Конспект открытого занятия Творческий путь художника, режиссера, фотографа Ман Рея, сюрреализм в фотографии
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Камчатский центр детского и юношеского технического творчества»
Конспект открытого занятия
Тема: Творческий путь художника, режиссера, фотографа Ман Рея
Сюрреализм в фотографии
Группа № 4
(четвертый год обучения
возраст 15-16 лет)
Дата проведения:
25.12.2013 г
Педагог дополнительного образования
Ерохина Анастасия Алексеевна
Петропавловск-Камчатский
2013
Тема: Творческий путь художника, режиссера, фотографа Ман Рея. Сюрреализм в фотографии.
Тип занятия:
Лекционное занятие с элементами дискуссии и беседы.
Цель занятий: познакомить с сюрреализмом, как культурным течением, с творчеством основателя сюрреализма в фотографии Ман Реем.
Задачи занятия:
Обучающие:
Изучить историю появления и развития «сюрреализма»,
изучить понятие «сюрреализма» как творческого течения,
познакомить молодых людей с явлением и особенностями сюрреалистической фотографии, ее взаимосвязи с другими видами искусства,
познакомить учеников с творчеством одного из основоположников сюрреализма, художником, режиссером, фотографом Ман Реем,
изучить способы передачи сюрреалистических образов и применение сюрреалистических приемов в фотографии.
Развивающие:
Расширить кругозор детей,
развить эстетический вкус и чувство композиции,
развить образное мышление и фантазию,
раскрыть творческие способности подростка, показать новую область для творческих поисков,
расширить словарный запас ребят.
развить способности к восприятию духовно-нравственного наследия сюрреалистов;
Воспитательные:
Стимулировать развитие кругозора, системы знаний о фотографии, социальных процессах и искусстве.
Воспитать вкус, творческое видение, умение отличать эстетичные, полные мысли фотоработы от «китча».
Воспитать самостоятельность и объективность к собственным суждениям.
Оборудование и материалы:
Компьютер, диски с презентацией, краски, бумага, фотографиями и видео, работы. Сканер, предметы для сканирования.
План занятия:
Организационный момент
Основная часть (теоретическая и практическая). Два раза занятие прерывается на 10-минутный перерыв.
Итог занятия и домашнее задание
Список литературы
Приложение
Организационный момент
Приветствие учащихся
Проверка учащихся по журналу
Короткая игра «Пятна» для активизации мыслительной деятельности участников, стимулирования их внимания, фантазии. (Группе предлагается взять краски и нарисовать на бумаге пятно, сложить листок пополам и обменятся с соседом получившимися пятнами. После этого группе дается три минуты, чтобы в нарисованных пятнах увидеть очертания предметов).
Повторение
(С целью анализа и актуализации уже имеющихся знаний по теме). Эта часть урока опирается на знания, полученные детьми в школе или самостоятельно, поэтому может предполагать активную помощь со стороны педагога (в зависимости от уровня подготовки детей).
Педагог: Историю человечества принято делить на периоды, которые характеризуются общими особенностями, особенным мышлением человека в тот период, особенными взглядами на место, которое он занимает в этом мире. Чтобы убедиться в этом, давайте вспомним, как развивалась человеческая жизнь и сознание на протяжении веков. Давайте подумаем, что происходило с человеком в античности?
Дети:
В античности ценили реальные возможности и способности каждого человека. Именно они были возведены высший принцип: свободный, гармонически развитый, прекрасный духом и телом гражданин – вот идеал античности.
Педагог: Верно! Мир воспринимался жителями Древней Греции как гармоничное пространство, где тело и дух представлялись неотделимыми друг от друга. Человек становится центром гармоничного, всеобщего космического целого. Что же происходило дальше с человеческим мировосприятием?
Дети:
Дальше наступило Средневековье.
Педагог: Правильно. Что было важно для средневековых людей?
Дети:
Для них самыми ценными были отношения с Богом. Человек уже не видел себя центром мировой гармонии. Телесному, целому пришлось уступить место сакральному, в центр всего человек поставил Бога, к этому идеалу, духовности, высшей идеи, веры, стремился человек тогда.
