Урок по окружающему миру Растения — живые существа

Занятие на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Растения – живые существа (2 класс)
Номинация «Дополнительное образование детей» (экология)

Фещенко Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования детей, методист,
МБОУ ДОД ЦДЮТЭ г. Новый Уренгой.

Пояснительная записка к занятию

Необычный рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески и самостоятельно. В настоящее время на первый план выдвигается задача развития детей в процессе обучения и воспитания, т.е. умения самостоятельно воспринимать, анализировать, выбирать и осознавать информацию.
Как мы воспринимаем новое? Во-первых, ищем ответ на вопрос «что это?» Вероятно, это один из самых важных вопросов, т.к. не зная, что перед нами, мы не сможем определить, что с ним можно сделать; чего нельзя, как к нему относиться и стоит ли относиться вообще?
Что я хочу? Что мне мешает? Как решить ту или иную задачу? Именно эти вопросы помогают людям решать самые сложные проблемы, именно эти вопросы использую для построения занятий, именно они помогают детям успешно решить проблему, усвоить материал и получить от этого удовлетворение, радость.
Для того чтобы ребенок начал чем-то заниматься, ему должно быть интересно. Но «интерес» - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю с интересом – личностнозначим каждому» (И.С.Якиманская), то интерес находится в центре этого построения. А сформировать интерес я считаю можно: через самостоятельность; через поисковую деятельность на занятии; через новизну и доступность материала; его эмоциональную окраску.
Любое развитие требует напряжения, но для каждого ребенка трудности должны быть посильными. «Неправомерное облегчение материала, неоправданно медленный темп его изучения, однообразные многократные повторения не могут способствовать интенсивному развитию». (Л.В. Занков) В своей работе использую учебные пособия Н.Ф. Виноградовой, В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой, А.Г.Озерова. Выбор пособий неслучаен, он построен на интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей школьников. Способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчеству детей, обучает их умению использовать знания в нестандартных ситуациях.
При планировании занятий использую групповую форму работы, т.к. знания детей и их умение работать в группе позволяют организовать работу через максимально самостоятельную учебную деятельность воспитанников во взаимодействии со сверстниками и педагогом, а это предполагает знание воспитанников этапов деятельности и умения:
самостоятельно организовать работу группы.
формулировать вопрос к предложенной теме.
определять границу своего знания и незнания.
самостоятельно планировать учебную деятельность и работать по плану.
самостоятельно проверять и оценивать выполненную работу и свои действия по ее выполнению.
Предполагаемое занятие – первое в данной теме, оно изучается после изучения раздела: «Животные – живые существа». Занятие важно в плане усвоения природоведческих понятий, т.к. живая природа, неживая природа, животный мир, растительный мир я считаю ключевыми при реализации программы «Экология и рекреация». Нужно помочь детям начать свободно пользоваться высказываниями: растение - живое существо, растение похоже (не похоже) на животное, какие бывают корни и листья, что необходимо растениям для жизни на земле.
Теоретические занятия мы проводим по плану:
1. Ин. с. - интересные сообщения
2. Р/К - работа по карточкам
3. Р/Г - работа в группе
4. Иг. - игра
5. К.и Оц. - контроль и оценивание
В моей группе дети мыслящие, эрудированные, жаждущие новых открытий, желающие что-то узнать, самостоятельные, умеющие отстаивать свою точку зрения, анализировать, делать выводы, дружные, поэтому, исходя из этих качеств учащихся, я и построила это занятие.

