Календарно — тематическое планирование 6 класс. УМК Пономарёва.


Раздел 5. Календарно – тематическое планирование 6 класс ФГОС.
УМК Пономарёва Н.И.(линия «Алгоритм успеха)
№ Кол-во.
час Тема.
Дата. Виды учебной деятельности. Виды контроля Материально-техническое обеспечениеПредметныеУУД:
Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные
Р,П,К ЛичностныеТема 1. Наука о растениях — ботаника (5ч) 1 1 1.Царство Растения. Строение и общая характеристика растений
1.09 Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботаника. Описывать историю развития науки. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приемы работы с определителем растений. Объяснять отличия вегетативных органов от генеративных. Р: Осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).
П: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устный опрос Презентация, таблицы.
2 1 2.Многообразие жизненных форм растений 8.09 Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой обитания Характеризовать отличительные свойства наиболее крупных категорий жизненных форм растений , деревьев кустарников ,трав. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Устный опрос Интерактивная доска, Таблица: Методы изучения живых организмов.
Презентация3 1 3.Клеточное строение растений. 15.09 Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.
Различать и называть органоиды клеток растений.
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
К: задавать вопросы, Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы. Устный опрос Таблицы: Строение растительной клетки, Деление клетки.
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
4 1 4.Ткани растений22.09 Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Объяснять значение тканей в жизни растения. Р: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи
П: Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.
К: Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг другаУстный опрос Таблица: Ткани растений.
Презентация: Растение как целостный живой организм.
Интерактивная доска.
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
5 1 5. Тестирование: Наука о растениях — ботаника. 29.09 Самостоятельная работа.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
П: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации.
К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умение конструктивно разрешать конфликты. Контрольная работа Интерактивная доска.
Тема 2. Органы растений (8ч) 6 1 1. Семя, строение, условия прорастания.
Лабораторная работа № 1
«Строение семени фасоли». 6.10 Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.
К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Осознавать свои интересы .Находить и изучать в учебниках по разным предметам материа Практическая работа Интерактивная доска, презентация. Таблица: Строение семени фасоли.
Гербарий.
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
7 1 2.Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка»
13.10 Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.
Называть части корня. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
К: аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Оценивание результатов своей деятельности на уроке. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.
Практическая работа Интерактивная доска, презентация. Таблица: Строение корня.
Гербарий.
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
8 1 3. Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек» 20.10 Называть части побега.
Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.
Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.
Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Р: Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов
П: Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения
К: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Учатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его Практическая работа Презентация: Побег. Таблица: Строение почек.
Гербарий. Оборудование и материалы: ручная лупа, линейка, ветка тополя, ветка сосны с шишкой
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
9 1 4. Лист, его строение и значение. 27.10 Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.
Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.
Характеризовать видоизменения листьев растенийР:Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
П: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации.
К: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Доброжелательное отношение к окружающим. Устный опрос Презентация: Лист. Таблицы: Внешнее строение листа, Внутреннее строение листа.
Презентация: Фотосинтез.
Гербарий видоизменённых побегов.
10 1 5. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» 10.11 Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.
Называть внутренние части стебля растений и их функции.
Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: умение грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.
Оценивание результатов своей деятельности на уроке. Практическая работа Презентация: Стебель, его строение и значение.
Таблица: Внутреннее строение стебля. Виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия»6 кл.
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
11 1 6. Цветок, его строение, значение. 17.11 Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Называть функции частей цветка.
Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.
Характеризовать значение соцветий. Р: Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
П: Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.
К: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Устный опрос Таблицы: «Бактерии», «Семейство Бобовые»; влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений».
Интерактивная доска: Соцветия, Строение цветка. Интерактивная доска, презентация 12 1 7.Плод. Разнообразие и значение плодов 24.11 Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Р: Сличают свой способ действия с эталоном.
П: Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
К: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умение конструктивно разрешать конфликты. Устный опрос Презентация: разнообразие плодов.
Таблица: строение плода.
13 1 8.Тестирование: Органы растений.
1.12 Самостоятельная работа.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания. Р: Осознают качество и уровень усвоения.
П: Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
К: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Формирование ответственного отношения к природе. Контрольная работа Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
14 1 1.Минеральное питание растений и значение воды.
8.12 Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.
Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.
Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения
П: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации
К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Формируют экологическое сознание сознание и позитивное отношение к органическому миру Усный опрос Виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия»6 кл. Презентация: Минеральное питание растений и значение воды.
15 1 2.Воздушное питание растений - фотосинтез15.12 Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.
Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.
Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.
Обосновывать космическую роль зелёных растений. Р: Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации
П: Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе
К: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Устный опрос Презентация: фотосинтез.
16 1 3. Дыхание и обмен веществ у растений.
22.12 Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.
Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат
П: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
К: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности Устный опрос Презентация: Дыхание и обмен веществ у растений
17 1 4. Размножение и оплодотворение  растений12.01 Характеризовать значение размножения живых организмов.
Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.
Объяснять биологическую сущность полового размножения. Р: Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Умеют выбирать смысловые единицы текста
П: Называют и описывают части цветка, указывают их значение.