Педагог: Все верно. Человек воспринимал свою жизнь, как подготовку к истинной жизни после смерти и все его устремления сводились к духовному развитию. Именно поэтому и искусство было таким отвлеченным. Художников не интересовал реальный мир, «средневековые мастера, пренебрегая зримыми очертаниями окружающего их земного мира, пристально всматриваются в потусторонний мир». Но своеобразен не только предмет, привлекающий их внимание. Поэты и художники почти вовсе обходят реальную природу, не воспроизводят пейзажа, не замечают особенностей отдельных людей, не обращают внимания на то, что в разных странах и в разные эпохи люди одевались по-разному, жили в иных жилищах, имели другое оружие. Индивидуализации они предпочитают типизацию, вместо проникновения в многообразие жизненных явлений исходят из непримиримой противоположности возвышенного и низменного, располагая на полюсах абсолютное добро и абсолютное зло. Что пришло на смену Средневековью?
Дети:
Потом было Возрождение. В это время появились идеи гуманизма, который рассматривал человека как личность, объявляющий его свободу, активную, созидающую деятельность как высшую ценность.
Педагог: Иначе говоря, человечество, в какой-то мере снова возвращается к идеям античности, снова ставит человека в центр, и объявляет его высшей ценностью, но, если представить историю в виде спирали, на новом витке. А потом настало Новое время, которое вместе с развитием науки создало рационализм, породило веру в разум и эмпирическое мышление. Какие потом в искусстве появляются направления? Вы должны знать их из уроков литературы в школе.
Дети:
Классицизм, романтизм, реализм, натурализм
Педагог: Да-да, и много еще разных «измов». И все они несли в себе и новое представление человека о жизни, о своей роли в мире, о своих взаимоотношениях с высшими силами. Как видите, история развития культуры и человеческого мышления сложный процесс. Он зависит от настроений, веры, устремлений в тот или иной промежуток времени, но никогда не бывает, случаен, всегда зависит от настроений и социальных изменений в обществе и развитием человеческой мысли (науки, философии, теологии).
В самом начале занятия мы с вами играли в игру, в разноцветных пятнах искали смысл, в размытых очертаниях форму. Для людей, с неразвитым абстрактным мышлением, воображением; не умеющим фантазировать это стало бы непосильной задачей. Но вы с ней справились, смогли абстрагироваться от понимания того, что это всего лишь пятно, и увидели в нем новые миры. Именно поэтому, я считаю, что вам сегодняшний урок будет, по крайней мере, интересен. К концу XIX века это привело к появлению кардинально новых культурных течений, пытающих отрицать все культурные идеи и приобретения прошлого. Именно с одним из них, мы познакомимся с вами на занятии, и посмотрим, какую роль он сыграл в фотоискусстве. Потому что сегодня мы с вами погрузимся в мир сюрреализма, культурного направления (в том числе и в фотоискусстве), отрицающим рационализм, логическое развитие событий и постулирующего двуреальность, возможность перехода из одного мира в другой, из мира разума в мир фантазии и снов. И познакомимся с творчеством одного из самых ярких представителей сюрреализма в фотографии Ман Реем.
Теоретическая часть
Педагог: конец XIX века принес в человеческую жизнь много нового развивалась техника, философия, социальные волнения и перемены к началу XX века достигают точки кипения. Работы Дарвина, Фрейда, Ницше являются источниками и выразителями новых настроений общества того времени, к которым относятся: идеи нигилизма, отрицания старых устоев и ценностей, отходом от религии, утверждением понятия бессознательного и важности его роли в жизни человека, первоначальном утверждении о силе и безграничных возможностях человеческого разума с последующим отрицанием этого.
Человек этого времени одинок и находится в состоянии страха. В этот период появляется множество новых направлений в искусстве, основанных на этих новых идеях: импрессионизм, символизм, экспрессионизм, модернизм, объединяющим под своим названием множество мелких направлений. Сегодня мы будем говорить с вами о сюрреализме, произошедшим от направления, имеющего странное и бессмысленное название «дадаизм». Что напоминает вам это слово?
Дети: (дети называют ассоциации, связанные с этим словом).
Педагог: Ассоциации могут быть любыми. Потому что, на самом деле, это слово не имеет общепринятого значения. В 1916 г. В Цюрихском кабаре собирается группа анархически настроенных поэтов-эмигрантов, молодых людей разных национальностей, объединенных ненавистью к войне. Они провозглашают рождение нового искусства: возникает дадаизм течение, созданное группой литераторов, видевших в событиях первой мировой войны свидетельство крушения и распада всей человеческой культуры. По их мнению, мораль и искусство общества достойны презрения, поскольку мир есть вопиющее лицемерие, и если уж творить, то только на почве абсолютного отрицания. Отсюда и название этого направления, не значащее абсолютно ничего. Дадаизм бунт против общественной бессмыслицы при помощи бессмыслицы, они декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Вождь дадаистского движения Тристан Тзара (1896–1964), автор книг «Семь манифестов дада» (1924), «Приблизительный человек» (1931), в одном из своих манифестов заявляет: «Я ненавижу здравый смысл». Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего».