Тема: «Растения – живые существа»
возраст детей: 8 лет
продолжительность: 40 минут

Цель учителя:
Ознакомление обучающихся с признаками растений, разнообразными видами корней, листьев, цветов, необходимыми условиями роста и развития, строением.
Задачи учителя:
1. Создать условия для организации общения педагога и воспитанников при работе над темой.
2. Создать условия для развития познавательного интереса, самостоятельности, формирования навыков коммуникативной деятельности.
Цель воспитанников:
1. Ознакомление с признаками растений, разнообразными видами корней, листьев, цветов, условиями роста.
Задачи воспитанников:
Узнать значение растений и их строение.
Составить опорные таблицы по предложенной теме.
Оборудование:
Кроссворд.
Дидактические карточки по данной теме.
Листы бумаги для работы в группах.
Изображения растений на слайдах (лиственница, можжевельник, морошка, шиповник, мытник арктический, арктоус).
Образцы тканей: хлопок, лен.
Карточки с изображением растений (сосна, брусника, княженика, клюква).
Структура занятия:
Создание эмоционально-положительного настроя.
Актуализация знаний
Целеполагание
Планирование работы
Реализация плана: работа по карточкам, работа в группах
Контроль и оценивание
Задание на дом (по желанию)
Итог занятия

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Создание эмоционально-положительного настроя
- Добрый день, ребята.
Настройтесь на работу, каждый из вас внимателен, вы умеете думать, слушать, высказывать, излагать свои мысли. Я желаю вам успеха. Пожелайте друг другу успеха и новых открытий.





Дети в группе пожимают руки, желают успеха и новых открытий.

Актуализация знаний.
- Какова тема прошлого занятия?


- Какие открытия мы сделали?









- Животные – живые существа.

- Животные - живые существа, которые питаются, дышат, растут, изменяются, размножаются, строят жилища, заботятся о потомстве. Они передвигаются по-разному: лазают, летают, бегают, ползают, прыгают, плавают. Животные бывают травоядные, хищные, зерноядные, всеядные.





















































































Целеполагание





















































































Планирование






























Реализация плана (работа по карточкам).



















Реализация плана (работа в группах).























































































































































































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Контроль и оценивание.





























Домашнее задание

















Итог занятия















- Отгадаем загадки, вписав отгадки в клеточки кроссворда. Кто хочет быть моим помощником?

На доске кроссворд.
1. Главная птица тундры, зимой зарывающаяся в снег.

2. Если весной в тундре поставить палатки рядом с этим растением, то утром после ночёвки у всех участников похода будет болеть голова. Назовите это растение.

3. Эта разновидность журавля занесена в «Красную книгу».

4.Тип костра, который используют для ночлега.

5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга.

6. Древесина дерева, произрастающего в нашем округе, была использована для строительства зданий в Венеции. Как называется это дерево?

7. У туристов бывает потёртость ног. С помощью какого растения можно снять боль?

8. Что является кормом для оленей?
- Спасибо за помощь.

- На какие две группы можно разделить слова отгадки?

- О жизни животных мы многое узнали на прошлом занятии, а что можете рассказать о растениях?







- Как вы думаете, растения живые существа или нет?
Если такого утверждения не возникнет, педагог высказывает его (возникает противоречие, коллизия).












- Почему у нас возникло два мнения, и как узнать какое из них правильное?

- Какова же тема нашего занятия?






- Совершенно верно (слайд)





- Что вы заметили?


- Прочитайте ключевое слово кроссворда.
Обводит цветным маркером ключевое слово – растения.

- Что вас заинтересовало в данной теме?
- Какие вопросы возникли?
- Что бы вам хотелось узнать о растениях?
Педагог фиксирует их на доске (принцип самоактуализации).


































- На какие вопросы ребят мы можем ответить сразу? (Определение границ знания и незнания)
- Из чего же оно состоит?


Педагог отмечает (на доске) те вопросы, на которые дети дали ответы.
- А на какие еще вопросы мы можем ответить?

- Какие же?



- Мы можем ответить на вопрос что необходимо растениям?

- Думаю, изучив материал, вы сможете дополнить свои ответы.
У нас осталось много вопросов, на которые мы не ответили. Что поможет ответить на них?


- Как построим работу?
(принцип субъективности)

- Обсудите в группах вопросы, на которые вы бы хотели ответить (принцип выбора)














- На оставшиеся вопросы мы будем отвечать по мере изучения материала.
При ответе на вопрос вы можете составлять опорные таблички, схемы. А в конце занятия мы сможем однозначно ответить на вопрос – растение живое или неживое существо.
Итак, какой первый пункт плана.

