Доклад «Роль и значение наглядных пособий на уроках трудового обучения»













Доклад: «Роль и значение наглядных пособий на уроках трудового обучения»






Косарик В.В.


2012 год


Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому использование наглядных средств представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми, пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.

Существует много видов наглядных пособий:
естественные (предметы объективной реальности),
экспериментальные (опыты и эксперименты),
объемные (макеты, инструменты),
изобразительные (иллюстрации, слайды, фотографии),
звуко-изобразительные (видео, презентации),
звуковые (магнитофон),
символическая и графическая (графики, схемы, формулы, карты).

Благодаря использованию различных наглядных пособий активизируется внимание школьников, повышается их интерес к учебе, а то, что интересно, усваивается и запоминается в разы лучше, а значит возрастает степень успеваемости, результаты обучения улучшаются. Однако стоит отметить, что не следует использовать на уроке сразу много видов наглядности, это утомляет ученика, внимание его рассеивается. Кроме всего прочего, наглядные пособия позволяют лучше понять, осознать, пропустить материал через себя.

Применение наглядности на уроках трудового обучения способствует правильной организации учебного процесса, потому что содержание последнего связано с техническими процессами и объектами. Изучение этих объектов и процессов невозможно без ознакомления с устройством первых либо с условиями протекания вторых. Поэтому, как правило, на каждом уроке широко используется наглядность.

Например, при обучении трудовой операции учитель раздает учащимся инструмент, которым обрабатываются материалы, и знакомит с его конструкцией, с правилами безопасной работы. Следовательно, в этом случае инструмент служит также и раздаточным материалом. Сам учитель может демонстрировать, кроме инструмента, его модель. На занятиях в мастерских широко применяются, например, модели сверл, резцов, штангенциркулей и другого режущего и измерительного инструмента.
Особенностью применения в трудовом обучении методов демонстрации является то, что наглядность, как правило, выступает не просто в виде иллюстрации к учебному материалу, а сама служит источником знаний, а нередко и способом формирования умений и навыков. Так, станок, электродвигатель и другое оборудование, инструменты, приспособления одновременно выступают и как орудия труда, и как наглядные пособия.

Еще одна особенность применения методов демонстрации в трудовом обучении обусловлена той ролью, которую играют графические изображения (рисунки, технологические карты и др.). Применяя чертежи, учитель помогает учащимся овладеть графическими знаниями и умениями. Учитель труда обучает не только умению читать рисунки, но и выполнять их. Это очень важно, так как на практике многим рабочим нередко приходится составлять эскизы ориентироваться в чертежах.

Говоря о наглядности и о её роли в обучении, нельзя не коснутся вопроса демонстрации диафильмов, кинофильмов и организации экскурсий на производство. Большие возможности раскрываются при использовании с применением анимации. Благодаря этому можно показать, например, как в процессе резания древесины и металлов возникают силы сопротивления, как они действуют на заготовку, станок, инструмент.

Экскурсия – это еще одна живая и наглядная форма обучения школьников, раскрывающая им суть производства, позволяющая увидеть и понять зависимость между выходом продукции и деятельностью каждого работника. Очень большую пользу для профориентационной работы приносят экскурсии, знакомя школьников с различными специальностями.




Вывод: применение наглядности на уроках трудового обучения приводит к следующим результатам:
а) учебный процесс становится живым, занимательным;
б) объяснение учителем учебного материала становится доступней, занимает меньше времени, чем при отсутствии моделей и печатных пособий;
в) учебный материал легко запоминается, у учащихся быстрее формируется необходимые представления;
г) решение некоторых задач значительно упрощается, так как наглядность становится средством активизации мышления;
д) у школьников активнее развивается наблюдательность, глазомер;
е) способствуют профориентации учащихся









13PAGE 15


13PAGE 14415




15