Презентация по биологии на тему Приспособление организмов к среде обитания


Урок биологии Что ж ты, Ёж, такой колючий?- Это я на всякий случай:Знаешь, кто мои соседи?Лисы, волки и медведи! В. СтепановПрочитайте стихотворение и подумайте, что сегодня мы будем изучать на уроке? Приспособления организмов к жизни в природе.Цель: изучить взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.Задачи: познакомить учащихся с действием факторов среды на живые организмы; показать взаимную приспособленность растений и животных к разнообразным условиям обитания ; систематизировать знания учащихся о факторах среды , действующих на организмы. Почему многие растения и животные не погибают, обитая в суровых условиях»Почему многие растения и животные не погибают, обитая в очень жарких условиях» Проблема Назовите основные факторы среды Растения, произрастающие на открытых местах и не выносящие длительного затенения; для нормального роста им необходима интенсивная солнечная или искусственная радиация. К ним относятся как травянистые (подорожник большой, кувшинка и др.), так и древесные (лиственница, акация и др.) растения, ранневесенние — степей и полупустынь, а из культурных — кукуруза, сорго, сахарный тростник и др. Кувшинка белаяЛиственницаПодсолнечник Назовите основные факторы средыРастения, которые не выносят сильного освещения. К ним относятся, например, многие лесные травы (кислица, майник и др.). При рубке леса, оказавшись на свету, они обнаруживают признаки угнетения и гибнут. Майник двулистныйКислица обыкновеннаяВетреница Еловый лесНазовите основной фактор среды. Взаимосвязи факторов живой природы и растений Одуванчик Какова роль соцветий? Тысячелистник Подумай!А какие вы знаете приспособления у растений к абиотическим факторам среды?(недостатку влаги; низким температурам;Избытку влаги; высоким температурам) Взаимосвязи факторов живой природы и растенийШмели опыляют одуванчикиПоедание цветков жуками-бронзовкамиБодяк полевой и опылители Приспособления животных к факторам среды. Приспособления животных в зимний период Зимняя спячка у животных в государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева Зимняя спячка у животных в государственном биологическом музее имени К.А. ТимирязеваПриспособления животных в зимний период Зимний сон медведей в Московском зоопарке Заяц зимой и летомНазовите приспособленность? ФизкультминуткаНа зарядку солнышкоПоднимает нас,Поднимайте рукиПо команде «раз».А над нами веселоШелести листва.Опускаем руки мыПо команде «два».А теперь, ребята, встали!Быстро руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. КузнечикВ чём приспособленность? БабочкиВ чём приспособленность? БабочкиВ чём приспособленность? Вывод:Приспособления растений:1. В клетках деревьев летом запасается большое кол – во органических веществ, которые защищают клетки от замерзания в сильный мороз.2. Наличие цветков (приспособление к размножению).3. У некоторых видов растений листья около цветков меняют окраску для привлечения насекомых – опылителей. Приспособления животных:1.Миграции животных и птиц к местам с более благоприятными условиями.2.Спячка.3.Активный образ жизни.4.Разные виды окраски животных и др. А какие приспособления у этих организмов?Скунс РефлексияКакому солнышку соответствует ваше настроение и успехи на уроке? Поднимите весёлое солнышко, если на уроке не было трудностей при выполнении заданий, грустное, если были трудности. В чём были затруднения? Домашнее заданиеИзучить § 19 и выполнить задания в конце параграфа. Выполнить задание 6 в рабочей тетради [2]:объясните, почему цветки ландыша и сирени обладают сильным ароматом. По выбору: изучить дополнительный текст со с. 84.Творческое задание: написать мини-сочинение о каком-либо животном своего края и его приспособленности к условиям жизни. [3] Использованная литература1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил. 2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с. 4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12921305. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/12921316. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1338016 ИзображенияОбразовательный комплекс. Серия: 1С: Школа. Биология. Животные. 7 класс. ЗАО «1С», 2006. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.Образовательный комплекс. Серия: 1С: Школа. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс. ЗАО «1С», 2006. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.http://www.gbmt.ru/ru/display/dormancy.phphttp://www.the-village.ru/village/city/city/120595-medvedОбразовательный комплекс. Серия: 1С: Школа. Биология. Животные. 7 класс. ЗАО «1С», 2006. Издательский центр «Вентана-Граф», текст учебника с иллюстрациями, 2006.