- Можете ли вы выполнить эту работу самостоятельно?

- Сколько времени вам понадобится на эту работу?

- Кто будет хранителем времени?
(Выбирает хранителя времени).

- Кто из прочитанного сделал для себя открытия?

- Кто уже нашел ответы на вопросы группы?

- Как сможем поделиться своим открытием?

- Вспомним правила работы в группе.







- Выберите (принцип индивидуальности).

- Что вы будете сейчас делать?

- Как вы будете это делать?



- Сколько времени вам понадобится на эту работу?











- Поделитесь открытиями, которые вы сделали для себя. Секретари, не забывайте составлять опорные схемы, после обсуждения выходите к доске и записывайте их.
(принцип творчества и успеха).
- Слушаем ребят из 1 группы. Пожалуйста, спикер 1 группы.


























- Кто сможет объяснить это явление?
Если пояснения неточные, то педагог сам объясняет.
- Если комнатное растение накрыть пустой банкой, то через некоторое время можно увидеть, что на ней образовались капельки воды, так же, как если человек начинает дышать на стекло. Отсюда делаем вывод, что растения дышат. Этот опыт можете проделать дома и на следующем занятии сообщить его результаты.
Кто желает дополнить выступление 1 группы?

Педагог на доске помечает ( те вопросы, на которые уже ответили.
Слушаем выступление 2 группы.















Педагог подписывает на доске и дополняет названия корней на опорной схеме.
- Корень, имеющий главный и несколько боковых корней, отходящих от него, называется стержневым (педагог показывает на схеме).
- Корень, не имеющий главного, а множество боковых, называется мочковатым.






Педагог дополняет и показывает на схеме.
- Простые листья – это те, которые имеют одну листовую пластину, отходящую от черенка.
- Сложные – это те, которые имеют несколько листовых пластин, отходящих от черенка.
Кто хочет дополнить выступление ребят 2 группы.









Если такого дополнения не последует, то педагог сам должен поставить вопрос, создать проблемную ситуацию, рассмотреть ее вместе с детьми и сделать вывод.
- Если рассматривать растения нашего региона, то можно сделать вывод, что корневая система у них слабая, т.к. за короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину.
На доске педагог помечает ( те вопросы, на которые уже ответили.
Слушаем выступление 3 группы.















- Более подробно мы будем изучать эту тему позднее и узнаем, что такое фотосинтез и как он происходит.
Мне хотелось бы немного добавить, рассказать о климатических условиях ЯНАО.
Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду в глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная. Почва тундры бедна перегноем. Для всего живого условия в тундре очень суровые.
























На доске педагог помечает ( те вопросы, на которые уже ответили.
Слушаем выступление 4 группы.

















Учитель уточняет, дополняет.
- Одиночный цветок, когда на цветоножке находится один цветок. Например, роза, тюльпан.
- Соцветие – когда на одной цветоножке несколько цветков. Например, вишня, укроп. У подсолнечника соцветий около тысячи.
- Кто хочет дополнить выступление ребят?

На доске педагог помечает ( те вопросы, на которые уже ответили.
- На основе полученных знаний, теперь мы можем ответить на вопрос - чем растения похожи на животных и чем отличаются?
Составим таблицу.
- Назовите признаки животных и растений.

Учитель фиксирует.
Животные Растения

растут; растут;

дышат; дышат;

измен-ся; измен-ся;

размнож-ся; размнож-ся;

строят жилища; не строят;




Проблемная ситуация (принцип выбора).
- А как считаете вы, ребята? (выслушивает мнения детей) Дети приходят к выводу, что растения добывают пищу.
Запись в таблице:
добыв.пищу; добыв. пищу


забот.о потомстве; не забот.

передвиг; не передвиг.




Проблемная ситуация (принцип выбора).
- А как считаете вы, ребята? (выслушивает мнения детей)



- Ответим на главный вопрос - растения живые существа или нет?








