Урок-путешествие Все профессии нужны, все профессии важны

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Асбестовского городского округа










Урок-путешествие на тему:

«Все профессии важны,
все профессии нужны!»











Автор:
Чеблукова Наталья Александровна,
учитель начальных классов





АСБЕСТ
2016
Актуальность:
Тема актуальна, так как знакомит детей с профессиями, прививает любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству, развивает кругозор, мышление; воспитывает интерес к различным профессиям, уважение к людям труда. Данный классный час и подготовка к нему способствуют формированию исследовательских знаний.

Цель:
Расширение знаний обучающихся о профессиях.
Задачи:
ознакомить обучающихся с различными профессиями, с качествами присущими людям той или иной профессии;
развивать кругозор, обогатить словарный запас ребёнка;
воспитывать уважение к различным профессиям.
Оборудование: плакаты, рисунки, фотографии, глобус, предметы людей разных профессий: пила, доска, рубанок, план, очки, градусник, порошок, микстура, каска, сумка, билеты, руль, бескозырка, белый халат, колпак, фонендоскоп, мультимедийное оборудование, ручки.
Подготовительная работа: Подбор стихов, загадок, ребусов, оформление стенда
«Все профессии важны, все профессии нужны!» (фото родителей), рисунки детей, сочинения, экскурсии в учреждения, где работают родители.
Оформление класса:
Класс красочно оформлен:
на доске сочинения, рисунки детей
газета «Все профессии важны, все профессии нужны!» фото родителей


Ход занятия.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Уважаемые родители, гости! Наше занятие называется «Все профессии важны, все профессии нужны!» (хором) Слайд № 1
Учитель:    
Профессий много на Земле,
 и каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
 Ведь жизнь у нас одна.
Слайд № 2
Учитель: Один человек не в состоянии справиться со всем тем, чтобы жить. Поэтому уже с древних времён появился многообразный мир профессий. Так что же такое профессия?
Дети: Работа, которой занимается человек.
Учитель: Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
Дети: Нет, необходимо закончить специальное учебное заведение (университет,
институт, техникум, училище)
Учитель: Слайд № 3 В толковом словаре слово профессия объясняется так: Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Я уверена, что все вы знаете, где и кем работают ваши родители. А вот, кто по профессии папа вашего друга или мама вашей одноклассницы – это не всегда. Поэтому к нам в класс сегодня я пригласила двух замечательных мам ваших одноклассников. Вы их очень хорошо знаете. Это: Камаева Анна Сергеевна (ОАО «Ураласбест», завод по производству ТИМ, ведущий инженер) и Саркеева Людмила Вениаминовна (МБ ДОУ Детский сад № 35 АГО, завхоз). Они расскажут вам о том, кем они работают, почему выбрали именно эту профессию.
Гости: рассказывают о своих профессиях.
Учитель: Сегодня вы школьники, ученики 4 класса. Но быстро пролетит время, вы окончите школу и встанете перед выбором профессии. Правильно выбрать профессию - сложный и очень ответственный шаг в жизни человека, от вашего выбора во многом будет зависеть и ваша будущая судьба. Этот выбор будет сделан легче, если вы уже сегодня задумаетесь над вопросом «Кем быть?» Со многими профессиями нас знакомит В.В.Маяковский в своем стихотворении «Кем быть?» Слайд № 4

Инсценировка стихотворения

1.Нужные работники – столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно
И пилим доски: длинные и плоские
От работы пила раскалилась добела
Из-под пилки сыплются опилки
Рубанок в руки – работа другая:
Сучки, закорюки рубанком стругаем
Хороши стружки – желтые игрушки.
Готовим понемножку: то ящик, то ножку. (Даниил Иванов)

2. Столяру хорошо, а инженеру лучше
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу
Самое главное, чтоб было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перед, называется фасад
Это каждый разберет – это ванна, это сад
План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук. (Дарья Мухаметшина)

