Создание обновленной системы деятельности органов ученического самоуправления перспективы развития

Дубовской филиал МОУ «СОШ № 8» села Спасское Спасского района





Выступление на педсовете
Билейчук О.П., классный руководитель 10 класса
«Создание обновленной системы деятельности органов ученического самоуправления: перспективы развития»













План выступления
Введение
Школьное  самоуправление  и его основные проблемы
Сущность понятия ученического самоуправления
Краткая история школьного  самоуправления
Анализ массовой практики школьного самоуправления
2. Типы школьного самоуправления
3. Организация внеурочной деятельности в нашей школе с сентября по март 2011 года (отчет классных руководителей ПРИЛАГАЕТСЯ)
Заключение
Проект решения педсовета










«Школьный учебник не должен быть слишком толстым. Иначе его просто не дочитают до конца. Да и в портфель запихивать неудобно! Так и любая школьная деятельность должна быть понятна, доступна каждому».
А. Нарицин, подростковый психолог
Введение
На протяжении многих лет говорилось о том, что в школе учитель должен воспитывать и обучать. Но сейчас психологами всего мира ставится вопрос о том, что воспитывает и учит основным жизненным навыкам не школа, а семья, так как закладывание фундамента личности идет с зачатия ребёнка и до 5 лет. Почему с зачатия? Потому что главная составляющая психически здоровой личности часть- физическое здоровье, формируется в утробе матери. Врачи говорят о том, что в 2 месяца формируется сердце ребенка, в 4 месяца - нервная система и так далее, и от того, как себя чувствовала будущая мама, какой образ жизни вела, будет зависеть здоровье её ребенка. Придет он в школу: гиперактивным (неуправляемым) или агрессивным, часто пропускающим уроки по болезни, со слабой памятью, вниманием, усидчивостью, мышлением. На практике мы с вами знаем, что если ребенок с рождения научен трудолюбию, ответственности, уважению к старшим, умению слушать, то придя в школу, даже не имея высокого уровня учебных способностей, такой ребенок более обучаем. И сейчас перед школой ставится задача, не воспитать и научить, а создать условия для развития положительных навыков, способностей ребенка, помогающих стать ему успешным, востребованным.

Тема организации ученического самоуправления очень актуальна для нас, так как школа даёт не только знания отдельных наук. Но также она должна создать условия, чтобы человек смог быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в  школе  нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем. Но вот какие формы самоуправления приемлемы в современной школе, об этом мы и будем говорить.
Проблема организации деятельности ученического самоуправления в современной школе, связана с начавшимися в середине 80-х годов и продолжающимися сегодня глубокими экономическими и социально-политическими преобразованиями в государстве и обществе, которые привели к значительным изменениям внешних и внутренних условий функционирования всей сферы образования, к смене и новому прочтению идеалов, ценностей, смысла и задач образовательной  деятельности. В новых условиях перед общеобразовательной  школой  возникло много социально-педагогических вопросов: какова ее роль в развитии правового государства, гражданского общества; с помощью каких механизмов можно обеспечить управляемое развитие  школы ; что представляют собой научные основания оптимального сочетания единоначалия и  самоуправления  в  школе ; в какой мере целесообразно использование в  современных  условиях рекомендаций педагогической науки в области внутришкольного управления, подготовленные в предыдущий период?
С сентября 2011 года во все школы вводятся новые стандарты второго поколения, где основной упор делается на духовно- нравственное развитие:
- личностное развитие;
- социальное развитие
- коммуникативное развитие
- познавательное развитие
Мы с вами хорошо понимает, что школьное  самоуправление  будет успешно осуществляться только при желании и стремлении самих школьников. А сегодня в школе по 7 уроков, сегодня мы видим учащихся, которые безразличны к общественно значимым делам, которые стремятся только к собственному благополучию, равнодушие родителей к воспитанию детей, мы видим пагубное влияние средств массовой коммуникации на нравственность молодого поколения.
Когда в школе есть оснащённая материальная база, наличие кадров (психолог, социальные педагоги, организатор, вожатые, завуч по воспитательной работе), эту проблему решать легче. Так как есть люди, которые непосредственно занимаются данным вопросом. Сейчас кадрового обеспечение данного вопроса в нашей школе нет, но это не значит, что и ученического самоуправления не должно быть. Своим выступлением я представлю вам массовую современную практику школьного самоуправления, из которой мы должны выбрать новые формы организации самоуправления, приемлемые в нашей школе в настоящих условиях. Чтобы лучше понять, что подходит нашей школе, я в своём выступлении раскрою следующие вопросы:
1. Причины и обстоятельства, затрудняющие организацию и функционирование ученического самоуправления в отечественной  школе .
3. Социально-педагогические условия эффективного функционирования  органов   самоуправления   школы.
4. Типы моделей школьного самоуправления