- Совершенно верно.

- Чему мы учились? (рефлексия)



- Какой следующий шаг по плану?

- Вспомним правила игры.









- Поиграем в игру «Что это?»
Я буду описывать растения, называть их признаки, а вы должны угадать о каком растении идёт речь.
1. Возраст этого растения иногда достигает 900 лет. Его хвоя очень ценное витаминное сырьё, содержащее большое количество витамина С. Отвары и настои из него считаются хорошим противоцинготным средством. Его древесина – ценное сырьё, из неё получают камедь, спирт, целлюлозу.

2. Низкий, часто прижимающийся к земле кустарник с игловидными листьями (хвоей) и мясистыми, синеватыми в зрелом состоянии шишками. Настой и отвары применяют для повышения аппетита, улучшения пищеварения. Входят они в состав сборного чая в качестве мочегонного, дезинфицирующего, противомикробного средства. В народной медицине применяют для лечения чесотки, малярии, ревматизма.

3. Плоды этого растения имеют приятный вкус, содержат яблочную и лимонную кислоты, витамины
·А и С, соли калия и магния. Цветки белые, плоды жёлтые, в незрелом состоянии – красные, плоды-многокостянки сочные. Применяется в качестве потогонного средства.

4. Невысокий или средних размеров кустарник с буроватыми ветвями, густо усаженными тонкими прямыми шипами. Очень красив благодаря крупным тёмно-розовым цветкам. Его плоды содержат каротин, витамин С, сахар. Это один из лучших источников витаминов. Масло, изготовленное из него, применяется при болезнях кожи и ожогах.

5. Травянистое голое растение с простым или от середины ветвистым стеблем 5-10см высотой. Цветки розового цвета, сидячие, расположены по одному, занесено в «Красную книгу ЯНАО».

6. На севере распространены два вида этого растения. У альпийского - чёрные, непригодные в пищу, ядовитые плоды, а у красноплодного - ярко-красные, водянистые, съедобные вкусные ягоды. Как оно называется?
По ходу ответов педагог демонстрирует слайды (приложение № 7).

- На какие три группы можно распределить все угаданные вами растения?





- А зачем нам нужны растения?












Педагог дополняет.
- А еще растения нас одевают, из них изготавливают ткани. Например, хлопок и лён, (показывает образцы тканей), а в старину ханты умели ткать полотно из крапивы.
(Приложение № 8)

- Продолжим нашу игру.
Каждой группе будет дано изображение растения нашего округа, ваша задача описать, его, не называя. А задача всех остальных назвать это растение. Если ребята назовут растение правильно, значит, вы описали его точно и подробно.
Раздает иллюстрации по группам (приложение № 9)



Педагог дополняет по мере необходимости.
Сосна – крупное дерево, реже кустарник. Имеет игловидные неопадающие на зиму листья (хвою). Нетребовательна к условиям существования, чаще всего растёт на песчаных, каменистых, торфянистых почвах. Равнодушна к влажности и температуре. Из хвои сосны получают масло, которое используют при бронхите, ревматизме, нервных заболеваниях.


Педагог дополняет по мере необходимости.
Вечнозелёный кустарничек, часто встречающийся на Крайнем Севере, холодостоек, нетребователен к почве, имеет длинные подземные корневища, толстые, продолговатые листья. Обладает противомикробными, противовоспалительными свойствами. Используют при авитаминозах, воспалении почек и других заболеваниях.


Педагог дополняет по мере необходимости.
Это растение имеет тройчатые листья, одиночные розовые цветки и ярко-красные, сочные, душистые, приятные на вкус плоды с косточками. В тундре тяготеет к прогреваемым, хорошо укрытым снегом зимой местам. Относится к представителям рода малина.


Педагог дополняет по мере необходимости.
Стелющийся вечнозелёный кустарничек, с тонкими побегами и красными, сочными, съедобными плодами, обладающими лекарственными свойствами, имеющими кислый вкус. Листья можно заваривать, как чай.
- Молодцы, с задачей вы справились. Чему вы научились, играя? (рефлексия)









- Какой следующий шаг по плану?