К: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Устный опрос Презентация: размножение и оплодотворение растений.
Таблицы: Бесполое размножение, половое размножение
18 1 5. Вегетативное размножение, рост и развитие растений.
Лабораторная работа № 5
«Черенкование комнатных растений»
19.01 Называть характерные черты вегетативного размножения растений.
Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Р:: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: умение выделять главное в тексте, структурировать
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях Практическая работа Виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия»6 кл. Презентация: Вегетативное размножение, рост и развитие растений.
19 1 6. Тестирование: Основные процессы жизнедеятельности растений.
26.01 Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания Р; Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном.
П: Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ. Контрольная работа Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10ч) 20 1 1. Систематика растений, её значение для ботаники.
2.02 Приводить примеры названий различных растений.
Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
Формирование осознанного и доброжелательного отношения к человеку.
Устный опрос Таблица и презентация: Систематика растений, её значение для ботаники.
Гербарий растений21 1 2. Водоросли, их многообразие в природе.
9.02 Выделять и описывать существенные признаки водорослей.
Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Устный опрос Презентация «Растения», таблицы «Голосеменные растения», «Водоросли».
Гербарий:Водоросли22 1 3. Отдел Моховидные.
Лабораторная работа № 6
«Изучение внешнего строения моховидных растений»
16.02 Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.
Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Р: : Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ. Осознание необходимости бережного отношения к природе. Практическая работа Презентации «Моховидные», «Приспособления организмов», гербарий моховидные, изображения организмов разных систематических групп
Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
23 1 4.Плауны. Хвощи. Папоротники. 1.03 Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия.
сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Понимание роли организмов для жизни на Земле. Устный опрос Виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия»6 кл Презентации: Размножение споровых растений. Плауны. Хвощи. Папоротники.
Гербарий.
24 1 5. Отдел Голосеменные. 15.03 Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Коллекция плодов, муляжи. Таблицы: Двудольные растения. Презентации: Двудольные растения.
Гербарий. Осознание необходимости бережного отношения к природе. Устный опрос Интерактивная доска, презентация, гербарий.
25 1 6. Отдел Покрытосеменные. 29.03 Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Принятие правил работы в кабинете биологии .Устный опрос Виртуальные уроки «Кирилла и Мефодия»6 кл Гербарий растений , презентации: Покрытосеменные растения.
Таблицы: Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Двудольные и Однодольные растения26 1 7. Семейства класса Двудольные 5.04 Выделять основные признаки класса Двудольные.
Описывать отличительные признаки семейств класса.
Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Р:.Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды .
П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
К: Умение аргументировать свою точку зрения. Понимание взаимосвязи между работой органов и систем органов двудольных. Умение применять полученные знания на практике. Устный опрос Цифровая лаборатория SensorLab (6 кл)
27 1 8. Семейства класса Однодольные 12.04 Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Приводить примеры охраняемых видов. Р:.Устанавливать взаимосвязь приспособленности однодольных к условиям среды .
П: Умения давать определения . Развитие навыков устанавливания причинно-следственных связей.
К: Умение аргументировать свою точку зрения. Понимание взаимосвязи между работой органов и систем органов однодольных. Умение применять полученные знания на практике. Устный опрос Таблицы: Однодольные растения. Презентации: Однодольные растения.
Гербарий28 1 9. Происхождение культурных растений.
Дары Старого и Нового Света 19.04 Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.
Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.
Выделять этапы развития растительного мира.
Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.
Приводить примеры культурных растений своего региона. Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах Осознание необходимости бережного отношения к природе.
Понимание роли с/х культур в жизни человека Устный опрос Интерактивная доска, презентация, муляжи, коллекция семян. Диск:DVD История происхождения культурных растений.
29 1 10. Тестирование: Многообразие и развитие растительного мира.
26.04 Самостоятельная работа
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Р: Умение определять цель работы, планировать её.
П: Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
К: Умение воспринимать информацию, работать сомостоятельно. Систематезировать и обобщить знания по темам Контрольная работа Тема 5. Природные сообщества (4ч) 30 1 1.Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.
Экскурсия
Весенние явления в жизни экосистемы (лес,).3.05
Объяснять сущность понятия «природное сообщество».
Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.
Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. Представление о большом разнообразии природных сообществ. Понимание роли высших и низших растений ,животных в жизни пр. сообщества.. Самостоятельная работа Презентации «Природные сообщества», «Пищевая цепь», «Круговорот веществ в природе», гербарий растений разных ярусов леса, изображения животных леса.
31 1 2.Совместная жизнь организмов и смена природных сообществ.
10.05 Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе. Объяснять причины смены природных сообществ.
Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
П: Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Представление об основных группах растений.
Осознание необходимости бережного отношения к природе. Устный опрос Интерактивная доска, презентация32 1 3.Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса.
17.05 Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса, делать выводы. Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу.
П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. Систематезировать и обобщить знания по темам курса биологии 6 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Контрольная работа 331 4 Задание на лето. 24.05 Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.
Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы.
К: Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение. Представление о многообразии растений Понимание роли в природе и жизни человека. Осознание необходимости бережного отношения к природе. Устный опрос Интерактивная доска, презентация.
Итого за год: 33ч.