На выставках дадаистов появлялись коллажи, где куски газет и фотографий наклеивались на холст. В ход шли куски мочала, веревки, пуговицы, битое стекло, проволока, выставлялись самые обыденные предметы быта. Вершиной данной линии развития стало экспонирование в 1917 г. на выставке в Нью-Йорке писсуара, который выставил Марсель Дюшан (он же ранее пририсовал усы копии Моны Лизы и выставил на продажу). Вместо музыки дадаисты били в ящики и банки, вместо стихотворений страшными голосами выкрикивали хаотический набор слов. В результате озверевшая публика свистела, вопила, забрасывала дадаистов яйцами, в Париже в 1920г в дело пошли жареные бифштексы. Скандалы нередко заканчивались драками и вмешательством полиции.
Итак, почему дадаисты объявили войну логике?
Дети: причиной, породившей дадаизм была первая мировая война. Дадаизм стал своеобразным ответом на бесчеловечность войны, разрушившей все основы современного мира. Рационализм и логику дадаисты считали одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов.
Педагог: Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая фундаментальные структуры европейской цивилизации – структуры мысли и языка. Предметы вещного мира в их работах потеряли вес. Анархисты по мировосприятию, дадаисты выступили и против великого искусства прошлого, призывали уничтожать музеи, в Париже требовали разрушить Лувр. Такое разрушительное течение как дадаизм не мог существовать долго и переродился в сюрреализм.
Сюрреалисты утверждали, что разум бессилен познать действительность, и на его место выдвигал интуицию «непосредственное» восприятие без участия сознания. Самое интересное для них в человеке изучение подсознательного мира смутных инстинктов, неопределенных порывов, спящих ассоциаций всего, что отходит от нормы и приближается к патологии. Разум должен отойти в сторону, дать дорогу потоку подсознания, он будет не осмысливать, а бездумно впитывать в себя хаос жизненных впечатлений. Их-то и нужно переносить в искусство свежими, нестертыми, первозданными.
Бретон писал: «Сюрреализм чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим любым способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Такую диктовку сюрреалисты называли «автоматическим письмом».
Наибольшее влияние на теорию сюрреализма оказало учение Зигмунда Фрейда. Главное, что извлекли сюрреалисты из фрейдизма то, что человеком управляет не разум, а вечные, непознаваемые иррациональные силы: инстинкты. А иногда сюрреалисты полагались даже не на подсознание, а на волю случая. «Изысканный мертвец хлебнет молодого вина» – строчка, сложившаяся на основе детской игры в слова, передаваемые соседу в завернутой бумажке, так сказать, плод коллективного творчества, может иллюстрировать прием автоматизма в творчестве сюрреалистов.
Взяв у дадаизма антихудожественность и прибавив к нему метод «автоматического письма» сюрреализм счел всякую художественную технику «жалким средством»
Перерыв 10 мин.
Педагог: Давайте немного передохнем и поиграем в игру, в которую так серьезно играли сюрреалисты. Попробуем также, на бумаге написать свою историю. (Игра способствует разрядке, снятию усталости и углубление связей в коллективе, поддерживает интерес детей к теме занятия).
Теоретическая часть (продолжение)
Педагог: Ну, что же, настало время поговорить о фотографии. Конечно, как и все другие виды искусства, фотография сразу подхватила новое художественное направление. Одним из самых талантливых фотографов-сюрреалистов является Ман Рей.
Человек-эпоха, классик мировой фотографии, великий художник и творец, так пишут о нем критики. Старший сын еврейских эмигрантов Мани Лурии и Мейлаха Радницкого. Он родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, куда совсем недавно эмигрировала его семья из Ковенской губернии Российской Империи. Именовали его Эммануэлем Радницким.
