Модель ученического самоуправления Мы вместе


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2010
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П. СУДАКОВА
ЮГО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ









Модель ученического самоуправления

«Мы вместе»





Автор:
Леонова Екатерина Викторовна
старшая вожатая







2013 год


Кодекс чести учащегося в ГБОУ СОШ № 2010

Честь - это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.
Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряются уровень и степень развития личности, её сила и своеобразие.
Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат длительного самостроительства и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком чести - будь им.
Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.
Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.
На несчастии людей своего счастья не построишь.
Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.
Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.
Среди людей чести всегда высоко ценятся ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.
Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.
Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.
Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.












Введение

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и дает обучающимся, педагогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением. Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый субъект может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
Ученическое самоуправление - составная часть управленческого процесса школы, предоставляющая собой деятельность обучающихся, способствующая успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.
В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
Опыт своей деятельности мы дважды представляли на областном конкурсе Моделей ученического самоуправления (являлись победителями). Совместная работа учителей и детей привела к тому, что мы создали условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развития самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций. В связи с изменением методической структуры школы изменения произошли и в работе органов ученического самоуправления. На базе школы в настоящее время наряду с секторами функционируют учебно-воспитательные центры «Пресс центр», «Физкультурно-оздоровительный центр» (далее ФОЦ), возглавляемые теми учениками-активистами, которые будучи в 5-7-х классах приобрели определенные навыки работы, развили лидерские качеств
Модель ученического самоуправления «Мы вместе» обеспечивает, на наш взгляд, участие детей в управлении воспитательным процессом наравне с педагогами и родителями.





Пояснительная записка

В отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых условиях. В качестве главного результата выдвигается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за свое собственное благополучие, так и благополучие общества. Перед школой стоит задача - передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылкой для успешной самореализации личности после окончания обучения, её социализации. При этом в основе обновления содержания образования лежит идея формирования ключевых компетенций, одной из которых является «компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя)».
Гражданское образование не новое направление в образовательной политике. Философия гражданского образования закладывалась еще в древней Греции (Платон, Аристотель и др.), ей уделяли большое внимание просветители 18 века (Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Д. Дидро, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский). Новое звучание теория воспитания гражданина получила в 19 - начале 20 века в утопических системах Р. Оуэна, А. Сен-Симона, социалистической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, русских демократов - В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. В советской педагогике гражданскому образованию уделяли внимание П.П. Блонский, А.С. Макаренко. А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, И.С. Марьенко. В.А. Сухомлинский, Г.Н. Щукина и др. Исследования теоретического и прикладного характера многих философов, педагогов, психологов последнего десятилетия посвящены вопросам гражданского образования (А.Г. Асмолов, И.д. Фрумин. А.С. Тубельский, В.А. Караковский, Е.А. Ямбург).
К настоящему времени в России накоплен определенный опыт внедрения гражданского образования, который обобщенно представлен в виде нескольких моделей:
I модель - ситуационное моделирование (акцент на информацию по конкретным темам и разделам дисциплин, разбор конкретных сложных ситуаций),
II модель: предметный подход (принцип приоритета самостоятельных дисциплин),
III модель интегрированная (обществоведческое образование, курс «Обществознание»)
IV модель институциональная (организация демократического уклада школьной жизни, создание правового пространства школы)
V модель организация проектной деятельности (принцип отбора сценариев школьной культуры, материалы сценариев могут быть использованы как модульные курсы по граждановедению)
Мы придерживаемся четвертой модели гражданского образования, которая подразумевает организацию демократического уклада школьной жизни, введение ученического самоуправления как важного условия гражданского образования.

Описание модели ученического самоуправления

В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).
Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования.
В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.























1. Целеполагание.

Цель – создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:
Обеспечить обучающимся возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса.
Формировать осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и окружающим.
Создавать условия, способствующие защите прав учащихся, их социализации и адаптации в обществе;
Поддерживать самоуправленческую деятельность обучающихся, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом их потребностей и интересов.

Принципы построения ученического самоуправления.
добровольности
творческой активности
равноправия всех обучающихся
коллегиальности принятия решений
приоритетности прав, обязанностей и интересов учащихся
гуманности по отношению к каждой отдельной личности
педагогического сопровождения

Ожидаемые результаты:

Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья обучающихся;
Активизация творческой деятельности обучающихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;


Основные законы нашего коллектива

Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческие достоинства других!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
Закон зеленого друга: Берёги и изучай природу!
Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность прочность коллектива. Береги чужое время!
Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.