- Что будем оценивать?





- Как будем оценивать?



- Кто считает, что работал хорошо, активно, сделал для себя много открытий – может выйти к доске и взять себе картинку на память (на доске прикреплены картинки с изображением растений)
(принцип доверия и поддержки)


- Чью работу в группе вам бы хотелось отметить? Обсудите.



- Дома можете выполнить задание по выбору и желанию:
Найдите иллюстрацию любого известного растения и опишите его, чтобы дети смогли его угадать.
Найдите интересные сведения о растениях, их жизни, и сообщите их на речевой разминке, попробуйте удивить нас.
Проделайте опыт, доказывающий, что растения
дышат.
- Какую тему мы сегодня рассмотрели?

- Какие новые знания получили?
























- Что вам было интересно? (рефлексия)


- Что было трудно?





- Достаточно ли нам одного занятия по этой теме?



















- На следующем занятии мы продолжим работу по теме: «Растения». Вам предстоит сделать еще много открытий, так, что впереди вас ожидает много радости. Спасибо за дружную совместную работу.
Помощник выходит к доске и вписывает отгадки в клеточки кроссворда.



куропатка


багульник







стерх




таёжный


олень




лиственница






подорожник




ягель

Помощник садится на место.


- Растения и животные.





- Растения имеют корень, стебель, листья, цветы. За ними нужно ухаживать, поливать их. Растения бывают высокие и низкие, с большими листьями и с маленькими, корни бывают длинные и короткие.





- Я думаю, что растения неживые, потому что они не строят себе жилище, не заботятся о потомстве, не передвигаются, как это делают животные, которые относятся к живым существам.
-Я думаю, что растения живые, ведь они растут, питаются, как все живые существа.


- Нам нужно больше узнать о растениях.


-Я думаю, что тема занятия: «Жизнь растений».
-Я считаю, что тема занятия: «Растения живые или нет».



- Дети читают тему урока: «Растения – живые существа».

- Наши предположения совпали.




Растения.





Дети задают вопросы, интересующие их,
1. Растения живые существа или нет?
2.Что такое растение?
3. Какие бывают растения?
4. Из чего состоит растение?
5. Какие бывают листья и корни?
6. Что необходимо растениям для жизни?
7. Какие бывают цветки у растений?
8. Чем растения похожи на животных и чем отличаются?
9. Сколько живут растения?
10. Зачем нужны растения?
11. Где живут растения?
12. Растения появились раньше животных или нет?
13. Какие растения ЯНАО занесены в Красную книгу?
14. Какие лекарственные растения, растут в нашем округе?
15. Какие растения ЯНАО ядовиты?
16. Какие растения нашего округа можно употреблять в пищу, находясь в походе?

- Из чего состоит растение?





- Из корня, стебля, листьев и цветков.





- Какие бывают листья и корни?

- Листья бывают большие и маленькие, а корни длинные и короткие.


- Да. Им нужен свет, тепло, вода.







-Дополнительная литература.


- По плану.


- 1 группа будет искать ответы на вопросы:
1.Что такое растение?
2. Какие бывают растения?
- 2 группа:
1. Из чего состоит растение?
2. Какие бывают листья и корни?
- 3 группа:
1.Что необходимо растениям для жизни?
2. Какие бывают растения?
- 4 группа:
1. Какие бывают цветки у растений?












- Работа по карточкам.


- Да.



- 5 минут.



Дети самостоятельно изучают материал.


Поднимают руки.


Поднимают руки.


Поднимают руки.


1.Выбираем спикера, координатора, секретаря.
2. Говорит один, остальные слушают.
3. Говорим по очереди.
4.Договариваемся и записываем общий вывод.

Выбирают спикера, координатора, секретаря.

- Обсуждать, находить ответы на вопросы.

- В группе потихоньку, не мешая другим.