В 1914 году в Нью-Йорке молодой американский художник Эммануэль Рудницки купил фотокамеру, чтобы снимать собственные работы для каталогов выставок и галерей. Позднее он напишет в своей автобиографии: «Только фотографируя свои картины, я обнаружил то, что в них было скрыто, и это выявилось лишь на черно-белых снимках. И тогда однажды я уничтожил картину и сохранил фотографию». Так художник Рудницки превратился в фотографа-сюрреалиста, известного миру как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В ранней юности он по-настоящему выстрадал свое решение стать художником, отказавшись от подарка судьбы стипендии для продолжения учебы на архитектурном факультете и возможности получить профессию, обещавшую безбедную жизнь в будущем. Он выбрал богемное существование. И вот теперь он отказывался от избранного пути. «С тех пор я все больше и больше убеждаюсь, что живопись устаревшее выразительное средство и будет свергнута с престола фотографией, как только завершится визуальное воспитание публики».
Все романтические сказки и страшилки европейской культуры сводятся к одному: картина или изваяние могут жить, то есть изменяться и двигаться, их неподвижность мнимая. Вспомните миф о Пигмалионе! У фотографии обратный миф. Если о фотографиях и рассказывают сказки, то это все они жуткие, вспомните, истории про фотографии привидений. Об оживших фотографиях сказок нет. Потому что общепринятым считается: фотография живет за счет остановленных мгновений, за счет прерывания вечной изменчивости жизни.
Ман Рей был первым, кто открыто пошел не просто против логики собственной судьбы, но и, что куда более серьезно и опасно, против логики мифа. Неизвестно, выдумал ли он этот эпизод (слишком уж откровенно он повторяет историю Пигмалиона), или действительно это произошло однажды в его студии: «Один мой друг увидел эту фотографию и влюбился в мою модель. Он обязательно хотел быть ей представленным. Я сказал ему: идем, она у меня. И я показал ему «девушку»: это была гипсовая копия Венеры Милосской. Верите ли вы, что фотоаппарат способен на такое?».
Фотография научилась делать явными, выводить на поверхность скрытые резервы жизни. Статуя превратилась в живую девушку именно потому, что ее сфотографировали. Фотография расколдовала заключенную в искусстве жизнь.
Через год после того, как картины уступили место своим фотокопиям, Ман Рей познакомился с человеком, который тоже считал, что живопись пора лишить престола. Это был дадаист Марсель Дюшан. Ман Рей также пробовал себя в создании дадаистских произведений. В частности, придумал утюг с прикрепленными к нему острием вверх мебельными гвоздями. Абсурдные детали как бы еще раз подчеркивали «бесполезность»: утюгом с гвоздями нельзя гладить. Вещи, вырванные из цепочки привычных значений, превращались сюрреалистические объекты, обнаруживали свою странность, которую нельзя заметить, оперируя традиционной логикой. Конечно, это было искусство, обращенное не к чувству, тем более не к чувству прекрасного. Но оно на сто восемьдесят градусов развернулось в том направлении, куда чуть раньше уже устремилась и куда продолжает двигаться и в настоящее время новейшая философия, в сторону мысли.
В начале 20-х годов Ман Рей «открыл» (в кавычках, поскольку до него это явление было прекрасно известно физикам и фотографам) бескамерную фотографию. Достаточно поместить предмет на светочувствительную бумагу и включить яркий свет и получится изображение. Сможете отгадать, как она называется?
Дети: Фотограммы!
Педагог: Верно! Получится размытое, туманное изображение, лишь отчасти напоминающее сам предмет, но зато поражающее своей необычностью. Поэтому он и был так уверен, что открыл этот прием. Одно дело просто по совету учебника физики положить на фотобумагу предварительно расправленную ромашку и совсем другое обладать гениальным зрением художника. На самом деле Ман Рей, гордясь открытием, назвал «рейографией» не сам прием, а собственный талант.
То же самое произошло и с эффектом «соляризации», к моменту «открытия» давным-давно известной фотографам как «эффект Сабатье»: при передержке негатива получается фотография, на которой светлое и темное меняются местами, а изображение оказывается обведено яркой черной полосой. Но «соляризацию» Ман Рей тоже «открыл», потому что только у него получались фотографии, не похожие ни на чьи-либо еще. При этом он никогда сам не знал, что у него выйдет.
Он вовсе не был бунтарем в жизни, радовался удачным заказам, сотрудничал с «Вог», с удовольствием снимал показы мод, делал портреты знаменитостей. Но в глубине души посмеивался. Уже наступала технологическая эра, в которую художественное качество снимка напрямую связывается со стоимостью камеры, пленки, бумаги, реактивов. Ман Рей делал все наоборот. Если бы респектабельные заказчики имели возможность заглянуть в его лабораторию, многие пришли бы в ужас: «Я плевал на все правила, смешивал абсолютно не подходящие друг к другу средства и приемы, использовал просроченную пленку, совершал самые ужасные вещи в отношении химии и фотографии, но этого никто не видел».