Принципы построения школьного самоуправления.

Педагогическое руководство. Самоуправление не означает предоставить детей самим себе. Педагогическое руководство - обязательное условие развития ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления, педагог- консультант учит ребят выполнять инструктивно методическую функцию, курирует деятельность самоуправления, при необходимости оказывает помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне закрепленные педагогическим советом педагоги.
Предметность деятельности. Это основной принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности - нет органов самоуправления, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.
Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.
Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.
Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один год, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче.
Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх.
Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип демократизма)
Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.




Система школьного самоуправления представляет трехуровневую ступень.

Первый уровень - классное ученическое самоуправление, второй - ученическое самоуправление, третий - школьное самоуправление. Первые два уровня самоуправления составляют структуру ученического самоуправления. Каждый ученик класса может входить в тот или иной орган самоуправления класса, школы, может быть избран руководителем того или иного органа.
Структура первого уровня ученического самоуправления на уровне классных коллективов. Для определения органов классного самоуправления были выделены ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в том числе и в системе дополнительного образования. Это познавательная деятельность, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, шефская и информационная деятельность. Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган.











2.Позиционный блок

Что такое самоуправление?
Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Мы считаем, что самоуправление приживается в тех школах, где администрация, учителя, родители готовы к сотрудничеству с детьми, так как ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Поэтому главным условием успешности реализации Модели ученического самоуправления «Мы вместе» является совместная социально-значимая деятельность педагогов и учеников. (Приложение 1.)
В данной модели самоуправление, основанное на точном исполнении требований законодательных и локальных актов, то есть, сделан акцент на использовании в основном административного ресурса. Общее собрание участников образовательного процесса, Совет школы, педагогический совет, общее собрание учащихся- конференция, собрание родителей школы – всё это собственно административные структуры, которые, разумеется, могут и выполнять определённые самоуправленческие функции.
С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.
Современная наука и практика пытаются развести понятия «самоуправление» и «соуправления». Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление.
В нашей школе педагоги- кураторы стараются оказывать консультативное, тьюторское сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.



Модель ученического самоуправления «Мы вместе» опирается на:
Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся.
Финансовую обеспеченность школы.
Основные нормативные документы школы.
Сохранение и приумножение школьных традиций.

Отличительными признаки данной модели являются:
Простота внедрения проекта в жизнь.
Наличие учебно-воспитательных центров(УВЦ).
Вовлечение в процесс самоуправления детей разных возрастных групп
Преемственность между начальной и основной школой

Через систему самоуправления (соуправления) ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств.



3. Организационный блок.
Структура уровней ученического самоуправления школы.

Школьное самоуправление имеет несколько уровней:
1 уровень – индивидуальный.
Педагогические задачи:
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.
Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
Воспитание ответственности за порученные дела.
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Каждый ученик школы имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как школьного, так и классного.


2 уровень – уровень первичного коллектива.

Педагогические задачи:
.Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.
Воспитание ответственности за порученные дела.
Расширение форм досуга молодёжи.
Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников
Все учащиеся школы являются членами классного коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Из представителей составляется Совет класса. Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще. На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с классным руководителем, который представляет интересы педагогического коллектива и классным родительским комитетом.

3 уровень – уровень коллектива образовательного учреждения.
Педагогические задачи:
Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.
Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Помощь в организации шефской работы.
Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.
Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.
Главным законодательным органом является Совет старшеклассников, который собирается 1 раз в месяц. Он состоит из обучающихся 8-11-х классов. Члены Совета старшеклассников возглавляют УВЦ и другие Центры. Исполнительным органом является «Совет класса», который собирается раз в неделю в течение всего учебного года. Высшим органом является Ученическая Конференция – общее собрание учащихся, которое собирается один раз в год в конце года, для решения всех вопросов жизни ученического коллектива. Председатель ученического самоуправления избирается ежегодно на общем собрании обучающихся. Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.
На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, представителями педагогического и родительского коллектива.

4 уровень Школьное самоуправление

Педагогические задачи:

Разработка предложений ученического, педагогического, родительского коллективов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Оценка результативности деятельности школы.
Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, посёлка, района, Отечества.
Совершенствование учебно – воспитательного процесса на основе гумманизации.
Высшим органом школьного самоуправления является Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности.