- 3 минуты.
Обсуждают в группах. Секретари фиксируют ответы, составляют опорные схемы, после обсуждения, выходят к доске и записывают их.
Хранитель времени сообщает, что время для обсуждения в группах закончилось.











Спикер выходит к доске и, пользуясь опорной схемой (приложение № 2), начинает отвечать на вопросы. Все дети внимательно слушают.
- У нас были вопросы:
1. Что такое растение?
2. Какие бывают растения?
Вот к каким выводам мы пришли:
Растения бывают большие и маленькие, с разными корнями, листьями, цветками. Растения растут, из маленьких получаются большие. Они питаются, их нужно поливать, без воды они погибнут. Растения изменяются – из росточка появляются корень, стебелек, цветок, семена. Растения размножаются, посадишь одну картошку – из нее вырастет несколько клубней. Еще они дышат, но мы не смогли объяснить этого.


















Дополняют.




Спикер выходит к доске, и, пользуясь опорной схемой (приложение № 3), начинает отвечать на вопросы.
- У нас были вопросы:
1. Из чего состоит растение?
2. Какие бывают листья и корни?
Мы пришли к выводу, что растение состоит из корня, стебля, листьев, цветков и семян. Корни у растений разные: бывает один толстый корень, и от него отходят тоненькие корешки, а бывает несколько тоненьких корешков.













Листья тоже бывают разные: простые и сложные. Простые – это когда они располагаются по одному на растении. Сложные – это несколько листиков на одной веточке.












Длина корней у растений разная. У двухлетнего дубка длина корня 2м, корень верблюжьей колючки – 15м. Длина корня зависит от того, насколько глубоко в земле находится вода. И я думаю, что чем выше растение – тем длиннее и мощнее у него корни.



















Спикер выходит к доске, и, пользуясь опорной схемой (приложение № 4), начинает отвечать на вопросы. Все дети внимательно слушают.
- У нас был вопрос:
1. Что необходимо растениям для жизни?
Мы пришли к выводу, что растениям необходимы почва, потому что она питает и кормит растения; вода – она поит растения; воздух, тепло – без них оно погибнет; свет – без него невозможна жизнь на Земле.




















(приложение № 5)
- У нас был ещё вопрос:
Какие бывают растения по размеру?
Мы еще раз убедились, что растения
бывают разных размеров. Бывают травянистые, это - трава, которая имеет один или несколько мягких, легко ломающихся и рвущихся стеблей. Например, подорожник, ромашка. Кустарники имеют несколько тонких деревянистых, но легко гнущихся стеблей. Например, можжевельник. Деревья имеют один главный высокий жесткий (деревянистый) стебель, его называют стволом. От него отходят длинные и короткие ветки. Например, береза, лиственница, сосна.




Спикер выходит к доске, и, пользуясь опорной схемой (приложение № 6) начинает отвечать на вопросы. Все дети внимательно слушают.
- У нас был вопрос:
1. Какие бывают цветки у растений?
Мы пришли к выводу, что цветки бывают разные: одиночные и соцветия. Одиночные – это когда у растения все цветки находятся по одному на стебле. Соцветия – это когда несколько цветков соединены вместе на одном стебле.













Дополняют.












Дети называют.


- Растения и животные растут.
- Растения и животные дышат.
- Растения и животные изменяются.
- Растения и животные размножаются
- Животные строят жилища, а растения нет.
- Животные добывают пищу, а растения нет.

- А я считаю, что растения тоже добывают себе пищу – корнями добывают из почвы воду и питательные вещества.






- Животные заботятся о потомстве, а растения нет.
-Животные передвигаются, а растения нет.

- А я считаю, что растения передвигаются. Например, вьюны.




- Растения не передвигаются, т. к. корень остается на месте, изменяется их рост и длина.



- Я считаю, что живые, т.к. только живые существа могут дышать, расти, изменяться и размножаться. А человек и животные более развитые, чем растения, поэтому они заботятся о потомстве и строят жилище.



- Мы отвечали на поставленные вопросы, и нашли выход из спорной ситуации.

