Исследовательская работа Школы во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.в г. Выкса
Управление образования администрации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия №14
городского округа город Выкса Нижегородской области
Конкурс гуманитарно-исследовательских проектов «Военное детство»
Направление: «Война и школа»
ПАМЯТЬ – ЭТО ЗНАМЯ ЖИЗНИ НАРОДА
Работу выполнила:
Васильева Анна, обучающаяся 11 класса
МБОУ Гимназии №14
Руководитель: Матчина Светлана Валентиновна
учитель истории и обществознания
МБОУ Гимназии № 14
г. Выкса
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..3
Глава I. Школы Выксунского района.....................................................4
Глава II. Учитель – ключевая фигура школы......6
Глава III. Дети войны.....11
Глава IV. Комсомол школе12
Заключение...............................................................................................................14
Список литературы и интернет-ресурсов..................................16
Приложение..17
ВВЕДЕНИЕ
Не смейте забывать учителей
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия
Ученики приносят славу ей.
(С.Островский)
Моя мама Орлова Наталья Анатольевна и папа Васильев Валерий Михайлович окончили школу №3 – старейшую школу города. Они застали педагогов, которые или работали учителя в войну или были школьниками военной поры и много рассказывали о своих преподавателях. Многие выксунцы знают и помнят замечательных местных педагогов А.Н.Мальвинского, А.В.Денисову, В.И.Полянскую, Г.А.Михайлова и др.
Поэтому, узнав о проекте «Война и школа» я решила провести исследования по истории образовательных учреждений военной поры на примере школ города Выксы и Выксунского района. Моя мама работает заместителем главного редактора газеты «Выксунский рабочий», поэтому у меня есть возможность знакомиться с архивными экземплярами газет. В своей работе я использовала и другие источники, в том числе воспоминания известных выксунцев, встречи и беседы с ветеранами, свидетелями событий, исследования местных краеведов.
Цель проекта: изучить историю школьной жизни города и района в годы Великой Отечественной войны по воспоминаниям ветеранов-учителей, работавших в годы войны и учащихся военных лет.
Задача: провести поисково-исследовательскую работу по данной теме.
Принципы: исторической достоверности, системности, документальности, творческой активности и самостоятельности при руководящей роли учителя.
Глава I . Выксунские школы в период Великой Отечественной войны
На начало войны в районе работали 53 школы, в городе – 9:
– школа №1 – семилетняя, располагалась в дворянском корпусе монастыря;
– школа№2 – начальная, располагалась на 4-м этаже РУ-15 на ул.Красные зори, 30 (ныне магазин «Перекрёсток»);
– школа №3 – средняя, на улице Луначарского (на месте современной школы №3);
– школа №4 – средняя, на улице Ленина на Нижнем пруду (на месте заправки «Сокол»);
– школа №5 – неполная средняя (7-летняя, на Соборной площади Христорождественской церкви, 2-е здание коррекционной школы);
– школа №6 – начальная, в Антоповке (начало ул.Гастелло);
– школа №7 – семилетняя (на месте современной школы №11) в 1958 г. Здание было перемещено на Самстрой, в 2000 году сгорело.
– школы №8 – современная школа №8;
– школа №9 – начальная, в районе заводоуправления завода ДРО.
По приказу Государственного комитета обороны в Выксе уже в первые недели войны размещены войска запасной артиллерийской бригады №5 Московского военного округа. Её полки квартировались в рабочих посёлках Виля и Шиморское. Среди множества помещений полку были переданы здания Вильской и Шиморской школ, речного училища (ныне индустриальный техникум), в городе – школа №5.
Также в Выксу их сибирского города Минусинска было переведено авто-мотобронетанковое училище. Оно расположилось в помещениях металлургического техникума и монастыря, а также Дом Баташевых и Христорождественскую церковь. Занятия проходили в третью смену в школах №№3 и 5. Здание школы №8 было передано под госпиталь. Одно из двух зданий школы №4 – под организацию приёмника распределителя раненных. Занятия во всех школах проходили в две, а то и в три смены. Несмотря на стесненные условия, школы работали ответственно и дисциплинированно. Предприятия, организации, родители во всём помогали школам. Организовывали субботники и воскресники по заготовке дров для школ, проведению ремонта.
