Программа информатизации МБОО Дая — Амгинская школа
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Дая – Амгинская средняя общеобразовательная школа имени Х. И. Кашкина»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
_____________ Никифоров А. И..
Программа информатизации школы
на 2015 – 2016 учебный год
Информационно-образовательная среда
образовательного учреждения
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Паспорт программы PAGEREF _Toc374440588 \h 32. Анализ состояние информатизации в школе………………………………….….4
3. Основные направления информатизации6
4. Ожидаемые результаты7
5. Возможные риски и пути их преодоления8
6. ПРОЕКТЫ9
7. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫ PAGEREF _Toc374440616 \h 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 316
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНаименование программы «Информационно – образовательная среда МБОО Дая – Амгинская СОШ»
Цели и задачи программы Цель: развитие информационной среды, предоставляющей возможность всем участникам образовательного процесса школы для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
Задачи:
. Основной задачей информатизации является развитие базы информатизации:
Информационная база, в которую входят: универсальные средства обработки информации, общие методы решения информационных задач, методики использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Материально-техническая база, основу ее составляет компьютеризация и, прежде всего, использование информационной системы Сетевой Город. Образование. Наряду с этим всё большее значение приобретает использование и других технических средств: видео, мультимедиа, электронных досок, проекторов.
Научно-методологическая база:
а) использование ИКТ в образовательной деятельности,
б) создание информационных и образовательных ресурсов.
Проекты программы «Электронное образование»
«ИКТ и учитель»
Сроки реализации программы 2015-2016учебный год
Исполнители программы Школьная команда
Объемы и источники финансирования программы Бюджетные источники
Внебюджетные средства
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Повышение процента высококвалифицированных педагогических кадров, отвечающих современным требованиям (ИКТ-компетенции);
Повышение качества преподавания предметов с использованием разных ИКТ-технологий;
Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
Структурирование информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации;
Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
Участие педагогов в проведении районных семинаров с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности;
Достижение высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
Ведение школьного сайта, электронных журналов и дневников.
Система контроля за исполнением программы Директор
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ШКОЛЕДеятельность МБОО Дая - Амгинская СОШ в области информатизации образовательного процесса и управления образовательным учреждением в 2014-2015гг. была направлена на решение ряда задач:
Последовательное развитие информационной среды, формирующейся в школе в течение последних лет и предоставляющей широкий спектр возможностей всем участникам образовательного процесса школы и её социальным партнёрам для получения всесторонней своевременной информации, личностного и профессионального саморазвития.
Имеется современная материально-техническая база:
Информационно-техническое оснащение ДАСОШ на 01.04.2015год
Тип техники Количество Доступ к интернету Класс Кем используется
компьютер
Проектор
Интерактивная доска
принтер 7
1
1
1 да Информатика Педагогами, обучающимися
ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
принтер 1
1
1
1 Математика
Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
Интерактивная доска
принтер 1
1
1
1 Русский Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
экран
принтер 1
1
1
1 Физика Педагогами, обучающимися
Компьютер
ноутбук
Проектор
Интерактивная доска 1
1
1
1 Биология Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
экран
ноутбук 1
1
1
1 да Библиотека Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
Интерактивная доска 1
1
1 1 класс Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
экран
принтер 1
1
1
1 2 класс Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
экран 1
1
1 3 класс Педагогами, обучающимися
компьютер
Проектор
экран 1
1
1 4 класс Педагогами, обучающимися
компьютер
1
1 да Завуч по вопит. работе Работники школы
компьютер
принтер 1
1 да МО нач. классов Работники школы
компьютер
1
1 да психолог Работники школы
компьютер
принтер 1
1 да Завуч по учебной части Работники школы
компьютер
принтер 1
1 да секретарь Работники школы
. Скорость подключения в предметных кабинетах составляет менее 128 Мб/с.
В 2014-2015 учебном году начал функционировать сервис «Электронный дневник», предполагающий получение родителями доступа к данным успеваемости детей, содержанию занятий, домашних заданий после прохождения регистрации.
Школьная жизнь, документация, методическая работа, отражены на школьном сайте, и на сайте http://bus.gov.ru// Мониторинг развития образовательного учреждения на фоне других школ отражается на сайте http://kpmo.ru.
