Урок в 6 классе по теме Прилагательное
Горбунова Зоя Алексеевна
учитель русского языка и литературы ГБОУ НАО
«Ненецкая средняя школа им. А.П.Пырерки»
Бинарный урок «Осень в словах и красках» 6 класс
(литература, русский язык, ИЗО) 2 урока
Предмет преподавания: литература, русский язык, изо.
Цели урока: - подвести итоги наблюдения учащихся за изменениями
в природе осенью во время похода в лес;
- помочь учащимся увидеть и почувствовать красоту
осеннего пейзажа;
- обогащать внутренний мир школьников через
непосредственное восприятие картин природы,
знакомство с творчеством художников, поэтов и
композиторов на заданную тему;
- проверить орфографический навык правописания
«осенних» словарных слов.
Эпиграф: В очарованье русского пейзажа
Есть подлинна радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Оборудование урока:
- на партах – ручки, листочки;
- выставки иллюстраций художников на тему урока;
- таблички с названием команд;
- на стенде - разноцветные листочки с отрывками
стихотворений русских поэтов об осени;
- проигрыватель с набором пластинок с гр. записями
песен об осени;
- у учителей на голове – «осенние» короны;
- у каждой группы – набор листочков со стихами об осени;
- альбомные листы и акварельные краски для рисования;
- листочки с заданием для анаграммы;
- карточки с изображением лица грустного и веселого.
1.Вст.слово(уч.рус/яз): Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
Опять осенняя погода!
Но, мягкой влажности полна,
Мне сердце веселит она –
Люблю я это время года!..
С.Т.Аксаков
Ребята, о чем это стихотворение? Назовите его тему.
И урок наш сегодня называется «Осень в словах и красках». «Осень завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним»,- так писал об осени К.Паустовский
( первое предложение записать и провести пунктуационный разбор). Мы сегодня должны будем посмотреть, каким же бывает это грустное время года, как о нем пишут поэты и писатели, чем оно волнует художников и можно ли это время года «услышать».
Уч.изо: Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень – одно их любимых времен года многих людей, потому что это самое яркое время года! Осени поэты посвящали свои стихи, а художники – картины.
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или домик в дымке синей
Или луг и облака,
Или тонкая рябина,
Или поле и шалаш –
Это значит, что картина
Называется(пейзаж)
(читается эпиграф)
Ребята, что такое пейзаж? ( Пейзаж (франц.) – вид какой-нибудь местности).
Обратите внимание на стенд. Перед вами репродукции художников с изображением осеннего пейзажа. Все работы очень отличаются друг от друга, ведь каждый художник представляет это время года по-своему. Для кого-то осень- время увядания природы и вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
3.Уч.рус./ яз.: 1). Для того, чтобы мы сегодня интересно поработали на уроке, предлагаю вам разбиться на 4 группы (сгруппироваться), выбрать название команд и поставить табличку с названием («Грибочек»,«Орешек»,«Ягодка»,
«Листочек», «Желудь», «Кузовок», «Лукошко» и др.).
2). Вот я несколько раз произнесла слово «осень». А скажите, пожалуйста, какие мысли, чувства, настроение, слова приходят вам сразу на ум?
(ребята записывают ассоциативный ряд).
3). Давайте поделимся этими словами и чувствами друг с другом (группы по очереди называют по одному слову – не повторяться!)
4.Уч. изо: 1)подводит итог этим ассоциациям – делает обобщение.
2) А знаете ли вы загадки на осеннюю тему?
Сидит – зеленеет, падает-желтеет, лежит – чернеет (лист)
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире (картофель)
Листья каких деревьев осенью краснеют? (осина, рябина)
Много платьев, много хруста. Как зовут ее? (капуста)
Какое дерево осенью первым сбрасывает листья? (береза)
Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов – управа (чеснок)
Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (белка)
Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся под кору деревьев)
Когда улетают от нас последние утки? (когда замерзнут водоемы)
Кто собирает яблоки спиной? (еж)
5.Уч. рус./яз:1) Вот очень много «осенних» слов мы сегодня услышали, а сможем ли мы отгадать их? Предлагаю решить анаграмму и исключить лишние слова (работают в группах):
Адилопст (листопад)
Жьдод ( дождь)
Генс (снег)
Айжоур (урожай)
Тясьнерб ( сентябрь)
Тарм (март)
Броктья (октябрь)
Шыналд (ландыш)
Жыкир (рыжик)
Гичекбор (грибочек)
2) Вот такие смешные слова вы расшифровали. А сейчас предлагаю послушать, как замечательно описали осень наши писатели и поэты:
- Слушаем рассказы учеников наизусть миниатюр М.Пришвина
«Осенние листики», «Осинкам холодно», «Роска»;
- прочитаем понравившиеся вам стихи различных поэтов об осени
· (на партах на отдельных листочках, а также на стендах).
3) Физминутка (с мячиком): я бросаю мячик по очереди разным ученикам,
а они в ответ должны назвать «осеннее» слово, например: листопад,
багряный, дождь, пасмурно, тоскливо, золотится, прохладный, отлет
4) А послушайте, ребята, какие замечательные строки о нашей северной природе написали наши ненецкие поэты:
А) Вот и гуси летят
Над Печорой, над тундрой,
Над застывшими далями
Нашей древней земли.
Гуси – серые птицы с ярким белым нагрудником.
Что на крыльях своих в этот край принесли?
Я машу им вослед- В добрый путь в поднебесье,
Вам еще не один предстоит перелет.
Вы живы – и жива наша звонкая песня!