3. Инженеру хорошо, а доктору лучше –
Я приеду к Пете,
Я приеду к Поле,
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете?
Как животик?
Погляжу из очков кончики язычков.
«Поставьте этот градусник под мышку, детишки»
Вам бы очень хорошо проглотить порошок
И микстуру ложечкой пить понемножечку.
Вам в постельку лечь поспать бы,
Вам – компрессик на живот,
И тогда у вас до свадьбы
Все, конечно, заживет! (Алена Никитина)

4. Докторам хорошо, а рабочим – лучше,
Вставай! Иди! Гудок зовет,
И мы приходим на завод
Народа – уйма целая,
Тысяча двести
Чего один не сделает –
Сделаем вместе! (Полина Солдатова)

5.На заводе хорошо,
А в трамвае лучше,
Я б кондуктором пошел –
Пусть меня научат.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожаной
Ему всегда, ему весь день
В трамваях ездить можно.
- Большие и дети,
Берите билетик,
Билеты разные, бери любые –
Зеленые, красные и голубые! (Матвей Кочерга)

6. Кондуктору хорошо,
А шоферу – лучше!
Фырчит машина скорая,
Летит скользя,
Хороший шофер я – сдержать нельзя.
Только скажите вам куда надо –
Без рельсы жителей доставлю на дом. (Георгий Степанов)

7. Быть шофером хорошо, а летчиком лучше.
Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели»
Бояться не надо ни дождя, ни града.
Облетаю тучку, тучку – летучку.
Белой чайкой паря, полетел за моря.
Без разговора, облетаю гору.
«Вези, мотор,
Чтоб нас довез до звезд и до луны,
Хотя луна и масса звезд совсем отдалены». (Снежана Чунтонова)

8. Летчику хорошо, а матросу лучше
У меня на шапке лента,
На матроске якоря,
Я проплавал это лето – океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете морской дорожкой
На реях и по мачте карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
Сдавайся, буря скверная,
Открою полюс Южный,
А Северный – наверное. (Екатерина Саркеева)

Все: Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус! Слайд № 5

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну профессий. Путешествовать мы будем вот по этому маршрутному листу, на котором несколько станций, где мы будем делать остановки Слайд № 6

Маршрутный лист (Приложение № 1)
Станция «Парикмахерская»
Станция «Медицинская»
Станция «Кулинарная»
Станция «Журналистская»
Станция «Наши будущие профессии»
Станция «Игровая»
Станция «Почтовая»
Станция «Дружба»

Итак, 1 станция «Парикмахерская»

-Кто из вас был в парикмахерской?
- Кто там работает и что делает?
- Для чего это нужно?
- А что необходимо парикмахеру для работы?
-Ребята, вам сделали красивую прическу. Этого достаточно, чтобы человек стал красивым? Почему?
Не только внешность говорит, какой человек, но и его дела, его поступки. Человек должен быть аккуратным, добрым, отзывчивым.

2 станция «Медицинская»

Ребята, представьте себе: Незнайка шел по саду, он съел грушу, яблоко, сливу.
- Какими фруктами он мог отравиться?
- Пошел Незнайка загорать и получил солнечный удар. Что делать?
- Если вы поранили руку, как обработать рану, что для этого нужно?
Назовите все слова из слова: ЗДОРОВЬЕ

3 станция «Кулинарная

- Как вы думаете, какая одежда должна быть у повара?
- Для чего нужен повару головной убор?
- Какие правила поведения за столом вы знаете?
- Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?
- Как вы понимаете смысл следующего предложения:
«Беда, коль пироги печет сапожник, а сапоги шьет пирожник?»
- Назовите произведение и героиню, от которой убежала вся посуда. Почему?

4 станция «Журналистская»

Журналист очень хорошо запоминает то, что говорят ему люди. Журналисты должны обладать хорошей памятью, чтобы передать чужой рассказ правдоподобно, не добавляя лишнего. Попробуйте точно передать мой рассказ.