Газета «Выксунский рабочий» от 3 июля 1941 года в передовой статье писала: «Несмотря на испытания войны школы должны подготовиться к новому учебному году лучше, чем в условиях мирного времени. Многие колхозы нашего района оказывают активную помощь школам в проведении ремонта, заготовке дров, огораживании пришкольных участков. 29 июня 40 колхозников и 9 лошадей сельхозартели «Путь Ленина» работали по благоустройству Верхнерейской школы и заготовке дров для неё. Накануне вечером выяснилось, что для огораживания пришкольного участка нет гвоздей и взять их негде. «Из-за этого дело не станет, – заявил кузнец колхоза И.А. Чалышев». За ночь он из проволоки изготовил нужное количество гвоздей, а утром, вместе с другими, пошёл в лес пилить дрова для школы. Колхоз хорошо помогает школе, а учителя, в свою очередь, должны оказать помощь колхозу в уходе за посевами и уборке урожая. Под руководством партийной организации их долг организовать среди учащихся, их родителей и всего населения лекции, беседы, чтение газет.
В газете «Выксунский рабочий» от 28.08.1941 г. сказано следующее: «Руководители городского и районного отделов народного образования и директора школ мобилизовали все силы и средства, чтобы перестроить работу школ на военный лад. В условиях военного времени школы были готовы к новому учебному году. Проведён необходимый ремонт помещений, заготовлены дрова, полностью обеспечены преподавательскими кадрами. Главными проблемами по содержанию школ в годы войны были дрова и свет. В городе в целях экономии свет часто отключали, в деревнях электричества не было вообще. Школы освещались керосиновыми лампами.
В школах проводилась большая работа по соблюдению санитарной гигиены. За упущения в этой работе после прокурорской проверки по итогам 1-го полугодия 1942 года были наказаны директора школ №№ 1 и 3 – А.П.Наумова и А.Н.Мальвинский.
Глава II. Учитель – ключевая фигура школы
Великая Отечественная война выдвинула перед властью и обществом серьёзные задачи:
– подчинить всю деятельность разгрому немецких захватчиков;
– приобщить к работе новые кадры вместо ушедших на фронт, привлечь к решению насущных вопросов жизнедеятельности предприятий, учреждений, организаций.
Учительство и школа во все времена были главной силой общества в культурно-просветительской и агитационно-массовой работе среди населения. В годы Великой Отечественной войны их роль усилилась многократно. Любое задание, связанное с обороной страны, проводимое в городе и районе, учительством выполнялось с большим подъёмом: будь то агитация за подписку на государственные займы, сбор денег и вещей в фонд обороны, депутатская деятельность, работа с родителями, участие в субботниках и воскресниках, трудработах.
Производственные пайки учителям, как служащим, выдавались невысокие. Например, норма пайки хлеба в сутки для сталевара составляла 1 кг, а для учителя – 400-500 гр. Другие продукты тоже нормировались, но из-за их отсутствия карточки на жир, сахар вообще не отоваривались. Как и другие городские жители, учителя ездили в п.Димара на станцию Раздолистую (ликвидирована в 1978 г.) менять вещи на зерно, картофель. Собирали ягоды, грибы. Весной 1942 года педагогические коллективы школ города получили землю под огороды. Учителя привлекались к заготовке дров не только для школ, но и для нужд заводов, а также сельскохозяйственные работы с учениками и без них.
В школах, как и во всех других сферах народного хозяйства работали в основном женщины. Учителей-мужчин призывали в армию. Многие погибли. В их числе: Николай Алексеевич Климов – директор школы №1, Василий Филиппович Ширяев – учитель истории и директор школы №4, Борис Николаевич Востоков – директор Нижневерейской школы, Александр Михайлович Бельский – инспектор гороно, Николай Николаевич Бабинцев – учитель черчения школы №8, Валерий Дмитриевич Денисов – учитель физкультуры школ №№1 и 3 (Летопись боевой и трудовой славы, стр. 322).
В своих воспоминаниях, записанных краеведом Н.А.Князевой в 2000 году, Нина Михайловна Хохлова – заслуженный учитель школы РСФСР (в годы войны училась в Новской школе) рассказывает: «Директором школы тогда был Семён Митрофанович Золотов. Он руководил так профессионально, что школа в памяти всех выпускников осталась не только тёплым родным домом, но и храмом науки, где было очень интересно учиться.
