Роль наглядных пособий на уроках истории


«Роль наглядных пособий на уроках истории»
В современных условиях, когда говорят о кризисе современной системы воспитания, возрастает значение изучения истории в школе. Этому предмету принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании их мировоззрения. С изучения истории начинается понимание социальной жизни, законов развития человеческого общества. Поэтому и сейчас актуальны слова выдающегося российского историка В. О. Ключевского, считавшего, что «история учит даже тех, кто у нее не учится, она их переучивает за невежество и пренебрежение».
Преподавание истории в специальной (коррекционной) школе как учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика.
Курс истории Отечества дает учащимся с интеллектуальным недоразвитием представления об историческом времени и пространстве, исторических источниках. Курс погружает их в мир истории через характеристики образа жизни людей в различных периоды отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища, одежда и т. д.), описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их участниках
Чтобы помочь учащимся с нарушением интеллекта усвоить минимум исторических знаний, предусмотренных программой, учитель должен продуманно организовать учебную деятельность. Для этого важно четко представлять особенности усвоения исторических знаний учащимися специальной (коррекционной) школы. Грамотная коррекционная работа позволяет максимально скорригировать дефект, и предотвратить вторичные отклонения.
Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.
В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий.
Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) школы по мере взросления учащихся не снижается. На уроках используются разные наглядные средства.
Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов. Она включает архитектурные памятники (Софийский собор в Киеве, Московский Кремль), памятные места исторических событий (Сенатская площадь, красная Пресня в Москве), орудия труда, предметы быта, оружие и др.
Изобразительные средства в наглядном обучении занимают главное место. Изобразительная наглядность, используемая на уроках истории, представлена различными макетами, моделями, рисунками, фотографиями, учебными картинами, кинофильмами. Условно – графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков. Она представлена картами, планами, схемами, графиками, диаграммами, аппликации. Графики и диаграммы в силу присущих им специфических особенностей редко используется на уроках истории в специальной (коррекционной) школе. Учащиеся с нарушением интеллекта не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально – экономическими процессами. Учащимся более доступен схематический рисунок на доске, возникающий по мере изложения материала учителем, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа. Закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя или учебника.
И так , рисование на классной доске является одним из методов коррекции, так как привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории. Наряду с рисунками на доске при объяснении событий или процессов используются аппликации. Их применение оживляет схематический рисунок, лучше иллюстрирует рассказ учителя, развивает представления учащихся.
Карты, карты – схемы, планы местности в основном используются для формирования пространственных представлений, но их другая функция состоит в раскрытии связи между историческими событиями, явлениями, их динамики и сущности.
Широкое применение на уроках истории находит демонстрация зрительной и звуковой наглядности с помощью технических средств обучения.
В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в коррекционной школе. Так как это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. К числу специализированыx наглядных мультимедиа-средств, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения , необходимо отнести интерактивные доски. И так мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Следовательно, интерактивная доска помогает реализовывать на практике такие традиционные методы обучения как наглядный и практический.
Среди  преимуществ использования мультимедиа в сфере специального (коррекционного) образования можно отнести:
- визуализацию абстрактной информации за счет динамического представления исторических процессов;
- визуализацию объектов и событий.
Визуализация является немаловажным фактором, если учитывать особенность восприятия умственно отсталых учащихся, а именно склонность к чувственному усвоению исторических знаний. Эта особенность отмечалась в работах Б. П. Пузанова, В.Г.Петровой. «Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений зрительных, слуховых, осязательных, - пишет В.Г. Петрова[1] Итак, интерактивная доска помогает решать основной вопрос дидактики – наглядность. Наглядно представленный материал легче воспринимается учениками, и процесс его усвоения идет активнее.
Таким образом, учитель должен установить, что из наглядных пособий следует взять, а что видоизменить и упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения, доступность для восприятия учащимися, соответствие содержанию изучаемого материала, дозировка наглядных пособий. В условиях специальной (коррекционной) школы, какой – то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения истории, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал