Урок по информатике на тему «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»
ГБОУ СПО «Орехово-Зуевский промышленно-экономический колледж им. С. Морозова» МО
Методическая разработка
урока по дисциплине «Информатика и ИКТ»
по теме
«Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы»
Автор: преподаватель информатики Романова Ю.Е.
Орехово-Зуево, 2014Тема урока: «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы».
Цели урока:
Образовательная: познакомиться с понятиями «Интернет», браузер, изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети.
Развивающая: формирование приёмов логического мышления, развитие интереса к предмету, информационной культуры, развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества.
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке.
Оборудование: компьютерный класс, экран, проектор, презентация, раздаточный материал, тесты.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка цели занятия и мотивация целевого компонента.
- Итак, тема нашего урока: «Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы».
Вопрос: Как Вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Ответы: Для чего необходим Интернет, что и как можно найти в нем, какие возможности он нам предоставляет, какие программы нам нужны для этого, познакомиться с понятием «браузер».
- Правильно, это и является целью нашего сегодняшнего урока.
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель
Интернет, прочно войдя в нашу жизнь, смог за очень короткое время существенно изменить ее. Сейчас Интернет - наиболее быстрое, надежное средство общения и обмена информацией между людьми. С его помощью появилась возможность участвовать в интернет-конференциях, находить единомышленников и друзей по всему миру, заниматься самообразованием, что, пожалуй, является очень важным для человека, живущего в XXI веке.
Мир действительно изменился с приходом глобальной компьютерной сети Internet. Сегодня не выходя из дома можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами Вашей страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое. Для того, чтобы быть образованным и уметь быстро ориентироваться в огромном информационном пространстве, нам и необходимы знания, полученные на сегодняшнем уроке. Для начала попытайтесь дать определение, что же такое Интернет? На самом деле понятий интернет огромное количество.
Правильно, по-другому можно сказать, что Интернет – это глобальная компьютерная сеть, либо виртуальная сеть, либо объединение огромного количества компьютеров в сеть.
Для того, чтобы перейти к изучению данной темы, давайте в начале окунёмся в историю создания Интернета. Нам подготовили проект на эту тему студенты вашей группы .
На сегодняшний момент глобальной сетью Интернет пользуется огромное количество людей. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни.
Давайте выясним, какие возможности нам предоставляет глобальная компьютерная сеть Интернет.
Обучающиеся: 1) Поиск информации,
2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.
3) Общение в сети (в социальных сетях).
4) Использование электронных библиотек, музеев
5) Покупки через Интернет (Интернет – магазины).
6) Учеба через Интернет.
7) Поиск погоды, расписаний, работы
8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).
9) Электронная почта и т. д.
- Молодцы, всё верно.
Вопрос: Какой же можно сделать вывод?
Обучающиеся: Интернет нам помогает и экономит много сил и времени.
- Совершенно верно, но надо помнить два момента – во-первых, об авторских правах на тот или иной файл, программу, видео и т. д., а во-вторых, Интернет – это не только полезная информация, но еще и компьютерные вирусы.
Изучение нового материала.
- А теперь переходим к изучению темы. По ходу моего рассказа вы самостоятельно записываете нужную для вас информацию.
Работая в сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. И помогают нам в этом специальные программы, которые называются браузерами.
Определение: бра
·узер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для просмотра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то есть для запроса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (преимущественно из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. Презентация «Способы поиска информации»
- А какие браузеры вы знаете?
Internet Explorer - Не самый быстрый при загрузке и работе. Говоря откровенно - самый медленный браузер! Частые зависания и "падения". Стандартный и "серый" внешний вид. Улучшенная и при этом очень навязчивая система безопасности, много других инноваций. Слишком медленный и слишком нестабильный. Его держит на плаву только то, что он предустановлен в каждой операционной системе Windows. Иначе, не продержаться бы ему и дня.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Один из самых быстрых браузеров. Быстрота достигается за счет отказа от многих функций, имеющихся в других браузерах. Очень скромный и минималистичный вид. Минимум функций, что не всегда есть хорошо. Разработчиком заявлено, что браузер имеет большинство инновационных особенностей Mozilla Firefox и Opera. Определенно слишком простой и слишком минималистичный. Следует признать, что Google Chrome - спринтер в мире браузеров по холодному запуску и загрузке страниц.