Структура школьного самоуправления




















Участники ученического самоуправления:

В Совет школы входят 2 представителя от обучающихся школы (4 – 11 классы);
В Совет старшеклассников 2-3 члена 8-11 классов
В Совет класса (актив класса) входят выбранные классом учащиеся, имеющие желание работать в Совете класса, быть в центре школьной жизни.



3. Нормативно – правовой блок.

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются:

Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция Российской Федерации.
Закон об образовании
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Устав ГБОУ СОШ № 2010;
Положение об ученическом самоуправлении.
Положение о Совете школы.
Положение о Совете старшеклассников.
Гражданский кодекс Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений»













4. Содержательный блок.

Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами. Создание действенных органов самоуправления, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, способствует формированию у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщению ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
Экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и посёлка, организация дежурства;
Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
Художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;
Профилактическая деятельность -организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком .
Краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий и др.
Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все обучающиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются центрами (секторами) дисциплины и порядка, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел и др. Каждый орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя), которые составляют Совет класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности своих членов; подготовка предложений членов классного коллектива в вышестоящие органы школьного самоуправления. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.




Сфера деятельности классного самоуправления:

Председатель Совета класса:
-организует и планирует его работу,
-созывает заседания Совета и председательствует на них,
-организует на заседании ведение протокола, подписывает решения Совета.
Староста класса:
-составляет план работы на четверть совместно с классным руководителем ( на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий);
-формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий;
-контролирует выполнение поручений;
-организует дежурство по классу, школе.


Функции Совета класса могут быть и такими:

№ п/п
Название отдела
Сфера управления

11
Учебный
Создание условий для учебной деятельности.
Сбор информации об учебном процессе.
Проверка дневников, учебников.
Проведение интеллектуальных мероприятий.

22
Досуговый
Проведение, вечеров отдыха, праздников.
Проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.
Организация поездок, походов.
Организация участия в школьных мероприятиях.

33
Спортивный
Подготовка и проведение спортивных соревнований.
Подготовка и проведение мероприятий по формированию ЗОЖ.
Организация участия в школьных, районных, областных спортивных мероприятиях.
Сбор информации о спортивных достижениях одноклассников.

44
Трудовой
Организация уборки классного помещения.
Распределение учащихся для дежурства по школе.
Организация и проведение субботников, составление списка летней практики.
Помощь учителям в обеспечении порядка в классе и школе.

55
Финансовый
Организация питания в столовой.
Сбор денег за питание, поездки.
Учёт классного имущества, инвентаря, канцтоваров.
Контроль сохранности классной мебели, аппаратуры и другого имущества.

66
Пресс-служба
Организация информационной работы в классе.
Организация участия в конкурсах.
Печатная деятельность в школьной газете «Муравейник»

77
МИГи (малые инициативные группы)
Организация подготовки и проведения коллективных творческих дел.
Оказание помощи младшим, забота о ветеранах.
Анализ эффективности проведения КТД.



Организация деятельности ученического самоуправления

Работа ученического самоуправления строится на основе теории управления и представляет собой рабочий управленческий цикл: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ, данные функции реализуются в течение определенного промежутка, чаще всего - месяц, и повторяются при подготовке и проведении очередного КТД. Такое циклическое чередование Н.П. Капустин условно называет рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления. Сбор информации и её анализ осуществляются на всех уровнях школьного самоуправления. После проведенного КТД в классных коллективах проводится анализ проведенного дела, учащиеся анализируют и оценивают деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На заседаниях Совета школы проводится обобщенный анализ КТД, разбираются причины недочетов, подводятся итоги. Анализ по каждому направлению деятельности в отдельности (на заседаниях актива) и на заседаниях совета. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Планирование.
В планировании участвуют: все члены классных коллективов - классные органы на общешкольном уровне - общешкольные органы самоуправления. Планирование деятельности органов самоуправления, КТД происходит чаще всего к проектной деятельности. Результат планирования - это ответ на вопрос «Что делать и как делать?» Что делать в классе и что делать в школе?