Вас не будет – наша звонкая песня умрет. (А.Пичков)
Б) Полюбил я родные просторы,
Где родиться и жить довелось.
Там зарю золотую в озерах
Тянет тоненькой струйкою лось.
Там привольно и птице, и зверю,
И под каждой березкой жилье.
Семицветные радуги – двери
В обретенное счастье мое. (А.Пичков)
В)Озерами, болотами, дорогами,
Кочевьями, в которых очень трудно,
Кострами стойбищ, песнями пастушьими –
Мы связаны с тобой навечно, тундра. (П.Явтысый) и др.
6.Уч.изо: 1)Ах, осень, осеньКто-то радуется ее приходу, кто-то, возможно, огорчен. Но в каждом времени года есть своя неповторимость и свои приметы. Есть свои приметы и у осени. Их очень много. Некоторые из них нам помогут вспомнить команды.
Игра «Сложи примету» (две части одной приметы написаны на разных листочках. Нужно их соединить в одну).
Много рябины (к холодной зиме)
Красный закат(к ветреной погоде)
Кошка мордочку прячет(к холоду)
Много паутины (к долгой и сухой осени)
Если в зайцах много жиру(зима будет суровой)
Гром в октябре предвещает(зиму без снега)
Дым столбом(к хорошей погоде)
7. Уч.р/яз: И завершим мы первый урок словарным «осенним» диктантом:
Рыжий, листопад, оранжевый, багряный, осенний, желудь,
поздний, золотится, листочек, стелется, заморозки, лужица, ледок.
2-й урок.
УЧ.музыки: Хороши картины художников! Но есть картины осени и у композиторов. Мы с вами знаем, что музыка - такая волшебница, что может нарисовать звуками портрет человека и картины природы. А еще во все времена находились такие композиторы, которые не только любили природу, умели ее слушать, но умели музыкальными звуками передать ее настроение и красоту. Таким счастливым человеком был П.И Чайковский. Им написан целый календарь природы в музыке, в котором есть пьесы на каждый месяц года. А весь альбом этих пьес называется «Времена года». Сегодня мы услышим одну из музыкальных картин этого альбома. Вслушайтесь в музыку «Осенней песни» Чайковского, вспомните, как красива природа, когда заходит солнце! Вы услышите два настроения, которые в музыке называются мажорный лад и минорный.
(слушаем первую часть). Поднимите карточки, определяющие ваше настроение сейчас (минор или мажор). Почему кто-то поднял одну карточку, а кто-то другую? В этой музыке мажор, словно луч солнца, стремящийся вырваться из-за тучки, пробивается наружу, но музыка все же остается минорной, а настроение - печальным (вслушаемся еще).
Итак, мы можем сделать вывод, что композиторы с помощью звуков рисуют картины природы, причем, в отличие от художников, мы в одном произведении можем наблюдать изменение и развитие настроения.
УЧ. Изо: 1).Сегодня на уроке вы видите много репродукций известных художников (обратим внимание на стенды). Вот интересно было бы знать, сможете ли вы из стихов подобрать те, которые соответствуют картинам.
(ребята подбирают, зачитывают и аргументируют).
2). Рассказ у выставки.
И.Левитан. «Осенний день.Сокольники».Сюжет картины прост – осенний ненастный, но тихий и задумчивый день в Сокольниках. Высоко в небо подняли вершины большие сосны, а рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем наряде. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея с золотисто-коричневой дорожкой. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Осенняя тишина, волнение, влажность воздуха охватывает нас.
Ю. Подлянский. «Тишина». На полотне изображен обычный мотив: несколько молодых пожелтевших березок на пологом берегу, под ними самодельный столик и две скамейки, а по ту сторону реки сплошной стеной стоит темный лес. Художник хотел в этом неброском пейзаже передать состояние осенней тишины. Не слышно щебета птиц, улетевших на юг, не шумит листва, опавшая на землю. Небо затянуто пеленой серых облаков, готовых в любую минуту разрядиться дождем.
И.Грабарь. «Рябинка». Художник изобразил озимые поля и слегка тронутые желтизной дали, виднеющиеся сквозь свисающие ветви золотистой березы, роняющей свои листья, и сквозь ярко-красную листву тонких ветвей рябины. Вершину березы, ствол рябины, часть холма, куда падают осенние листья, мы не видим, но с исключительной полнотой ощущаем ясный день осени первоначальной.
3). Теперь я вам предлагаю сами нарисовать свое ощущение осени, попытаться передать настроение, которое навевает вам это прекрасное время года (учитель дает рекомендации, инструкции по технике выполнения работ. К более слабым ученикам подходит и поправляет)
4).Самостоятельная работа учащихся (в это время звучат песни на тему
урока – настроение создается поэтическое, праздничное. Гр.записи
звучат до конца урока).
5). Анализ работ и рекомендации тем, кто работу не закончил. После выполнения всех работ в красках в классе будет организована выставка работ
«Осень в словах и красках».
Горбунова Зоя Алексеевна. Тезисы. DOC.
Данный урок предполагает подведение итогов разговора с учащимися об осени на уроках литературы и проведения экскурсии на природу, а такжевоспитание эстетического чувства учеников. На уроке совершенствуется навык выразительного чтения поэтического текста, проверяется навык пунктуационного разбора предложения с однородными членами и орфографический навык написания трудных «осенних» слов, развиваются творческие изобразительные способности, а также умение учеников работать в группе. Урок очень насыщен эмоционально и развивает знания детей о природе, учит быть наблюдательными.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 115