Mozilla Firefox. Потенциально быстрый, но при инсталляции плагинов становится медленнее. Были некоторые проблемы у ранних версий, однако, практически все они отсутствуют у последней версии. Весьма легок в освоении и поражает простотой настроек. На панели инструментов находится очень мало кнопок (основное место занимает строка введения адреса и поиска). К этому браузеру очень быстро привыкают, и, несмотря на ограниченные базовые возможности, существует огромное пространство для расширения. Приятный на вид и удобный в использовании. Имеет в своем арсенале массу инновационных разработок. А все, что не встроено, можно установить дополнительно. Самый распространенный на сегодняшний день браузер из альтернативных! Масса инноваций, удобства и стабильная работа - вот те три кита, на которых держится FireFox. Надежный браузер для профессионалов и новичков Интернета.
Opera - Очень быстрый! Очень стабильная работа. Минимализм. В Опере были впервые использованы многие инновации, которые теперь входят в стандартный набор других браузеров. Превосходный, инновационный браузер. Она проста, достаточно функциональна и имеет хорошие показатели скорости и стабильности. Этот обозреватель обладает очень необычным интерфейсом и поэтому создается впечатление о сложности его освоения, высокая популярность этого браузера говорит об обратном. Opera - многофункциональный "комбайн", включающий в себя помимо браузера, почтовый клиент, IRC-клиент и клиент для чтения RSS - новостей.
Яндекс. Браузер (версии 1.1, 1.2, 1.5) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], созданный компанией [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 2012 году, простой и быстрый браузер с лаконичным дизайном и серьезным подходом к безопасности (загружаемые пользователем файлы проверяются на вредоносность системой, созданной в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»). Единая строка для адресов и поисковых запросов. Проверка скачиваемых файлов на вирусы. Легкий перенос настроек из другого браузера. Режим Турбо для ускорения загрузки страниц.
Для поиска информации используются в основном три основных способа:
Указание адреса страницы; (слайд)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Обращение к поисковой системе (слайд).
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины. (слайд)
- Ребята, а какие поисковые системы вы знаете? (yandex. ru, Rambler. ru, Google. ru и много других) (слайды).
Yandex. ru
Яндекс российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Отличительная особенность Яндекса возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов (слайд 13).
Google. ru
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями (слайд 14).
Rambler. ru
Rambler создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова (слайд).
Закрепление изученного материала - выполнение практической работы
Прежде чем продолжить работу, проведите физкультминутку для глаз:
В положении сидя медленно делайте движения зрачками: слева-направо и справа-налево, затем вверх-вниз и вниз-вверх.
Круговые движения глазами по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.
Частые моргания глазами.
Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединятся».
Положите ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закройте этим треугольником глаза и повторите все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
А сейчас будет работа в парах. Вы садитесь за компьютеры. Вам будут даны дифференцированные карточки.
Те, кто оценивает свои знания на оценку «5» по данной теме должны ответить на проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на этот вопрос, а на карточках записать url-адреса и поисковые системы, в которых вы нашли ответ на поставленный вопрос (приложение).
Поиск информации в поисковой системе по ключевым словам
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем ..ккал, подростку - . ккал на 1 кг массы тела.
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты
.
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как .., т. е. подросток должен получать углеводов в.. раза больше, чем белков или жиров.
Подросток должен есть не реже раз в день, т. е. каждые . ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - %; обед- .%; полдник - .%; ужин - ...%.
1. Для поиска введите в поисковой системе: в сутки взрослому требуется ккал
(впишите найденную информацию на карточку)
2. Для поиска введите в поисковой системе: питание подростка продукты
3. Для поиска введите в поисковой системе: оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов
4. Для поиска введите в поисковой системе: подросток должен есть не реже
5. Для поиска введите в поисковой системе: суточная калорийность питания подростка
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем 40 - 42 ккал, подростку - 50 - 52 ккал на 1 кг массы тела.
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты животного и растительного происхождения.
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как 1:1:4, т. е. подросток должен получать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров.
Подросток должен есть не реже 4 раз в день, т. е. каждые 3 - 4 ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - 25%; обед- 35 - 40%; полдник - 20 - 10%; ужин - 20-25%.
Те, кто оценивает свои знания на «4» выполнит следующую практическую работу, ответив на вопросы:
1. Обращение по адресу
1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Российская национальная библиотека.)
2. Web-страница, расположенная по адресу: http://samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска? (Ведомости, 1703 год.)
3. Определить, о чем рассказывается на данной странице: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Использование поисковых серверов.