Генерал Гена.
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову – громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
(2 – 3 человека)

5 станция «Наши будущие профессии»

Ребята, о каких профессиях вы мечтаете?
(Дети рассказывают о своей будущей профессии). Изобразите, пожалуйста, вашу будущую профессию. Слайд № 7

6 станция «Игровая»

Игра «Цветик-семи цветик» (Приложение №2)
-Отгадай профессии с элементами юмора
"Самая - самая "
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-
затейник...)

Театр-экспромт «Покажи профессию» (Приложение № 3)
Участники без слов должны изобразить указанный вид деятельности, так, чтобы другие догадались, какая это профессия (массажист, учитель, модель, спортсмен).


7 станция «Почтовая»

Ребята, почтальон приготовил для вас телеграммы от людей разных профессий.
Вам надо их прочитать и догадаться, кто их прислал?


1.Ходит в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (повар) Слайд № 8

2.По размеру в самый раз
Он костюм сошьет для вас
Все исполнит по науке –
И ходите руки в брюки. (портной) Слайд № 9

3. В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый... (каскадер) Слайд №10

4. Тонкой палочкой взмахнет
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (дирижер) Слайд № 11

5.Доктор, но не для детей,
А для птиц и для зверей.
У него особый дар,
Этот врач (ветеринар) Слайд № 12

6.Средь облаков, на высоте
Он дружно строит новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (строитель) Слайд № 13

7.Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (космонавт) Слайд №14

8. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель) Слайд № 15

9.В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (библиотекарь) Слайд № 16

8 станция «Дружба» (работа в группах) (Приложение № 4)

I группа
1.Закончите пословицы о труде.
Кто не работает, ( тот и не ест)
Хочешь есть калачи ..( не сиди на печи)
2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия - продавец (должен хорошо считать, знать товар, правила его хранения, быть вежливым с покупателями)
3. Придумайте название пяти профессий на букву п.

II группа
1.Закончите пословицы о труде.
Кто любит труд, .(того люди чтут)
Без труда не вытащишь .(и рыбку из пруда)
2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия – ветеринарный врач (должен любить животных, быть внимательным, физически выносливым, чутким)
3. Придумайте название пяти профессий на букву к.
III группа
1.Закончите пословицы о труде.
Труд человека кормит, ( а лень портит)
Землю красит солнце, .(а человека труд)
2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия – слесарь (должен быть ответственным, аккуратным, трудолюбивым, вежливым)
3. Придумайте название пяти профессий на букву с.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы много говорили сегодня о профессиях. Современный труд требует от человека не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно. Ребята, у вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, а обществу пользу. Труд помогает человеку раскрыться, показать свои способности. Всегда помните, что любая профессия важна!

Рефлексия

Учитель: Ребята, подведем итог сегодняшнего занятия по плану. Слайд № 17
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


И в завершении нашего занятия прозвучит стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Все для всех». Слайд № 18

Ученик Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Приложение №1

Приложение № 2

ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК













































































Приложение № 3

ТЕАТР – ЭКСПРОМТ


массажист


учитель

модель

спортсмен






























Приложение № 4

РАБОТА В ГРУППАХ

I группа
1.Закончите пословицы о труде.
Кто не работает, __________________
Хочешь есть калачи ..__________________

2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия - продавец __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Придумайте название пяти профессий на букву п.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




II группа
1.Закончите пословицы о труде.
Кто любит труд, .______________________
Без труда не вытащишь .__________________

2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия – ветеринарный врач
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Придумайте название пяти профессий на букву к.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




III группа
1.Закончите пословицы о труде.
Труд человека кормит, _______________
Землю красит солнце, __________________

2. Расскажите, чем занимаются люди данной профессии, какие качества нужно иметь для этой профессии?
Профессия – слесарь
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Придумайте название пяти профессий на букву с.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












самая детская

самая сладкая

самая смешная

самая зелёная


самая денежная

самая волосатая

самая общительная



Рисунок 315