Педагоги школы активно включаются в сетевую проектную деятельность в сети интернет, являются участниками многих проектов, конкурсов.
Таким образом, в школе создана и реализуется информационная среда, не только достаточная для реализации образовательного процесса, но и позволяющая выстраивать и реализовывать в будущем перспективу развития школы в условиях реформирования структуры образования, реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, поиска и апробации модели «эффективной школы» на основе ИКТ.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Для решения поставленных задач выбраны основные направления информатизации школы:
Электронное образование включает:
регулярное проведение уроков с использованием ИКТ;
регулярное использование среды «СГО» для оповещения родителей, учащихся, классных руководителей об успеваемости, домашнем задании и их нахождение в образовательном учреждении;
организация компьютерного тестирования обучающихся, подготовка к ГИА и ЕГЭ;
проектная сетевая деятельность учащихся с использованием ИКТ;
организация дополнительного обучения (факультативов, элективных курсов, кружков и др) для детей в области ИКТ.
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «Электронное образование».
Информационно-коммуникативные технологии и учитель включает:
использование педагогами информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;
повышение квалификации педагогов в области ИКТ;
участие педагогов в конкурсах, конференциях, семинарах;
разработка педагогами ЦОР и УМК, элективных курсов, методических рекомендаций;
участие педагогов в сетевых интернет-сообществах;
Для эффективной работы в данном направлении разработан Проект «ИКТ и учитель».
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы информатизации позволит школе достигнуть следующих результатов:
Повышение процента высококвалифицированных педагогических кадров, отвечающих современным требованиям (ИКТ-компетенции);
Повышение качества преподавания предметов с использованием разных ИКТ-технологий;
Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
Структурирование информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации;
Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
Участие педагогов в проведении районных семинаров с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности;
Достижение высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
Регулярное ведение школьного сайта, электронных журналов и дневников;
Предоставление возможности всем участникам образовательного процесса использовать образовательные ресурсы школьной и глобальной информационных сетей, принимать активное участие в интернет-проектах: конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях, форумах;
Повышение рейтинга и престижа школы, удовлетворенность деятельностью школы всеми участниками образовательного процесса (учителями, учащимися и родителями).
Образ будущего образовательного процесса школы представляется следующими компонентами:
Процесс информатизации позволит расширить возможность индивидуализации, дифференциации, интерактивности, творчества каждого обучающегося школы;
Овладение компьютерными технологиями учащимися и педагогами школы позволит создать атмосферу педагогики сотрудничества, повысит мотивацию к обучению;
Использования ИКТ и обновление программно-методического обеспечения качественно изменит содержание образования и деятельность администрации;
Повысится эффективность функционирования обновленного образовательного процесса, его результативность;
Появится возможность более широкой включенности педагогов и учащихся школы на уровне внедрения новых ИКТ, так как база для этого уже существует.
5. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные риски Пути их преодоления
1. Ухудшение здоровья детей и взрослых: ослабление зрения, нарушение осанки. Выполнение требований СанПиН по освещенности, размещению компьютеров в кабинетах;
Временные рамки использования ПК в рамках урока;
Проведение физкультминуток и соблюдение режима работы за ПК;
2. Недостаточное финансирование Поддержка спонсоров;
Участие в конкурсах и грантовых
проектах
3. Недостаточная мотивация учителей Проведение семинаров, мастер-классов по обмену педагогическим опытом;
Участие в сетевых сообществах и размещение материалов в сборниках и в сети интернет;
Разработка собственных методических рекомендаций по использованию ИКТ;
Система стимулирующих поощрений и доплат
4. Чрезмерная виртуализация в ущерб живому общению Роль учителя не должна быть утрачена. Постоянный контроль и наставничество со стороны учителя должны быть первоочередными
5. Невыполнение программных мероприятий Мониторинг программы, анализ промежуточных результатов, постоянный контроль
6. ПРОЕКТЫ6.1. Проект «Электронное образование»Обоснование проектаДанный проект разработан в рамках Программы информатизации МБОО Дая - Амгинской СОШ на 2015-2016 учебный год. Проект нацелен на работу в направлении «Электронное образование», которое определено в Программе информатизации.