Организация
Организация, то есть подготовка учащихся к деятельности. После защиты проекта инициативная группа распределяет обязанности между классами. Представители классных коллективов знакомят класс с планом проведения КТД, проводят инструктивно-методическую работу. В начале года, четверти (при смене членов самоуправления) педагоги - консультанты проводят учебу актива. Как только учащиеся, руководители органов общешкольного ученического самоуправления адаптируются к новой социальной роли, консультативная деятельность сочетается с собственной инициативой и, наконец, сами учащиеся готовы самостоятельно проводить заседания общешкольных органов ученического самоуправления. Суть деятельности по организации состоит в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

Контроль.
Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы. Основной метод контроля в работе органов самоуправления - наблюдение, которое позволяет выявить отклонения в работе самоуправления или, наоборот, отметить его нормальное функционирование. Применяются и другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция

Регулирование и коррекция - это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей тех или иных органов самоуправления. Педагоги консультанты общешкольных ученических органов и классные руководители оказывают влияние на них, а они, в свою очередь, - на членов своих служб, члены служб - на членов коллектива. Влияние оказывается простыми способами, например, вниманием, беседой, помощью, организацией взаимопомощи.



Планирование и организация
1-я неделя месяца.
Реализуются функции планирования и организации. В течение недели проводятся заседания совета школы, затем - собрания общешкольных органов ученического самоуправления, в классах и классные собрания. На совете школы принимается решение о том, что надо будет делать в предстоящем месяце в школе. Другими словами, рассматривается и утверждается план работы на месяц. Такой план в школе имеется, но на совете он уточняется и «запускается». На заседаниях Координационного Совета вырабатывается методика реализации принятых решений. Старосты классных органов самоуправления осваивают способы информационно-методической деятельности. Придя в свой класс, они собирают совет класса, на котором готовится классное собрание, а затем проводится собрание. Его цель - организовать выполнение принятых решений. В результате каждый ученик класса знает, кто, с кем, когда и где будет выполнять решение. На реализацию указанных функций планирования и организации затрачиваются все пять дней недели. Все это происходит на 2-й - 3-й неделе месяца.
2-3-я неделя месяца.
Все учащиеся включаются в различные виды деятельности. Органы ученического самоуправления в классе контролируют процесс, оказывают помощь в работе. В этом им помогают педагоги-консультанты. Таким образом, реализуются функции контроля и регулирования.
4-я неделя.
Проводится совет класса, на котором готовится и проводится итоговое собрание по анализу и оценке жизнедеятельности класса за прошедший месяц. Затем собираются координационный совет и анализируют работу школы по своим направлениям. Координационный совет сводит весь анализ и готовит предложения на совет школы. Координационный Совет проводит свое заседание, на котором анализируется внутришкольная жизнь, принимается новое решение, и все опять начинает повторяться сначала.
Реализована последняя функция - анализа и принятия решения и принято новое решение на предстоящий месяц.
В выборе методических средств мы руководствовались принципиальными требованиями: они должны быть технологичны (воспроизводимы в различных ситуациях и всеми субъектами процесса деятельности); содействовать развитию субъектной позиции ребенка, способствовать решению комплекс воспитательных задач.






Взаимодействие ученического самоуправления
с другими органами школьного самоуправления.

Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом, родительским комитетом, входить в структуру школьного самоуправления как часть его. Взаимодействие ученического самоуправления с педагогическим коллективом и родительским комитетом происходит на уровне Совета школы, который представляет четвертый уровень управления школой. В совет школы входят члены ученического самоуправления во главе с президентом школы, представители педагогического коллектива и родители 3 человека (председатель и заместитель председателя общешкольного родительского комитета, председатель попечительского совета).
Функции Совета школы: стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы или улучшения внутришкольной жизни; принятие решений прямого и непрямого действия - прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самих учащихся, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей.
Совет школы - это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.
Структура школьного соуправления. Согласно принципу педагогического руководства у каждого министерства ученического самоуправления есть педагоги-консультанты (5 из них входят в Совет школы), которые составляют президентский совет.
Педагогами-консультантами выступают директор школы, заместители директора по научно-методической, учебной и воспитательной работе, социальный педагог, психолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.
Во главе президентского совета стоит заместитель директора по воспитательной работе. Члены президентского совета курируют жизнедеятельность школы, участвуют в общем собрании и, в зависимости от степени развития органов самоуправления, либо организовывают и контролируют, либо направляют и координируют деятельность органов самоуправления.
Педагоги и родители, являются не только консультантами органов ученического самоуправления, в состав Думы и Конституционного Суда они входят как равноправные члены.
Указанная структура соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности.