1. Школьное  самоуправление  и его основные проблемы
1.1 Сущность понятия ученического самоуправления
Чтобы как можно точнее понять сущность  самоуправления , в том числе и  самоуправления  в  школе , можно заглянуть в словарь Даля: «Самоуправление  - управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства» [Толковый словарь русского языка].
Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в  школе  гораздо моложе. Может быть, верно, что, сколько  школ , столько и  самоуправлений.
1.2.История школьного  самоуправления 
Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о  самоуправлении  осуществлялись человечеством с незапамятных времен. Но не зря говорится, всё новое- это давно забытое старое. И нельзя построить новую систему, не опираясь на прежний опыт. Зачем изобретать велосипед, когда его давно изобрели.
До нас дошли сведения о прогрессивной  деятельности  многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной  деятельности , высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного  самоуправления . В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля - о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания. Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами. Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей. В основе воспитательной  системы  лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного  самоуправления . В соответствии с этими документами в  школах  действовали как раздельные  органы   самоуправления  педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные  органы   самоуправления  (школьные собрания, конференции). Неоценимый вклад в становление теории  самоуправления , а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы  системы  управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и  самоуправление.
Анализ массовой практики школьного самоуправления в современной школе
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором нашла определенное воплощение идея демократизации  школы . Отныне каждая  школа  разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического  самоуправления  [Закон РФ «Об образовании» ст. 13, 1992 г.]. С 2006 г. образовательные учреждения руководствуются законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и  самоуправления . Формами  самоуправления  названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, Совет учащихся школы. Порядок выборов  органов   самоуправления  должен определиться уставом учреждения. Немаловажная роль в  самоуправлении  учреждения отводится ученикам [Закон РФ «Об образовании» ст. 13, 2006 г.].
Перед организаторами воспитательного процесса  современного  образовательного учреждения встает вопрос - какая модель школьного  самоуправления  наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.
Очень многие думают, что проблема школьного самоуправления заключается в привлечении учащихся к управлению  школой . Крайним решением этого вопроса в указанном направлении является попытка Винекена. Во главе его  школы  стоит «школьная община», в которую входят все ученики и учителя и которая собирается или правлением  школы , или по требованию одной трети имеющих право голоса. В ней господствует полная свобода слова. Право голоса имеют все учителя и ученики, последние, однако, не в равной степени, а соответственно возрасту (классу). Школьной общине принципиально передаются все дела на обсуждение и решение, за исключением тех, которые в силу своего технического характера подлежат ведению правления и учительского совета. Но мы с вами понимает, что такое самоуправление возможно только среди людей с высоким уровнем развития нравственности. Когда человек понимает слово свобода не как вседозволенность, а как ответственность за свои слова и поступки.
Система   самоуправления  имеет несомненную ценность, поскольку она развивает в данных реальных социальных условиях элементы личного самоконтроля, признание права другого и терпимость по отношению к другим детям, уважение к закону и авторитету, чувство ценности порядка и кооперации как фундамента всякого труда и успеха.
Типы школьного самоуправления
Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное  самоуправления  используют так называемую модель «Совет учащихся школы». В данной модели  самоуправления  основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей  школы  - все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Давайте рассмотрим: какие формы, уровни ученического самоуправления уже существуют, не только в нашей стране, но и за рубежом.
Существуют следующие уровни  ученического   самоуправления :
Индивидуальный – ученик.
  Деятельность  личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу. Самоуправление , цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту. В процессе развития  индивидуального ученического   самоуправления  проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в  самоуправлении , тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
2.Уровень первичного коллектива – класс.
 Органы   самоуправления  в классе избираются под каждый вид  деятельности  так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной  орган . Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных  органов   самоуправления  есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие  органы   самоуправления  –совет учащихся школы , педагогический совет.
Классное  самоуправление  помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной  деятельности  детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы. Уровень коллектива образовательного учреждения –Совет учащихся школы. В совет избираются наиболее активные учащиеся 5-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в совет.  
Развитие  ученического   самоуправления  мы рассматриваем как часть  системы  гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через  ученическое   самоуправление  могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.
Считаю, что  органы   ученического   самоуправления  в  школе  представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:
Наличие личностно и социально значимой  деятельности . Ведь еще А.С. Макаренко говорил,  деятельность  рождает  самоуправление , а не наоборот.
Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных  органов   самоуправления :
Нашли сферы полезной для  школы  и значимой для учеников школьной  деятельности 
Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
Предоставили педагогическую поддержку и помощь
Какие области можно отдать ребятам:
Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД
Спорт и спортивные мероприятия
Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