Математику преподавал молодой педагог Иван Иванович Маркеев. Он очень любил детей. При проверке домашних заданий, прежде всего, обращал внимание на аккуратность, затем на правильность выполнения работы. Всегда похвалит достойного. Нина Михайловна под влиянием этого педагога выбрала профессию учителя и всегда придерживалась его методик. Младший лейтенант Маркеев И.И. погиб в бою в ноябре 1942 года.
Учителем с Большой буквы считали ученики школы №5 Клавдию Ивановну Кукунову-Бельскую. Её муж – работник гороно, погиб на фронте. Клавдия Ивановна помнила дни рождения каждого ученика, навещала сама и отправляла одноклассников к заболевшим. Вместе собирали металлолом, макулатуру, выступали с концертами пред ранеными в госпитале ДК им. Лепсе. В классе у нас всегда было уютно от дружбы и внимания учительницы. Ученики знали, у кого из учителей мужья воевали, переживали и всячески поддерживали их. (Из воспоминаний Натальи Александровны Авроровой, записанных краеведом Князевой Н.А.).
Во всех школах в годы войны проводилась огромная воспитательная работа – линейки, митинги, на которых обсуждались вопросы и школьные, и военно-политические, слушали сообщения информбюро. Ходили в кино. Когда дворец металлургов был занят госпиталем, его работа была перенесена в здание магазина №10. Ещё фильмы можно было посмотреть в старом деревянном клубе завода ДРО и летом в Летнем кинотеатре в парке. Все годы войны в летний период работали загородные лагеря. Отдела народного образования города и района уделяли большое внимание организованному проведению каникул. Зимой – новогодние ёлки, походы на лыжах, экскурсии на природу, чтение книг и журналов; летом – школьные и загородные пионерские лагеря. Во всех школах велась кружковая работа.
Зачастую недоброжелатели говорят и пишут небылицы о школе военного времени: – «мол, не школы, а казармы», выпускали недоучек. Это не так. Наоборот, с руководителей строго спрашивали за выполнение учебных планов и программ. Учителя и учащиеся чувствовали локоть друг друга.
Особую роль в годы войны в школе играли военруки. Как правило, это были демобилизованные по инвалидности фронтовики. Некоторые остались в Выксе после лечения в наших госпиталях и также были демобилизованы из армии по инвалидности. Кроме преподавания они были организаторами многих внешкольных общегородских или районных мероприятий. У уральского писателя, уроженца Выксы, выпускника Выксунского металлургического техникума Геннадия Лазарева есть рассказа, который так и называется «Военрук». «Прежде чем сесть он приподнимал измочаленную осколком правую руку и бросал высохшую кисть со смиренно сложенными в щепоть пальцами на тетрадь – чтобы та не двигалась. Левой выписывал одному ему понятные крючки и загогулины. Под руководством военрука 25 учеников были направлены далеко за город на заготовку 500 кубометров дров. Труд для подростков тяжёлый, питание плохое, летняя жара. «А вот и транспорт! Лесничий показал в сторону развесистой берёзы, под которой стояли крестьянские телеги. – Ну, чтотелеги, как телеги А лошади, когда будут? Надо, чтобы показали, как запрягать Ребята вряд ли знают эту науку. А мне не совладать. – Запрягать, говоришь? – удивился лесничий. – Видать тебе не сказали. Нема в колхозе лошадей. Так что самим придётся впрягаться»
Когда задание было выполнено, военруку вручили письмо из горкома комсомола, в котором их просили остаться работать ещё на один срок. Остались все. Военруков уважали. (Г. Лазарев «Без креста тяжелей. Челябинск. 1998 г., стр. 130-137).
В декабре 1941 года было развёрнуто социалистическое соревнование на лучшую работу школ. Его условия включали следующие положения: создать нормальные условия для учёбы, окружить заботой детей фронтовиков, добиться полной успеваемости школьников, вести решительную борьбу за бережное хранение школьного имущества, экономное использование электроэнергии и топлива и др. По итогам соревнования за 1 четверть 1942-43 учебного года победителем стала начальная школа №6. Ей было вручено переходящее Красное знамя горкома ВКП (б) и горисполкома, учителям и учащимся вынесена благодарность, директор Владимирова премирована в сумме 700 рублей.
Газета «Выксунский рабочий» от 30.12.1942 года писала: «Второй учебный год мы проводим в грозной обстановке Великой Отечественной войны со злейшим врагом советского народа – германским фашизмом. Воодушёвленные призывом т.Сталина школьники стали лучше учиться. Наши школы сыграли немалую роль в уборке военного урожая. В дни, когда советский народ напряжённо борется за честь, свободу и независимость своей родины советская школа должна добиваться более высоких результатов.
После окончания войны приступили к работе в школе более 20 фронтовиков. А.М.Базаев, И.М.Карабанов, Г.А.Михайлов, В.Л.Силаев, А.Т.Фролова и другие. Ирина Николаевна Пантелеева, выпускница школы №4, вспоминает о своём учителе истории Николае Николаевиче Хебневе. Он родился в Антоповке в 1914 году, окончил Павловское педагогическое училище. В качестве молодого специалиста в 1934 году был направлен учителем истории в Шиморскую школу. Затем перешёл в школу №4, впоследствии стал её директором. В 1940 году его призвали в армию. В июле 1941-го он защищал Смоленск. Был ранен и попал в госпиталь села Дмитриевки. 29 июля немцы захватили и Смоленск и Дмитриевку. Всех раненых офицеров фашисты расстреляли. В их число попал и Николай Николаевич. Вечером местные жители пришли захоронить убитых и услышали стоны. Николай Николаевич был тяжело ранен. Его устроила у себя дома и лечила учительница местной школы А.И.Александрова. В 1944 году его демобилизовали, и он вернулся на родину. Работал учителем истории в школах №№4 и 8. Мы очень любили Николая Николаевича и вместе с моей одноклассницей Ириной Моховой стали учителями истории.
Оценивая самоотверженную работу учителей в годы войны и первые послевоенные годы, правительство приняло решение о массовом награждении их за выслугу лет. В 1949 году орден Ленина присвоили 23 учителям. Среди них: Антонина Петровна Лебедева – учитель начальных классов школы №6 в Антоповке, школы №5, во время войны директор Выксунского детского дома; Антонина Михайловна Синицына – учитель начальных классов школы №8 награждена двумя орденами Ленина; Надежда Фёдоровна Балыкова – директор Ближнепесоченской школы с 1930 по 1947 гг. и многие другие педагоги, обладающие великим даром общения с детьми, коллегами и родителями.
Глава III. Дети войны
Дети войны. У них разные судьбы, но их объединяет раннее взросление. По решению правительства по окончанию уже 6 классов (12-13 лет) педсовет школы вправе был направить по желанию учащихся и заявлению родителей на учёбу в ремесленные училища. В городе их было три: РУ-18 – нынешний металлургический колледж, РУ-15 – (впоследствии ПУ-3 объединённое в 1990-е годы с ПТУ-57 в ПУ-35) и Шиморское речное училище. Учащиеся военного времени много работали.
Михаил Иванович Рыжов – яркий представитель поколения детей войны. Он сполна вкусил тяжёлого крестьянского труда, а выполняя посильную, а часто и непосильную для своего возраста работу. Вдвоём с младшим братом приходилось управляться с быком, на котором пахали Каждый день весной и летом вставали в пять утра. Один ведёт быка, другой тащит плуг или борону. И он, и его сверстники осознавали, как нужна их детская помощь взрослым. Несмотря на трудные военные годы, учёба не прерывалась и не отменялась. Учился с интересов на «хорошо и «отлично». Любимой игрой в деревне была лапта. Играли самодельным тряпичным мячом. У маленького Миши был настоящий резиновый мяч – подарок деда. Это было маленькое детское счастье. Ребята звали его с собой в школу, чтобы в перемену поиграть этим мячом. А учительница позволяла ему присутствовать на уроках. Так благодаря мячу он научился читать. Как и у многих мальчишек того времени у него была мечта стать лётчиком. Подвело здоровье. Стал учителем физики. Работал инспектором РОНО (районный отдел народного образования), директором школ №№7, 3, 4, заведующим гороно. Отличник народного просвещения РСФСР, Почётный гражданин Выксунского района.
