Сообщение Развитие диалогической речи дошкольников в сюжетно – ролевой игре


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 414 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
Сообщение
Развитие диалогической речи дошкольников в сюжетно – ролевой игре

Воспитатель:
Миссалимова Эльмира Ильдаровна
Казань 2016
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Хорошая речь образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, диалог у детей младшего дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем, овладение диалогической речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.
Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, но один), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж сюжетно ролевые игры, планомерные развивающие занятия по освоению речи - вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Чтобы не было проблем с речью у дошкольника с младшего возраста необходимо заниматься и играть с дошкольником.
Сюжетно ролевая игра это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет.
Ребенку необходим пример в игре, когда ребенок только знакомится с сюжетно - ролевой игрой, основную роль на себя берет воспитатель. Развитию у ребенка способности принимать на себя роль помогают сюжетно - ролевые игры, в которых основная роль принадлежит животным. Ребенку с детства знакомы: кошка, собачка, лошадка и другие животные, часто можно увидеть картину, как мама спрашивает у малыша как говорит собачка, где ушки, у киски учитывая, что это первые знания малыша, следовательно, ему и легче принять эту роль на себя. Легче всего ребенку принять на себя роли, с которыми он знаком: папа, мама, врач, повар, воспитатель, шофер все эти роли доступны для ребенка. Мама готовит обед, папа везет на машине в детский сад, работу воспитателя ребенок наблюдает целый день. Также ребенок слышит все диалоги взрослых.
Основные проблемы, с которыми встречается дошкольник:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступносформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если этонеобходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Поэтому педагогу необходимо следить за развитием речи детей, но даже если повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все, же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет - придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка. Большим помощником в развитии у младшего дошкольника является сюжетно ролевая игра.
Сюжетно - ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Сюжетно - ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Современный мир не стоит на месте, появляются все новые и новые профессии. Окружающий мир ребенка разнообразен и интересен малышу. Поэтому необходимо уделять больше времени игре с малышом, а не занятиям, которые он успешно освоит в школе, если его научить играть. Играть необходимо с интересом, и получением необходимой информации для младшего дошкольника. Сам ребенок не научится правильно играть, говорить: всему этому должны научить мы взрослые. Ведь для этого необходимо порой правильно, четко произнести слово, задать несложные вопрос и помочь построить ответ. Тогда у наших детей будет хорошо развита диалогическая речь, умственные способности и любовь, забота к ближнему.