Мы с вами в начале учебного года поставили задачу, организацию и проведение общешкольных дел распределить среди учителей и классов. Для того, что бы мероприятия проходили слаженно, было решено координировать мероприятия на Совете учащихся, ответственным за организацию которых была возложена на руководителя м.о. классных руководителей Меняйлову И.В. и ответственного за мероприятие педагога. Представив отчёты о проделанной работе с сентября по март 2011 года, мы сможем увидеть и проанализировать динамику проделанной работы. Чтобы ученик стал активным – стань активным сначала сам.
Заключение
В российской  школе  продолжают жить традиции авторитарного воспитания. По-прежнему главной фигурой в  школе  остается учитель, а не ученик. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Так, планы воспитательной работы  школ  из различных регионов страны во многом похожи один на другой. В них мало учитывались конкретные особенности  школы , класса. Развивается и иное воспитание, направленное на поощрение самостоятельности, гуманности подрастающего поколения. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса; возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная  деятельность  учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает  самоуправление  школьников. К началу 1990-х гг.  ученические  комитеты имелись практически во всех  школах. Были идеалы, на которые равнялись. Сейчас считаю идеалами. К которым должен стремиться человек, должны стать общечеловеческие ценности: честность, ответственность, неравнодушие, сопереживание, содружество, терпимость.
Существо школьного  самоуправления  в том, что в работу  школы  оно вносит начало целостности и индивидуальности. Задача школьного  самоуправления  состоит в том, чтобы распыленную  ученическую  среду претворить в целостный расчлененный организм, внутри которого каждый школьник приучался бы к добросовестному выполнению определенной общественной функции. Но нужно помнить, что школьное  самоуправление  вырождается тогда, когда, вместо цели организации  ученического  общества, оно себе ставит посторонние задачи (например, практическое обучение формам демократического государства и т.д.). Школьное  самоуправление  может реализоваться в самых различных конкретных формах, жизненность которых зависит от особенностей окружающей обстановки. Но всюду предпосылкой школьного самоуправления является широко развитая общественная жизнь учащихся, осуществляемая в добровольных союзах, организациях, предприятиях школьной молодежи. Юность имеет свои собственные интересы, свои задачи, наличие и значение которых  школа  должна признать и использовать в образовательных целях. Содействовать этому «движению молодежи» составляет первую и прямую задачу школы, гораздо более важную, чем введение радикального демократического «самоуправления», ибо и последнее будет жизненным только тогда, когда будет основываться на первом. Школа должна стать действительно средоточием жизни, а не оставаться только местом механической к ней подготовки. В этом также завидная особенность американской, а отчасти и английской школы, являющейся, «домом молодежи», местом, в котором получают свое удовлетворение ее собственные интересы, запросы и мечты. Эта неофициальная, внепрограммная сторона  школы  должна быть, наконец, официально признана как одна из самых существенных ее сторон.
Но этим также намечается предел, который школьное самоуправление, каковы бы ни были его внешние формы, не должно преступать. Оно должно организовать школьников, превратить их из распыленной, разрозненной массы в целостно-расчлененный организм. Поэтому проблемы, им разрешаемые, должны быть проблемами самой молодежи. Ибо только в разрешении ею выдвигаемых и доступных ей проблем может расти и развиваться к свободе личность отдельного юноши. Эти вопросы могут быть проще или сложнее, но так как жизнь, которую ему надлежит оформлять, есть жизнь молодежи, то эти вопросы должны быть вопросы юности, ее «культуры». Но именно потому школьное самоуправление должно оставаться самоуправлением молодежи, а не превращаться в управление  школой . Так как чтобы создать свою, «новую» культуру, надо усвоить культуру настоящего, и авторитет как носитель культурной преемственности, как хранитель наследия отцов есть неотъемлемый в  школе  элемент. Пронизанный свободой, ею оправдываемый и ее созидающий, авторитет должен оставаться самим собой, т.е. авторитетом. Это означает, что все вопросы  школы , связанные с усвоением наследия отцов, с организацией работы, направленной на это усвоение, и с обусловливаемой ею дисциплиной, т.е. с тем, что обыкновенно называется «управлением»  школы , не являются предметом  ученического   самоуправления . В России проблему школьного самоуправления слишком часто сводили к вопросу о формах участия учеников в педагогическом совете  школы . Но теперь ясно, что подлинная проблема  ученического   самоуправления  этим даже не затрагивается. Даже в политике избирательное право имеет смысл не как голое формальное право, могущее быть переданным тому, кто больше заплатит деньгами или обещаниями, но как орудие организации народа и воспитания его к свободе. Тем менее способно воспитать к свободе и самодеятельности присутствие учеников в коллегии, большинство членов которой превосходят их по своему опыту и знаниям и которая решает вопросы, в обсуждении коих именно наиболее добросовестные ученики будут считать себя не в состоянии и не вправе участвовать. Заинтересованные вначале, быть может, новизной положения, ученики очень скоро начнут тяготиться своим правом, которое, как всякое неиспользуемое право, и умрет затем естественной смертью.
Если каждый из нас показывает свою искреннюю увлеченность делом, свою компетентность в привлечении большего числа учащихся к проведению коллективно- творческого дела, тем мы создадим условия для развития высоконравственной личности. Перед школой сейчас стоит задача не воспитывать человека, этим занимается семья с рождения и до 5 лет, наша с вами задача- создать условия для развития положительных качеств личности.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
Продолжить практику проведения коллективно- творческих дел с привлечением к его организации большего количества учащихся школы;
По итогам полугодий проводить отчет о работе классного самоуправления, выполняющего организацию внеурочной деятельности
Стимулировать педагогов , организующих в системе работу классного ученического самоуправления;
По итогам года продумать формы поощрения учащихся, которые проявляли гражданскую активность ведения общественно- значимой деятельности (награждение грамотами, денежной премией, поездками, поощрительными призами
В музее школы оформить стенд или папку, в которой собирать фотографии учащихся с кратким описанием их общественной деятельности в течение учебного года или по концу обучения в школе (то есть не только обучающихся на «4» и «5», но и активных участников внеурочной деятельности)
В мае 2011 года при планировании задач на следующий учебный год каждому продумать, какую программу внеурочной деятельности он выберет в соответствии с направлениями духовно- нравственного развития личности.







ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
Сравнительный анализ итогов четверти

2009-2010 учебный год
2010-2011 учебный год


1 чт
2 чт
3 чт
4 чт
уч. год
1 чт
2 чт
3 чт
4 чт
уч.
год

процент учащихся
на «4» и «5»

27%

38%

33%

38%

39%

26%

33%

27%



имеют одну, две «3»

15%
5%
15%
5 %
0%
25%
18%
24%



всего пропусков уроков

1191
2727
1985
2285
7662
1310
1069
2499



пропущено в среднем на 1 ученика
11
26
19
22
73
14
12
27



пропуски уроков без уважительной причины

95

19

37

--

138

187

-----

144



пропущено без уваж. причины в среднем на 1 ученика

0.8

0,2

0,3

----

1

2

-----

2



ВЫВОД: Закончили на «4» и «5»
2009-2010 уч.год: 27% - 38% - 33%- 38 % - 39
2010 – 2011 уч.год : 26% - 33% - 27% - ?- ?
Закончили с одной-двумя «3»
2009-2010 уч.год: 15 % - 5 % - 15 %- 5% -5%
2010 – 2011 уч.год : 25 % - 18 % - 24% - ?- ?
Всего пропущено уроков в среднем на 1 ученика
2009-2010 уч.год: 11 – 26 - 19 - 22 - 73
2010 – 2011 уч.год : 14 – 12 – 27 - ? - ?
Всего пропущено уроков без уважительной причины в среднем на 1 ученика
2009-2010 уч.год: 0,8 – 0, 2 – 0.3 –0 - 1
2010 – 2011 уч.год : 2 - 0 - 2 -- ? - ?
Видно увеличение всех показателей в худшую сторону.
-ЗАЧИТАТЬ ФАМИЛИИ УЧЕНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОДНУ, ДВЕ «3» ПО КАКИМ ПРЕДМЕТАМ
1.Ключевская 3кл - английский
2.Кочемасов 3кл - математика
3.Зырянкина 4кл –математика
4.Манойленко Н 4к –русский
5.Авращенко Д 4к- английский
6.Олейник 4кл- английский , русский
7.Присакарь 4к –русский, английский
8.Круглов 5кл- английский
9.Шведов А 6кл-обществознание
10.Зюбанова С 6кл- математика
11. Лю Л 7 кл-физика , обществознание
12. Лихова В 7 кл -физика
13.Сендер 8 кл –английский , математика
14.Воскребеенцева10 кл - история, химия
15.Машкова 10 кл математика, физика. история

Вопросы самоуправления (выступление прилагается
Мероприятия 4-ой четверти 2010-2011 учебного года
Показать книгу «Примерные программы внеурочной деятельности
ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ






























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15