов режима дня»)
Нормальные значения компонентов режима дня:
•сон – не менее 8 часов;
•активный отдых на воздухе – не менее 1,5 часов;
•гигиенические процедуры – до 1 часа;
•работа по дому – 1,5 часа;
•еда – 1 час;
•чтение, телевизор, компьютер (суммарно) – до 1,5 часов;
•занятия в школе и дорога в школу – 8 часов;
•домашние занятия – до 3,5 часов;
•дополнительные занятия – до 1,5 часов. Выполняют задания в мигрирующих группах, используя информационные листы и инструкционные карты Познавательные, личностные, регулятивные,
7. Физкульт-минутка8 Продолжение работы над новым материалом.
1. Беседа о здоровом сне – факторе, влияющем на здоровье.
Учитель: Всем людям и животным на Земле нужен сон, чтобы восполнить энергию, которую организм израсходовал за день. Отдых нужен всем органам - мышцам, сердцу, желудку, печени и другим. Но особенно необходимо отдыхать мозгу. Как вы думаете, почему?
Учитель: Верно, чтобы на следующий день человек чувствовал себя бодрым, мог хорошо работать. Ведь при недосыпании работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система человека. Он становится рассеян-ным, часто делает ошибки, во время работы быстрее устает, у него плохое настроение. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубо-ким. Что для этого необходимо?
.
Дети: Головной мозг, нервная система руководит работой всего нашего организма.
Дети: Нужно вовремя ложиться спать, правильно вести себя перед сном 9. Определение условий здорового сна.
Учитель: Как же организовать свое время перед сном? Откройте рабочие тетради «Окружающий мир», найдите задание № на странице . Выберите правильные высказывания, отметив их «V».
(Демонстрация слайда «Задание»)
Спать нужно в тихом нежарком помещении.
Перед сном нужно много двигаться и играть в шумные игры.
Для сна нужно надевать свободную одежду.
Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе.
Комната должна быть душной и тёплой.
Необходимо ложиться спать в одно и то же время.
(Демонстрация слайда «Время перед сном»)
Учитель: Итак, чтобы обеспечить себе крепкий сон, необходимо соблюдать простые правила (с.53):
- не слушай громкую музыку перед сном;
- не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;
- не играй в шумные игры и не смотри боевики и криминальные новости, займись
занятиями, успокаивающими нервную систему;
- не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;
- выключи свет, телевизор. Читают текст, делают пометки, знаком (!) отмечают новую для них информацию
Познавательные,
Коммуникативные
коммуникативные
10. Итог урока. Учитель: Какие факторы укрепляют здоровье?
Учитель: Завершая наш урок, хочу прочитать вам строки С.Я.Маршака:
«Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет…» Дети: 1. Четкий и правильный режим дня
2. Здоровый сон. Познавательные, коммуникативные
11. Рефлексия -А теперь я попрошу дать себе самооценку по итогам работы на уроке
.
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!
Регулятивные
12. Задание на дом:
с. 58 – 64 (учебник), с. 22 – 23 (рабочая тетрадь)
режим на выходно день