1. Где и когда родился президент России? (Ленинград, 7.10.1952)2. В каком веке придумали мороженое пломбир? (XIX век)
3. В каком веке придумали салат Оливье? (в 19 веке в 60-х годах)
И, наконец, тем кто плохо разобрался в данной теме, я предлагаю ответить на вопросы теста:
Тема: "Коммуникационные технологии"
Модем - это ...
Устройство для печати.
Устройства для работы в Интернете.
Устройство для сканирования документов.
Монитор - это ...
Устройство вывода информации.
Устройство ввода информации.
Устройство ввода и вывода информации.
Браузер - это ...
Текстовый редактор.
Графический редактор.
Программа для просмотра веб - страниц.
К поисковым системам относят:
Rambler,
Яndex.
Google,
Mail
Какая программа является антивирусной
Аваст.
Winamp
Nero
Stamina
Наименьшая единица информации
1 Байт
1 МБайт
1 КБайт
Наибольшая единица информации
1 Байт
1 МБайт
1 Кбайт
Подведение итогов.
Итак, подведем итоги
Преподаватель: Какие же возможности нам предоставляет глобальная компьютерная сеть Интернет.
Обучающиеся: 1) Поиск информации,
2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.
3) Общение в сети (в социальных сетях).
4) Использование электронных библиотек, музеев
5) Покупки через Интернет (Интернет – магазины).
6) Учеба через Интернет.
7) Поиск погоды, расписаний, работы
8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).
9) Электронная почта и т. д.
Преподаватель: Приведите примеры браузеров.
Обучающиеся: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Neo Planet и другие.
Преподаватель: А какие поисковые системы Вы знаете?
Обучающиеся: Rambler, Апорт, Яndex, Google и другие.
- Какие существуют способы поиска информации в Интернет?
- Какой из способов, на ваш взгляд, самый простой?
VI. Домашнее задание.
Существуют сильные и слабые стороны Интернета. Студенты, сидящие на 1 варианте должны найти и записать недостатки Интернета, а студенты, сидящие на 2 варианте – достоинства Интернета. И на следующем уроке мы с вами подискутируем на эту тему.
Работа на оценку «5».
Поиск информации в поисковой системе по ключевым словам
Расход тепла и энергии у подростка относительно выше, чем у взрослого человека. Так, в сутки взрослому требуется в среднем ..ккал, подростку - . ккал на 1 кг массы тела.
Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты
.
Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как .., т. е. подросток должен получать углеводов в.. раза больше, чем белков или жиров.
Подросток должен есть не реже раз в день, т. е. каждые . ч. Слишком большие перерывы между приемами пищи могут вызывать утомление, снижение работоспособности, головную боль.
Суточная калорийность питания распределяется следующим образом: завтрак - %; обед- .%; полдник - .%; ужин - ...%.
1. Для поиска введите в поисковой системе: в сутки взрослому требуется ккал
(впишите найденную информацию на карточку)
2. Для поиска введите в поисковой системе: питание подростка продукты
3. Для поиска введите в поисковой системе: оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов
4. Для поиска введите в поисковой системе: подросток должен есть не реже
5. Для поиска введите в поисковой системе: суточная калорийность питания подростка
Работа на оценку «4»
1. Обращение по адресу
1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2. Web-страница, расположенная по адресу: http://samuraev.narod.ru/arxiv/gaz001.htm рассказывает о первой российской газете. Как она называется и год ее выпуска?
3. Определить, о чем рассказывается на данной странице: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Использование поисковых серверов.
1. Где и когда родился президент России?
2. В каком веке придумали мороженое пломбир?
3. В каком веке придумали салат Оливье?
Работа на оценку «3».
Тема: "Коммуникационные технологии"
1. Модем - это ...
Устройство для печати.
Устройства для работы в Интернете.
Устройство для сканирования документов.
2. Монитор - это ...
Устройство вывода информации.
Устройство ввода информации.
Устройство ввода и вывода информации.
3. Браузер - это ...
Текстовый редактор.
Графический редактор.
Программа для просмотра веб - страниц.
4. К поисковым системам относят:
Rambler,
Яndex.
Google,
Mail
5. Какая программа является антивирусной
Аваст.
Winamp
Nero
Stamina
6. Наименьшая единица информации
1 Байт
1 МБайт
1 КБайт
7. Наибольшая единица информации
1 Байт
1 МБайт
1 Кбайт
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
Правильный ответ
Литература:
Астафьева Н.Е. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для нач. и сред. проф. образования / Н.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова, М.С. Цветкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.school497.ru/download/u/01/urok6/les6.html
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915