КТД (коллективное творческое дело)
Цель технологии, разработанная ИЛ. Ивановым, формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности, формирование широкого диапазона разновидностей социального опыта, развитие познавательных, организаторских, исследовательских, творческих, технических оформительских, трудовых действий.

Технологическая карта методики коллективного воспитания:
Основания: Развивающий метод и функции управления
Технология
Методика

Мотивация
Выбор цели деятельности
Беседа, опрос, традиции, диспуты («Разведка дела» у И.П. Иванова)

Планирование
Планирование деятельности
Метод мозгового штурма. Проектная деятельность.

Организация
Распределение «зон ответственности» между членами коллектива
Обсуждение и принятие решения на основе принципов участия всех и согласия

Контроль (регулирование)
Подготовка коллективного дела: репетиции, оформление, тренировки, практическая деятельность
Мотивация деятельности детей через внимание, заботу, взаимопомощь

Мониторинг (анализ)
Проведение коллективного дела (реализация цели деятельности) Рефлексия. Самоанализ. Постоянное наблюдение за изменениями в поведении детей
По плану. По сценарию. Классный час. Сбор городского совета, заседание кабинета министров


Указанная технология и методика хорошо отработана во многих школах. При организации КТД мы особое внимание уделяем этапу планирования, рефлексии и наблюдению за изменениями в поведении детей. Эти технологические звенья мы считаем особо важными при проведении коллективных дел. Основными формами, в которых используется технология КТД являются классные собрания, заседания кабинета министров.
На этапе планирования особое внимание мы уделяем проектной деятельности, как одному из самых продуктивных способов создания условий для развития и саморазвития личности. «Метод проектов позволяет сочетать познавательные задачи с практическими; содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств детей; открыт творчеству и видоизменениям; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности постановка задачи, разработка проекта, организация общественного мнения, трудовая работа, учет проделанной работы» (М.В. Крупенина).
В переводе с латинского слово «проект» означает дословно «брошенный вперед», т.е. замысел, воплощенный в виде прообраза объекта, реально еще не существующего. Это разновидность эвристической деятельности, своеобразный тест на проверку способности авторов-разработчиков к развитому воображению и умению переводить абстрактные положения в плоскость предметного усвоения.

Метод проектов
Метод проектов созвучен методике КТД, поэтому может использоваться и как часть её (на этапе планирования) и самостоятельно. Он позволяет гармонично сочетать лучшие педагогические традиции «пионерской методики», закрепившиеся в массовой школе, с идеями обновления воспитывающей деятельности современной школы:
воспитание в коллективе с самоопределением личности,
полезное практическое дело с задачей школы пробуждать интерес к знаниям;
познавательный результат в воспитании с актуализацией идеи воспитывающего обучения;
активную позицию ребенка с позицией сопровождения педагога;
самоорганизации, последовательность организаторской деятельности с идеями технологического образования современной школы.
Выбирая данную технологию, как соответствующую целям и задачам ученического самоуправления, мы руководствовались следующими особенностями метода проектов: 1. Цель проекта добиться желаемого и планируемого результата, т.е. ориентация на успех
2. Проект можно составлять как группой, так и индивидуально, что позволяет учитывать интересы детей
3. Проект позволяет решать как познавательные, так и социально значимые и практические задачи
4. Проект позволяет усложнить или упростить обстоятельства его применения в зависимости от сформированности у детей необходимых навыков, от способностей детей и их личного выбора
Основные технологические этапы
Этапы построения работы согласно методу проектов
Особенности использования метода проектов в организации деятельности самоуправления

Постановка задачи (наблюдение, выяснение дела для улучшения окружающей жизни).
Целеполагание. Выбор цели. (анализ проблем, возможностей, изменений; поиск альтернатив кому полезен проект?)

Разработка проекта (беседа педагога, чтение книг, обсуждение лучшего варианта).
Планирование работы (конкретизация задач; выбор средств достижения. Определение сроков и последовательности действий; принятие решения, разделение работы).

Обоснование проекта (описаниё проекта, условий его реализации; определение затрат ресурсов времени, труда; расходы и источники).

Организация общественного мнения (агитация детей и взрослых)
Презентация проекта (защита проекта, реклама, апробация замысла).

