Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс Пономарева


Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс /68 часов, 2 часа в неделю/

п/п Тема занятия Основные виды деятельности обучающихсяДата
Урочная форма Неурочная форма План Факт
1. Общие закономерности жизни /6 ч/
1 Биология – наука о живом мире понимают значение различных научных областей биологии
характеризуют роль биологических наук
в практической деятельности людей 2 Методы биологических исследований объясняют назначение методов исследования в биологии
характеризуют и сравнивают методы между собой 3 Общие свойства живых организмов называют и характеризуют признаки живых существ
сравнивают свойства живых организмов сосвойствами тел неживой природы, делают выводы 4 Многообразие форм живых организмов сравнивают свойства живых организмов сосвойствами тел неживой природы, делают выводы
характеризуют уровни организации жизни 5 Путешествие «Открытия российских ученых - биологов» характеризуют роль биологических наук
в практической деятельности людей
совершенствуют опыт работы в группах 6 Занятие – диагностика по материалам главы 1 «Общие закономерности жизни» проводят работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемых знаниях
развивают лидерские качества личности 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне /11 ч/
7 Практикум «Многообразие клеток»
Лабораторная работа № 1
«Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» объясняют различие клеток эукариот и прокариот
выполняют наблюдение при помощи микроскопа, описывают результаты
реализуют теоретические познания на практике
получают опыт высказывания собственного мнения 8 Химические вещества в клетке сравнивают химический состав клеток живых
организмов и тел неживой природы, делают выводы 9 Строение клетки различают основные части клетки
называют и объясняют существенные признаки всех частей клетки 10 Органоиды клетки и их функции различают основные части клетки
называют и объясняют существенные признаки всех частей клетки 11 Обмен веществ – основа существования клетки определяют понятие «обмен веществ»,
устанавливают различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция»
характеризуют и сравнивают роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делают выводы 12 Биосинтез белка в клетке различают и характеризуют этапы биосинтеза белка в клетке 13 Биосинтез углеводов - фотосинтез сравнивают стадии фотосинтеза, делают выводы
характеризуют значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом 14 Обеспечение клеток энергией характеризуют биологическую роль энергетического обмена в клетке 15 Размножение клетки и ее жизненный цикл выделяют и характеризуют существенные признаки двух типов размножения организмов
сравнивают половое и бесполое размножение
различают деление клеток эукариот и прокариот
16 Лаборатория
«Размножение клетки»
Лабораторная работа № 2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» различают стадии деления клеток растений
выполняют лабораторный опыт, фиксируют результаты наблюдения, делают выводы.
реализуют теоретические познания на практике
получают опыт высказывания собственного мнения 17 Занятие – диагностика по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
Лабораторная работа № 2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат
совершенствуют умение самооценивания собственной работы по шаблону 3. Закономерности жизни на организменном уровне /19 ч/
18 Организм – открытая живая система (биосистема) характеризуют организм, как биосистему
различают биосистемы «организм» и «клетка»
называют отличие одноклеточных и многоклеточных организмов 19 Примитивные организмы выделяют существенные признаки
вирусов и бактерий
объясняют (на конкретных примерах) строение и значение вирусов и бактерий
20 Растительный организм и его особенности называют отличительные особенности растительных организмов
характеризуют процессы жизнедеятельности растительных организмов 21 Путешествие по теме «Многообразие растений и их значение в природе» называют отличия спор и семян
характеризуют отделы растений
развивают лидерские качества личности 22 Организмы царства грибов и лишайников называют отличительные особенности грибов и лишайников
характеризуют процессы жизнедеятельности грибов и лишайников 23 Животный организм и его особенности называют отличительные особенности животных организмов
характеризуют процессы жизнедеятельности животных 24 Разнообразие животных характеризуют отличительные особенности одноклеточных и многоклеточных организмов, основных групп животных 25 Сравнение свойств организма человека и животных сравнивают человека и животных
характеризуют функции организма человека 26 Размножение живых организмов сравнивают половое и бесполое размножение
объясняют понятия «гаметофит», «спорофит» 27 Индивидуальное развитие понимают значение «онтогенеза»
характеризуют периоды эмбрионального и постэмбрионального развития 28 Образование половых клеток. Мейоз характеризуют и сравнивают первое и второе деление мейоза, делают выводы
анализируют и оценивают биологическую роль мейоза 29 Изучение механизма наследственности характеризуют этапы становления генетики и изучения наследственности организмов
30 Проектная лаборатория «Основные закономерности наследования признаков у организмов»
Лабораторная работа № 3
«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов выделяют существенные признаки изменчивости, объясняют причины наследственной изменчивости
выявляют признаки проявления наследственных свойств организмов и их изменчивости
развивают творческие способности через создание творческих учебных проектов 31 Закономерности изменчивости называют и объясняют причины наследственной изменчивости 32 Лаборатория «Ненаследственная изменчивость»
Лабораторная работа № 4
«Изучение изменчивости у организмов» сравнивают проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов
применяют полученные знания при выполнении самостоятельной коллективной работы 33 Основы селекции организмов называют практическое применение генетики, анализируют содержание основных понятий, характеризуют роль учения Вавилова
характеризуют методы селекции растений, животных и микроорганизмов 34 Основы селекции организмов
называют практическое применение генетики, анализируют содержание основных понятий, характеризуют роль учения Вавилова