Вспоминает Анатолий Николаевич Торунов: «Учились в три смены. Школьники с Межонки, Межонских бараков, улицы Красные зори и др. путь до школы №4 у Нижнего пруда и обратно в любую погоду, в темень преодолевали пешком. В городе ни одного метра асфальта не было. Учёба в том районе запомнилась «хитрым рынком» с «тянучками», школьным пайком – кусочком хлеба грамм на пятьдесят с овсюгами. Учебные задания готовили при тусклом свете керосиновой коптилки. Ученических тетрадей в достатке не было. Писали на самодельных тетрадках и даже на газетах, ручками со вставленными в них стальными перьями с пружинками, чтобы больше набрать чернил и уменьшить время макания пера в чернильницу. Чернила были обычного фиолетового цвета, приготовленные из настроганных и разбавленных водой стержней от огрызков химических карандашей, которыми писали номера в очереди, предварительно послюнявили ладонь. Учебники были на двоих, а то и на троих». (Анатолий Торунов «Красная зоря», стр. 157). «Много учебных дней в школе я пропускал. Когда мать уходила в деревню менять вещи на хлеб или отрабатывала трудовую повинность на строительстве дороги, мне приходилось вести домашнее хозяйство. Так было практически в каждой семье. Но учились с интересом, старательно, на «хорошо» и «отлично». С наступлением тепла лазили на сосны, лакомились «крупицей». В разнотравье рвали щавель, столбунцы, ели клеверную кашку Иногда делали набеги на Досчатинскую пристань. Там было много пустых бочек из-под патоки, остатки которой мы соскабливали лучиной». (Анатолий Торунов «Красная зоря», стр. 15).
ГЛАВА IV. Комсомол – школе
Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло исключительно много внимания тому, чтобы обеспечить необходимые условия для жизни и учёбы детей. Немалую помощь в этом оказывали комсомольские организации предприятий и самих учебных заведений. Одним из важнейших направлений их деятельности была забота о семьях фронтовиков. Е.Д.Максаковская, заслуженный учитель РСФСР, в годы войны первый секретарь Выксунского горкома ВЛКСМ вспоминает: «В Госбанке нашего города был специальный счёт, на который переводились деньги, заработанные комсомольцами на субботниках и воскресниках. Всего за годы войны было перечислено 480 тысяч рублей. На эти средства и средства обкома ВЛКСМ содержались оздоровительные площадки санаторного типа при школах №№5 и 7, где бесплатно жили ослабевшие ребята их семей фронтовиков и дети, эвакуированные в Выксу с территорий, занятых врагом. Комсомольцы-школьники, пионеры-тимуровцы сообщали в горком ВЛКСМ о детях, нуждающихся в помощи, о детях-сиротах. Да в Выксе все жители знали, что в горкоме комсомоле можно получить и дельный совет, и помощь. Помогали в обеспечении одеждой, обувью, продуктами. Спросите, откуда брались эти вещи? На предприятиях люди работали во внеурочное время над изготовлением из сэкономленных материалов тканей, обуви, школьных принадлежностей. Страна делал всё возможное, чтобы у детей было радостное детство даже в суровое военное время».
Во время войны комсомол усилил помощь школе в борьбе за высокую успеваемость и дисциплину. Большую работу в этом направлении проводили старшие пионерские вожатые их числа старшеклассников или комсомольцев-производственников. Вместе с учителями они создавали условия для работы школ. Ежегодно по одной неделе всем учебным заведениям приходилось работать на заготовке дров. Валили деревья, распиливали, складывали. Привезённые в школу дрова кололи старшеклассники.
Пионеры в войну также внесли свой вклад в борьбу против фашистских захватчиков: собирали металлолом для мартенов, участвовали в субботниках и воскресниках, а заработанные деньги перечисляли в фонд обороны. Ещё в начале 1942 года на средства, собранные пионерами Горьковской области, был построен сверх плана танк «Горьковский пионер», а позднее и самолёт. В школах создавались пионерские группы санитаров. Они учились оказывать первую помощь, накладывать шины и переломы, делать первую санитарную обработку раненых. Санитарки из школ участвовали в выгрузке раненных из вагонов, сопровождали их в машинах до госпиталя, выступали с концертами перед раненными (у каждой школы был свой подшефный госпиталь).
Учащиеся вязали носки, варежки, писали тёплые письма бойцам, собирали посылки и отправляли их на фронт.