С одной стороны, общаясь с сюрреалистами, Ман Рей хорошо усвоил их отношение к реальности, их уверенность в том, что жизнь несводима к узнаваемым схемам. При этом у него в руках было оружие куда более грозное и современное, чем поэзия или живопись. К тому моменту, когда искусство окончательно потеряло всякие права на то, чтобы быть носителем «правды жизни», и, в общем, не особо о них жалело, фотографии еще доверяли как точной копии реальности, как «вещественному доказательству». Ман Рей одним из первых доказал, что фотографии доверять нельзя. Он фотографировал друзей получались статуи или призраки. Он фотографировал статуи и тени их принимали за живых людей.
Однако, начав когда-то с живописи, Ман Рей ее вовсе не разлюбил. Наоборот, работая с техническими средствами фотографа, он все время вспоминал о ней: «Все может быть изменено, деформировано или вообще устранено при помощи света. Он так же податлив, как и кисть». Критики восторженно писали в унисон, что Ман Рей работает лампой, как кистью. Яркий свет лампы создавал реальность, для которой, в конечном счете, уже безразлично, вымышлена она или нет. В композициях Ман Рея предметы занимали все более скромное место. Не потому, что им отводилось меньшее пространство. Главным был свет. Предметы были интересны постольку, поскольку освещены или не освещены.
Ман Рей пытался сфотографировать мысль. Может быть, поэтому, чтобы уловить мысль, в отличие от коллег-сюрреалистов Ман Рей не спал, а бодрствовал, ожидая, что когда-нибудь вспышка «реального мышления» создаст самую совершенную и великолепную «рейографию»: «Искусство ли фотография? Не нужно разбираться в том, искусство ли она. Искусство уже позади. Нам нужно что-то другое. Нужно только смотреть на то, как работает свет. Свет сам творит. Я сажусь перед листом моей бумаги и думаю»
Удалось ли Ман Рею сфотографировать мысль? Об этом в его автобиографии ни слова. Но, просматривая его альбомы, невозможно отделаться от желания угадать, какая из фотографий моментальный снимок мысли и на что вообще может быть похожа мысль?
Перерыв 10 мин.
Педагог: А теперь я хочу предложить вам сделать еще одну абсурдную вещь. На мой взгляд это свойственно сюрреалистам и дадаистам. Давайте поиграем в игру «Оркестр без инструментов». Давайте представим, что вы музыканты, но вместо инструментов у вас только вы сами! (Дети играют знакомую или импровизационную мелодию с помощью рук, ног, звуков (только не голосом). Игра способствует разрядке, снятию усталости, заменяет физминутку).
Практическая часть
Педагог: А теперь давайте попробуем себя в роли сюрреалистов. Сегодня у нас с вами нет времени работать с фотограммами, но мы можем создать Сканограммы, произведения, близкие к фотограммам. Раньше мы уже делали с вами Сканограммы, но сегодня нашей с вами задачей будет создание фотографии мысль. Фотографии мира снов, фотографии, близкой по духу Ман Рею и сюрреалистам.
(Дети создают собственные сканограммы).
Итог занятия и домашнее задание
Подведение итогов:
Педагог: Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали! Давайте подведем итог нашего занятия и вспомним некоторые аспекты сегодняшней темы!
ПРОВЕРКА ЗУН:
Что такое дадаизм?
Что такое сюрреализм?
В чем причина появления дадаизма?
Чем отличается сюрреалистическая фотография от документальной?
Чем отличается творчество Ман Рея, почему он считается отцом сюрреализма в фотографии?
Педагог: Спасибо Вам за занятие. Я надеюсь, что творчество Ман Рея заинтересовало вас и дало пищу для творческих поисков.
Использованная литература:
Агафонов А. В. Пожарская С. Г. Фотобукварь М. : ЦТР МГП ВОС, 1993. 200.
Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве М. : Искусство, 1977, [Электронный ресурс]: PhotoForum.ru Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Можно ли сфотографировать мысль // [Электронный ресурс] Фотай.ru Режим доступа: http://www.fotay.ru/index.php/statyi/osnovy/260-mojnolisfotogravirovatmisl
Приложение
Презентация по теме
Чарльз Дарвин
Фридрих Ницше
Man Ray (selfportrait). 1931
Rayography spiral. 1923
Kiki of Montparnasse from Ballet Mechanique Kiki
g-0001 _- _ Заголовок 1Заголовок 415