Трудовая работа (выполнение)
Организация выполнения (исполнительская деятельность). Контроль (отслеживание и мотивация).

Учет проделанной работы (определение, что нового узнала, чему научились?).
Демонстрация проекта (показ результатов). Оценочная деятельность (выявление неиспользованных резервов).


Фиксирование проекта (описание проекта и его результатов, установление обратной связи, публикация).


Обучение детей методу проектов проводилось в процессе проведения конкретных дел, причем, если сначала мы обязательно делили учащихся на проектировщиков, аналитиков, экспертов и главным был для нас процесс проектирования, то впоследствии деление на группы производилось не всегда, упор делался на практическую реализацию проекта.
Учащимися школы были разработаны такие проекты как «Новогодняя сказка», «Песнь любви», «Школа моей мечты», клуб «Патриот», «Подросток и алкоголь» и т.д.
Учитывая многообразие проектов и способов организации проектной деятельности, мы использовали данную форму как основную в условиях школы.





5. Технологический блок.

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся, а также социального заказа.

Основные формы ученического самоуправления.

Заседания актива класса.
Заседания Совета ученического самоуправления.
Заседания Совета школы.
Участие в работе собрания.
Участие в работе ученических и родительских собраний.
Проведение благотворительных акций.
Участие в работе творческих групп.
Проведение круглых столов.
Организация и проведение досуговых мероприятий.
Организация и проведение спортивных соревнований.
Другие формы работы.

Традиционные дела ученического самоуправления:
День Знаний
Проведение «Дня пожилого человека»,
«Посвящение в первоклассники»
Конкурс «Леди Осень»,
Работа ученического самоуправления в пресс-центре (ежемесячные выпуски печатной газеты “Муравейник”)
Проведение ежегодных теннисных турниров, спортивных мероприятий
Творческий конкурс “Алло, мы ищем таланты”
Празднование Дня Святого Валентина
Проведение “Юморины” (1 апреля)
Акции «Неделя добрых дел», «Подарок солдату»
Фестивали классных коллективов (где подводятся итоги и результаты работы ученического самоуправления за год)
Фестиваль национальных культур,
Фестиваль патриотической песни «Славься, Отечество»,
Конкурс «Рыцарский турнир»,
Конкурс «31 февраля».

Место родителей в работе ученического самоуправления

Союз семьи и школы – это важнейшие условия совершенствования воспитания. Ведь такое направление как ученическое самоуправление не должно быть в принципе организовано без участия семьи. Именно в семье формируется гражданская и социальная ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни. Поэтому родители и школа выступают в роли партнёров в учебно-воспитательном процессе.
Родительская общественность поддерживает ученическое самоуправление школы и принимает участие в:
- поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей школы;
- коллективно-творческих делах;
- материально-техническом оснащении;
- подготовке специальных методических выставок по проблеме ученического самоуправления;
- пропаганде работы ученического самоуправления через средства массовой информации.



















Заключение
Данная модель ученического самоуправления предоставляет обучающимся реальную возможность участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании , организации, исполнении и анализе учебно – воспитательного процесса. В нашей школе, мы взрослые, видим в ребёнке не только ученика, которого следует обучать, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать всё происходящее в школе

Ученическое самоуправление:

Учит ребят умению руководить и подчиняться.
Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
Вырабатывает правильное отношение к критике.
Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

После продолжительного анализа нами были сделаны следующие выводы:
Самоуправление является важным условием гражданского образования.
Ученическое самоуправление является демократическим, т.к. выражает интересы учащихся, управляет с учетом этих интересов и включает учащихся в управленческую деятельность.
Смысл самоуправления в современной школе заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Самоуправление должно служить средством самоорганизации коллективной жизни и эта коллективная жизнь выстраивается самими детьми при поддержке и помощи взрослых.
Органы самоуправления включают всех учащихся в разностороннюю деятельность, улучшающую их жизнь, а потому необходимую для них.
Системная работа ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, гуманизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.





Приложение 1


Модель ученического самоуправления «Мы вместе» (ГБОУ СОШ № 2010)





































Управление ОУ

Ученическая конференция

Педагогический совет

Общешкольное родительское собрание




Совет старшеклассников












Родители

Педагоги







Общее собрание


Обучающиеся





Родительский комитет


ШМО педагогов

Совет школы












Администрация
















































Рисунок 1