Электронное образование - это неотъемлемая часть информатизации всей школы. Использование информационных технологий на уроках позволит решить многие школьные проблемы: повысить качество знаний, активность детей, качество преподавания.
Цели и задачи проектаЦель: реализация различных форм обучения и участия в интернет конкурсах педагогов и учащихся при помощи ИКТ, таких как сетевые проекты разной направленности, интернет-олимпиады, интернет-конференции
Задачи:
Максимальное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках;
Увеличение числа педагогов, применяющих ИКТ в образовательном процессе;
Увеличение числа педагогов и учащихся, принимающих участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся через предметную и проектную деятельность;
План работы и ответственные№ Мероприятие Сроки Ответственный
Апробация электронных учебников на уроках Сентябрь 2015г. - май 2016 г. Учителя-предметники
Проведение семинаров с учителями, распространение опыта по созданию и применению ИКТ Ежеквартально Администрация
Создание и использование ЦОР по предметам Постоянно Учителя-предметники
Ведение электронных журналов Сентябрь 2015г. - май 2016г. Администрация, учителя-предметники
Работа элективных курсов с основой на ИКТ по различным предметам В течение учебного года Учителя-предметники
Проектная работа учащихся по предметам с использованием ИКТ В течение учебного года учителя предметники
Компьютерное тестирование и подготовка к ЕГЭ и ГИА В течении учебного года Администрация
учитель информатики
Проведение анкетирования на определение уровня информационной культуры учащихся и педагогов (Приложение 1) В конце каждого учебного года учитель информатики
Способы осуществления проектаСоздание необходимой материально -технической базы для использования современных информационных технологий в деятельности школы;
Создание системы информационного обеспечения управленческой и образовательной деятельности в школе;
Проведение предметных уроков с использованием ИКТ, ЦОР;
Создание и апробации ЦОР педагогами;
Регулярное ведение электронных дневников и журналов;
Проведение семинаров и конференций по обмену опытом среди педагогов;
Проектная работа педагогов и учащихся;
Проведение компьютерного тестирование учащихся и подготовка к ЕГЭ и ГИА;
Пополнение медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
Внедрение в педагогическую практику использования ИКТ;
Поощрение лучших результатов работы в области использования ИКТ среди учителей и учащихся.. Перспективы проектаДанный проект не краткосрочный и нацелен на постоянную работу. В ходе эксперимента проект будет отработан и доведен до желаемого результата. Реализация проекта позволит осуществить постепенный переход на электронное обучение по всем учебным предметам.
6.2. Проект «ИКТ и учитель»Обоснование проектаДанный проект разработан в рамках Программы информатизации МБОО Дая - Амгинская СОШ на 2015-2016 учебный год. Проект нацелен на работу в направлении «Информационная культура и компьютерная грамотность учителя», которое определено в Программе информатизации.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует определенной подготовки педагогов.
Основная часть педагогов в своей деятельности пользуются готовыми продуктами. С другой стороны 100 % членов коллектива имеют домашний компьютер. В школе все учителя имеют доступ в компьютерный класс, на своем рабочем месте – компьютер с доступом в сеть интернет в некоторых классах. Несмотря на это проблема о повышении информационной культуры учителя, обучении их эффективному использованию компьютера, создании своих ЦОР и дистанционных курсов, электронных портфолио для школы актуальна.
Цели и задачи проектаЦель: повышение профессиональной компетентности в области ИКТ у работников образования путем создания индивидуальных траекторий развития.
Задачи:
Повышение ИКТ-компетентности педагогов путем обучения на курсах;
Проведение обучающих семинаров на базе школы путем создания индивидуальных траекторий развития педагога в области ИКТ;
Увеличение количества педагогов, использующих эффективно ИКТ, ЦОР.