характеризуют методы селекции растений, животных и микроорганизмов 35 Виртуальная экскурсия «Биотехнология на службе человечества» анализируют значение селекции и биотехнологии в жизни людей
совершенствуют опыт работы в группах 36 Занятие – диагностика по материалам главы 3 «Закономерности жизни на организменном уровне» выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат
совершенствуют умения самооценивания4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле /20 ч/
37 Путешествие «Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания» выделяют и поясняют основные идеи гипотез о происхождении жизни
развивают творческие способности через создание творческих учебных проектов 38 Современные представления о возникновении жизни на Земле характеризуют и сравнивают основные идеи
гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делают выводы на основе сравнения 39 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни характеризуют изменения условий существования жизни на Земле
аргументируют процесс возникновения биосферы
объясняют роль биологического круговорота веществ 40 Виртуальная экскурсия «Этапы развития жизни на Земле» различают эры в истории Земли
характеризуют причины выхода организмов на сушу
развивают лидерские качества личности 41 Идеи развития органического мира в биологии характеризуют идеи развития органического мира, понимают значение понятия эволюционное учение
выделяют существенные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка 42 Ч. Дарвин об эволюции органического мира выделяют и объясняют существенные положения теории эволюции Дарвина
характеризуют движущие силы эволюции 43 Современные представления об эволюции органического мира объясняют отличие современного учения об эволюции от эволюционного учения Ч. Дарвина
объясняют роль популяции в процессах эволюции видов 44 Вид, его критерии и структура объясняют роль видов и характеризуют критерии вида 45 Процессы образования видов объясняют причины многообразия видов
выделяют причины двух типов видообразования 46 Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов выделяют существенные процессы дифференциации вида
объясняют возникновение надвидовых групп 47 Основные направления эволюции характеризуют направления биологического прогресса
объясняют роль основных направлений эволюции 48 Примеры эволюционных преобразований живых организмов объясняют эволюционные преобразования растений и животных на примерах 49 Основные закономерности эволюции Лабораторная работа № 5
«Приспособленность организмов к среде обитания» выявляют существенные признаки вида
объясняют на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания
обобщают информацию и формулируют
выводы 50 Виртуальная экскурсия «Человек – представитель животного мира» различают и характеризуют основные особенности предков приматов и гоминид
развивают лидерские качества личности 51 Эволюционное происхождение человека сравнивают признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян
доказывают на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека 52 Путешествие «Этапы эволюции человека» различают и характеризуют стадии антропогенеза
называют решающие факторы формирования и развития Человека разумного
совершенствуют опыт работы в группах 53 Человеческие расы, их родство и происхождение объясняют приспособленность организма человека к среде обитания
выявляют причины многообразия рас человека 54 Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
выявляют причины влияния человека на биосферу
характеризуют результаты влияния человеческой деятельности на биосферу 55 Проект – презентация «Развитие систем органов у позвоночных животных в процессе эволюции анализируют этапы развития позвоночных животных в процессе эволюции на конкретных системах органов организма
развивают творческие способности через создание творческих учебных проектов 56 Обобщение и систематизация знаний по материалам главы 4 «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат
проводят работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемых знаниях 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды /12 ч/
57 Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы
выделяют и характеризуют существенные признаки сред жизни на Земле
характеризуют черты приспособленности
организмов к среде их обитания 58 Общие законы действия факторов среды на организмы выделяют и характеризуют основные закономерности действия факторов среды на организмы
анализируют действие факторов на организмы
выделяют экологические группы организмов 59 Лабораторная работа № 6
«Оценка качества окружающей среды» Лаборатория «Приспособленность организмов к действию факторов среды» называют необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций
различают значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа»
применяют полученные знания при выполнении самостоятельной коллективной работы
получают опыт высказывания собственного мнения 60 Биотические связи в природе выделяют и характеризуют типы биотических связей
объясняют многообразие трофических связей 61 Популяции выделяют существенные свойства популяции как группы особей одного вида
объясняют примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции 62 Функционирование популяции в природе выявляют проявление демографическихсвойств популяции в природе
характеризуют причины колебания численности и плотности популяции 63 Сообщества выделяют существенные признаки природного сообщества 64 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера выделяют и сравнивают существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза
характеризуют биосферу как глобальную экосистему 65 Развитие и смена биогеоценозов объясняют и характеризуют процесс смены
биогеоценозов 66 Основные законы устойчивости живой природы выделяют и характеризуют существенные причины устойчивости экосистем
объясняют на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы 67 Конференция «Экологические проблемы в биосфере» выделяют и характеризуют причины экологических проблем в биосфере
прогнозируют последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия
развивают творческие способности через создание творческих учебных проектов 68 Проект – презентация «Виды растений и животных, охраняемые в Воронежской области» аргументируют необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе
называют растения и животные, находящиеся в Красной книге
развивают творческие способности через создание творческих учебных проектов