Заключение
После войны у многих выпускников школ обострилось чувство потребности дальнейшего образования. Многие стремились поступить в наш металлургический техникум. Анатолий Николаевич Торунов в 1945 году поступил на первый курс ВМТ. Только из его группы многие сделали серьёзную производственную карьеру. 40 лет судьба однокурсника Ивана Ларина была связана с разработкой, строительством и эксплуатацией ядерных реакторов различного назначения. Обозреватель научно-популярного журнала Президиума РАН «Энергия: экономика, техника, экология», член Союза журналистов России, автор научно-популярных книг А.Н.Калинцев – директор Новосибирского металлургического завода. М.Есин – заместитель директора Новотроицкого металлургического комбината, «Заслуженный энергетик РСФСР». Этот пример один их многих, подтверждающих факт получения глубоких и прочных знаний в школах в военные годы. Ребята успевали и учиться, и трудиться. Многие подростки были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Работая над этим исследованием, я поняла, что память – это не только воспоминания о военных действиях на фронтах, работе промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Память – это знамя жизни народа, отдельных людей, разных поколений для нас особенно важно в годы Великой Отечественной войны, так как с каждым днём всё меньше остаётся в живых свидетелей лихолетья.
И думаю, что получив добрые знание о школе разных лет от родителей, бабушки, через годы при встрече на улице с моими учителями поприветствую их вежливым поклоном, как было предписано «Правилами для учащихся» военной поры в п.12 «Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с директором и учителями приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы».
Меняются поколения учеников, но школа вечна!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсентьев Н.М. и Кузнецов А.В.. Выксунский край. – Издательский центр историко-социологического института МГУ имени Н.П. Огарева, 2007. – 297с.
«Выксунский рабочий». №5 (май) 2010г.
Князева Н.А. Прогулки по городу с бабушкой N. – Выкса: Издательство В.С.Рачкова, 2009. – 110с.
4. «Красные Зори!» № 7-8 июль-август 2012.
5. «Приокская глубинка. Краеведческий альманах – №2(8) 2009: Выкса,2009.
6. Сборник «Из истории выксунской комсомольской организации 1919-1984 гг.» г.Выкса, 1984г.
7. Лазарев Г.А. Без креста тяжелей. – Челябинск, 1998.-58с.
8. Летопись боевой и трудовой славы выксунцев.-Выкса: ВыксаПолиграфИздат, 2000. – 115с.
9. Тарунов А.Н. Выксунская заря. – Выкса, 2007г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://w52.ru/kultura/
ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
Интервью с И.Н. Пантелеевой
Интервью с Е.И. Липатовой
Материалы краеведов Л.В. Шестерова и А.Ф. Зыкина.
Приложение
Максаковская Евгения Дмитриевна, выпускница школы №3, учитель немецкого языка школ №№3 и 8, с 1941 по 1945 гг. – 1 секретарь Выксунского горкома ВЛКСМ, впоследствии зав.отделом пропаганды и агитации ГК КПСС, зав.гороно (городской отдел народного образования), директор школы №12 с 1964 по 1984 гг. В 1958 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
На снимке слева направо: Герой Советского Союза Иван Ильич Петраков, участник Великой Отечественной войны Александр Михайлович Базаев, отличник народного просвещения, делегат Всесоюзного съезда учителей 1968 г., бессменный председатель городского комитета защиты мира, директор школы № 8 с 1957 по 1979 год, Герой Советского Союза Романов Евгений Павлович и Евгения Дмитриевна Максаковская – председатель Совета ветеранов Выксунского района.
Михаил Иванович Рыжов. Учитель физики, инспектор Выксунского РОНО (районный отдел народного образования), зам.директора по производственного обучению школы № 11, директор школ №№ 7, 3, 4, зав. гороно, отличник народного просвещения РСФСР, Почётный гражданин Выксунского района.
Нина Михайловна Хохлова. Выпускница а впоследствии и учитель Новской школы, учитель географии, зам.директора по учебной работе школы №12. Заслуженный учитель школы РСФСР. На фото с учащимися Новской школы.
Ученический билет Анатолия Ивановича Торунова, выданный в 1944 году.
Лыжный агитпробег, посвященный 20-летию Победы. 1965 год.
Праздник улицы Саши Чаулина, выпускника школы №8, 1980 год.
13PAGE \* MERGEFORMAT141615