- Игра.


Не перебивать друг друга.
Выслушивать до конца.
Не выкрикивать с места.
Внимательно слушать.
Поднимать руку.


















лиственница


















можжевельник












морошка














шиповник








мытник арктический













арктоус





лекарственные;
занесённые в «Красную книгу ЯНАО»;
ядовитые.


- Растения мы употребляем в пищу, они приносят красоту в наш дом, в нашу жизнь. Некоторые растения нас лечат, их называют лекарственными. Например, медуница, шиповник. Растения дают нам кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем.
























Совещаются в группах.
Спикер 1 группы описывают сосну.

















Спикер 2 группы описывает бруснику.

















Спикер 3 группы описывает княженику.














Спикер 4 группы описывает клюкву.















- 1. Узнали, что растения бывают лекарственные, ядовитые, занесённые в «Красную книгу ЯНАО»
- 2. Узнали, для чего нужны растения, какую пользу приносят человеку.
- 3. Научились описывать растения.

- Контроль и оценивание.


- Насколько активно работали в группе, давали правильные ответы, внесли вклад в результат работы группы.

Можно картинкой на память.









Самооценка своей работы. Дети выходят, берут картинки.



Дети обсуждают, высказывают своё мнение по поводу работы в группе.





















- Растения – живые существа.

Растения – живые существа, они дышат, растут, изменяются, размножаются, питаются.
Растения бывают травянистые, кустарники и деревья.
Листья бывают простые и сложные.
Корни бывают стержневые и мочковатые.
Цветки бывают одиночные и соцветия.
Растениям нужны свет, тепло, воздух, вода, почва.
Растения дают нам пищу, одежду, кислород, лечат нас, дают жизнь на Земле.



- Работать в группе, узнавать новое, делать открытия о растениях.

- Описывать растения.

- Мало знаем о растениях, нужно больше читать о них.


Нет. Нужно еще больше узнать о растениях. Ответить на все оставшиеся вопросы.
- Где живут растения?
- Растения появились раньше животных или нет?
- Какие растения ЯНАО занесены в Красную книгу?
- Какие ещё лекарственные растения, растут в нашем округе?
- Какие растения ЯНАО ядовиты?
- Какие растения нашего округа можно употреблять в пищу, находясь в походе?






Список использованной литературы:

А.А. Плешаков «Природоведение», г. Москва «Просвещение», 1998г.
А.М. Носов «Лекарственные растения», г. Москва «Эксмо-пресс», 1999г.
«Природа Ямала», г. Екатеринбург, УИФ «Наука», 1995г.
Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», 2кл., «Вентана-Граф», 2005г.
С.А. Баландин, популярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом», г. Москва «Северные просторы», 2001г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Кроссворд:







к
у
р
о
п
а
т
к
а









б
а
г
у
л
ь
н
и
к









с
т
е
р
х












т
а
ё
ж
н
ы
й








о
л
е
н
ь








л
и
с
т
в
е
н
н
и
ц
а




п
о
д
о
р
о
ж
н
и
к















я
г
е
л
ь







ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Схема 1 группы:


растёт дышит изменяется
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
размножается развивается


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Схемы 2 группы:

ЦВЕТКИ СЕМЕНА СТЕБЕЛЬ ЛИСТЬЯ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

КОРЕНЬ





КОРЕНЬ


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
СТЕРЖНЕВОЙ МОЧКОВАТЫЙ





ЛИСТ ПРОСТОЙ ЛИСТ СЛОЖНЫЙ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Схемы 3 группы:

ПОЧВА ВОДА ВОЗДУХ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

СВЕТ ТЕПЛО

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Схемы 4 группы:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
трава кустарник дерево



ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Схемы 5 группы:







одиночный соцветия


ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Слайды (изображение лиственницы, можжевельника, морошки, шиповника, мытника, арктоуса)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Слайд (изображение льна, хлопка)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Карточки с изображением сосны, брусники, княженики, клюквы.














Растен.



Растен.