План работы и ответственные№ Мероприятия Сроки Ответственные
Организация и ведение внутришкольной работы по обучению учителей-предметников согласно индивидуальным траекториям развития Ежеквартально Учитель информатики
Организация и проведение внутришкольных, улусных, кустовых мероприятий по обмену профессиональным опытом использования ИКТ в образовательном процессе. Участие в конкурсах, конференциях, сетевых сообществах, … Постоянно Администрация школы,
Внедрение ИКТ-компонентов в учебно-тематическое планирование 2015 - 2016 уч. г. Администрация
Организация системы мониторинга уровня эффективности использования ИКТ в образовательном процессе и анализа полученных результатов Ежеквартально учитель информатики,
Поощрение лучших учителей, использующих ИКТ и имеющих результаты в конкурсах и мероприятиях Постоянно директор школы, учитель информатики
Организация и проведение предметных недель высоких технологий по ИКТ для учащихся Постоянно Администрация, учитель информатики
Разработка личных страниц преподавателей в сети интернет, либо персональных сайтов учителей-предметников Постоянно администрация
,,,
Способы осуществления проектаПроведение просветительской работы, способствующей формированию и повышению информационной культуры педагогических кадров, учащихся путем проведения конкурсов, конференций, семинаров;
Повышение уровня подготовки педагогов в области информационных технологий путем проведения курсов переподготовки и обучающихся семинаров на базе школы и в других учебных заведениях;
Проведение мастер-классов по использованию ИКТ в образовательном процессе учителями, активно применяющими ИКТ;
Участие в работе профессиональных тематических Интернет-проектах, сетевых сообществах;
Ведение электронной документации, в том числе электронных дневников и журналов;
Проведение тестирования и анкетирования педагогов, поощрение за результаты участия педагогов в конкурсах с целью стимулирования их дальнейшего развития в области ИКТ.
Перспективы проектаИнформационная культура и компьютерная грамотность педагогов должны быть неотъемлемыми условиями их профессионального роста. Информационное общество требует новых подходов к образованию. ИКТ-компетентность педагога позволит реализовать Программу информатизации более качественно и результативно.
7. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОГРАММЫВ современном обществе востребованными считаются специалисты, владеющие в совершенстве компьютером. В связи с этим, учащиеся должны приобрести необходимые навыки владения компьютерной техникой, обучаясь в школе. На реализации программы по информатизации ожидается:
Расширение информационно-образовательное пространства школы посредством широкого включения в информационно-коммуникационную деятельность педагогов, обучающихся, родителей школы, социальных партнеров;
Повышение эффективности образовательного процесса, доступности и качества образования через использование ИКТ;
Активное использование информационных и коммуникативных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебный процесс, управленческая деятельность, воспитательная работа);
Формирование всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в современном, постоянно изменяющемся обществе;
Структурирование информационных пластов под определенных адресных потребителей той или иной информации;
Автоматизация документооборота в части аналитических справок, отчетов;
Участие педагогов в проведении семинаров разного уровня с обобщением опыта по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
Реализация Программы должна оказать положительное влияние и на качество обучения.
Достижение поставленных целей всегда дает новые возможности, поэтому при окончании сроков реализации Программа будет пересмотрена, переработана и модернизирована, будут поставлены новые цели и определены новые индикативные показатели.
Данная Программа информатизации школы - это только начало информатизации и модернизации школы в условиях информационного общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор) Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь)
Мотивационно-ценностный компонет (отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе) Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ
Когнитивно-операционный компонент (выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе) Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей Информационно е и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ
Рефлексивно-проектировочный компонент (говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения) Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ) Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлексии
Приложение 2
Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе
Уровень готовности к использованию ИКТ Краткая характеристика уровня Возможные требования к уровню в условиях ОУ
ИКТ-осведомленность Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники.Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма.Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока.
ИКТ-грамотность Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
ИКТ-компетентность Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах. Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ.Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания.Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.
Информационная культура Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты. Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету.
Приложение 3
Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе
Стартовый уровень готовности к использованию ИКТ Уровень методической поддержки (преимущественные формы и методы) Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют (требования к педагогам в условиях ОУ)
Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп. Компьютерная грамотностьИспользование ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовые ЦОР, другие программы
Компьютерная грамотность Проектная деятельность: индивидуальная, совместная.Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок.Экспертиза готовых ЦОР, в том числе из единой коллекции. ИКТ-компетентность.Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
ИКТ-компетентность Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента.Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Разработка педагогами ЦОР. Информационная культура.Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Используют ИУМК, ИИСС (информационные источники сложной структуры). Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно-методические комплекты (ИУМК).