Пояснительная записка к рабочей программе по информатике 9 класс (Н.В.Макарова)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большевяземская гимназия
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор гимназии
_________ А.В.Петрова«____»_________2015 г. «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________/Е.В.Тренина/
«____»__________2015 г. «РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
__________/Е.Р.Гамова/
Протокол
№ ___от___________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Класс: 9А, 9Б, 9В
Количество часов: 66 часов
Учитель: Чернова Анна Петровна
Программа составлена на основе:
примерной программы основного общего образования по информатике и авторской программы Макаровой Н.В.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе «Программы по информатике и ИКТ» (Системно-информационная концепция) автора Н. В. Макаровой ( Питер 2010 г.). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям, и представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса информатики; изучаемого в 7-9 классах. Изучение курса предполагает наличие компьютерного класса и лабораторно-практическую работу на компьютере.
Программа курса информатики рассчитана на 66 учебных часа из расчёта: 2 часа в неделю.
Тематика каждого класса разделена на три крупных блока, в которых просматривается теоретическая часть, построенная на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, так и практическая часть направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
В процессе обучения можно выделить основную цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни с вычислительными и информационными системами, базами данных; электронными таблицами, информационными системами, человек приобретает новое видение мира. Обучение направлено на приобретение у учащихся знаний об устройстве персонального компьютера, системах счисления, формирование представлений о сущности информации и информационных процессов, развитие алгоритмического мышления, знакомство учащихся с современными информационными технологиями.
Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.
Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от темы к теме. Программа курса предусматривает проведение тестовых, итоговых, контрольных и практических работ на компьютере, используя видео и презентации как наглядность.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу, схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика изучаемого предмета.
Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается на следующее:
закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
понятия - информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;
методы современного научного познания: системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Реализация этих задач в учебниках предполагается в следующих четырех направлениях:
1. Мировоззренческом (ключевые слова - «информация» и «модель»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должны сформироваться умения понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах.
Практическом (ключевое слово - «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, школьники приобретают навыки работы с компьютером на основе использования электронных приложений, свободного программного обеспечения (ПО) и ресурсов. Практические задания могут выполняться учащимися на разных уровнях, на уроках, после уроков и дома, чем достигается дифференциация и индивидуализация обучения - каждый учащийся может сформировать свою образовательную траекторию.
Алгоритмическом (ключевые слова - «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач различной сложности и реализации их на языке программирования. В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере.
Исследовательском (ключевые слова - «логика», «задача»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию исследовательских навыков, которые могут быть применены при изучении предметов естественнонаучного цикла с использованием цифрового оборудования, компьютерных инструментальных средств и ЦОР.
Результаты освоения информатики.
В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. В связи с этим ожидаемые результаты:
1.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование информационной картины мира происходит через:
понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
2.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
3.Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4.Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5.Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6.Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Содержание тем учебного курса.
9 класс
Информационная картина мира. (24 час)
Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Структура информационных моделей. Понятие компьютерной модели задачи.
Программное обеспечение информационных технологий. (28 час)
Организация данных в алгоритмах. Простые и составные величины. Типы величин. Основные формы организации действий в алгоритмах. Массив. Имя; тип данных; размерность.
Прикладная среда табличного процессора.
Система управления базой данных. Сортировка и хранение информации. Базы данных. Управление базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.
Техническое обеспечение информационных технологий (9 час)
Телекоммуникационные системы. Локальные и глобальные сети.
Электронная почта. Сеть ИНТЕРНЕТ. Серверы. Поиск информации в компьютерных сетях. Основы технологии WWW.
Логические основы построения компьютера.
Повторение (5 час)
Учебно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего
часов В том числе на: Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
уроки Лаборатор-но-практи-ческие
работы Контроль-ные
работы
1. Информационная картина мира 24 2 20 2 20
2. Программное обеспечение информационных технологий 28 6 19 3 19
3. Техническое обеспечение информационных технологий 9 8 1 1
4. Повторение 5 5 ИТОГО 66 21 40 5 40
Требования к знаниям и умениям учащихся.
9 класс
Учащиеся должны знать:
основные типы данных (переменная; массив);
структуру основных алгоритмических конструкций;
основные принципы формализации;
формы представления моделей;
назначения и возможности баз данных;
виды услуг; представляемых компьютерными сетями.
объекты в приложении PowerPoint.
работу сортировщика слайдов,
Должны уметь:
описывать основные типы данных;
записывать на языке программирования алгоритм решения задач;
иметь представление о технологии объектно-ориентированного программирования;
создавать простейшие базы данных;
осуществлять сортировку и поиск записей;
запускать и настраивать приложения PowerPoint,
производить настройку анимации текста и рисунков,
работать с сортировщиком слайдов в PowerPoint,
осуществлять поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ.
Список литературы
для учителя:
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1(Теория)./ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум) / Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Поурочные разработки по информатике.9 класс./ Н.А. Сухих.- М.:ВАКО, 2013
Поурочные разработки по информатике.8 класс/А.Х. Шелепаева.- М.:ВАКО, 2013.
Программирование 7-11классы / авт.-сост. М.Н. Капранова. - Волгоград: Учитель, 2013.
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика: учебник для 8 класса / И.Г.Семакин и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
для учащихся:
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1(Теория)./Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию 9-11/ Под ред. Н. В. Макаровой.- СПб: Питер Пресс, 2012
Программное обеспечение курса
Операционная система Linux.
Комплект OpenOffice.org
Интернет браузер Mozilla Firefox
Текстовый процессор OpenOffice.org Writer
Электронные таблицы OpenOffice.org Calc.
Векторный графический редактор OpenOffice.org Draw
Средство разработки презентаций OpenOffice.org Impress
Редактор формул OpenOffice.org Math
Система алгоритмического программирования OpenOffice.org Basic.
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УКЗУ - урок контроля знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
УП - урок-практикум
Виды контроля и технологий обучения:
ФО - фронтальный опрос.
КП - компьютерный практикум
ПР - практическая работа.
Т - тестовая работа.