Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»
Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»
Тип урока: урок совершенствования знаний.
Цель: выявить проблемы, связанные с горнодобывающей промышленностью; расширить знания о проблемах горнодобывающей промышленности на местном материале.
Задачи:
1.Образовательные - создать условия для формирования знаний о проблеме использования минерального сырья, расширить знания учащихся о данной проблеме на примере местного материала; способствовать глубокому осмыслению и запоминанию материала.
2.Развивающие – создать условия для развития наглядно-образного мышления, навыков публичного представления своего творчества, умение защиты своего мнения; работать в группе; формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий.
3.Воспитательные – создать условия для понимания учащимися проблемы истощения минеральных ресурсов, необходимости бережного отношения к природе; воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям.
Оборудование: политическая карта мира, карта минеральных ресурсов мира, атласы, таблицы, тесты, мультимедиа – проектор, компьютер, презентации; учебник А.П.Кузнецов, Э.В.Ким. География, 10-11 класс, М., Дрофа, 2012.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ: Отраслевая структура хозяйства. География размещения предприятий различных отраслей хозяйства. Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции.
Подготовка к семинару: 1. Заблаговременно определена тема, цель и задачи семинара; спланировано его проведение;2. Сформулированы основные и дополнительные вопросы по теме;3. Распределены задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей;4. Оказана помощь в подборе литературы;5. Проведены индивидуальные и групповые консультации.
Девиз урока: «Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому, надо думать сообща» (Борис Васильев)
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой, сообщает девиз урока, организует групповую работу. (Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. Объединяются в три группы).Актуализация опорных знаний.
Учитель организует фронтальную беседу по изученной теме «Горнодобывающая промышленность мира»:
К чему привел бурный рост промышленности в XIX веке? (Привел к увеличению масштабов использования различных полезных ископаемых, особенно топливных и рудных).
Чем ознаменовался XX век и начало XXI века в плане добычи сырья? (В течение XX века полезных ископаемых было добыто больше, чем за всю историю человечества. Сейчас ежегодный объем добычи составляет 300 млрд.т., примерно 50 т добытого сырья приходится на каждого жителя планеты). Каково положение горнодобывающей промышленности в мировом хозяйстве? (Объем добычи сырья растет, но доля горнодобывающей промышленности в мировом хозяйстве невелика:1/10 мирового ВВП, число занятых в ней сокращается).
Назовите страны, в которых горнодобывающая промышленность является отраслью специализации, покажите их на карте. (Нефтедобывающие страны: Алжир, Ангола, Саудовская Аравия; марганец и железная руда: Габон; алмазы: Ботсвана).Назовите главные горнодобывающие державы, покажите их на карте. (Россия, Канада, Китай, США, ЮАР, Австралия (главнейшие). Мексика, Перу, Венесуэла, Чили, Бразилия, Саудовская Аравия, Иран, Индия, Индонезия). От чего зависит география горнодобывающей промышленности? (Зависит от размещения запасов сырья).
Какие страны являются наиболее крупными потребителями сырья? (Таблица 25, с.84 учебника) (Крупными потребителями сырья являются развитые страны мира).
Целеполагание и мотивация.
Учитель показывает отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты», мотивирует учащихся к самостоятельному формированию темы и целей урока. Какова основная мысль этого отрывка? («Полезных ископаемых нет, воды нет…населена роботами») (Учащиеся высказывают мнение том, что планета Шелезяка уже не имеет никаких природных ресурсов. Это говорит о том, что минеральные ресурсы могут закончиться на любой планете). Нельзя допустить, чтобы наша планета стала похожа на планету Шелезяка.
Предложите название темы нашего урока. («Проблемы добывающей промышленности». Докажем наличие этих проблем, попробуем предложить пути их решения). Вы правы! Тема урока: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности». Мы сможем сегодня провести урок в виде семинара, подробно рассмотреть эти проблемы. А также в ходе урока вы будете вести своеобразный протокол семинара – таблицу, в которой отразите эти проблемы и возможные пути их решения.
Семинар.
Учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, настраивает класс на продуктивную деятельность, координирует ход процесса, побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает первой группе раскрыть проблему «Проблема ресурсообеспеченности, изменения цен на сырье». Обращает внимание всех участников семинара на то, что выступающим необходимо соблюдать регламент (не более 5 минут), а слушатели должны отражать суть проблем в таблицах, а также предлагать возможные пути решения.
Есть вопросы к докладчику?
Продолжаем представление проблем. С презентацией выступает вторая группа. Ее тема «Проблема несовпадения районов добычи и потребления сырья».
Учитель предлагает выступить с презентацией третьей группе по теме: «Проблема нерационального использования сырья».
Подведение итогов. Учитель выборочно, из каждой группы, просит учащихся зачитать свои записи.
Проверка ведение протоколов (таблиц) в группах. Попробуем сделать общий вывод. (Предлагает и помогает учащимся его сформулировать).
Проверка по эталону. Учитель благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока.
Физминутка.
Краснодарский край также вносит свой вклад в развитие горнодобывающей промышленности. Однако не виды карьеров и отвалов радуют глаз человека. Переключите свое внимание на вид Черного моря. Прошу выполнить упражнения для глаз, снимающих утомление.
1.Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5-6 раз с интервалом 30 секунд.
2.Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3.Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. (Выполняют упражнения).
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.
(Воспитательный момент) Чтобы снять усталость с глаз, очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт. Такой вид, как фото, радует глаза, поднимает настроение. Помните, что для коррекции зрения нет лекарств, сохранить зрение можно только с помощью гимнастики.
«Мозговой штурм».
Учитель мотивирует учащихся на решение проблемы горнодобывающей промышленности на местном материале.
Мы обсудили проблемы горнодобывающей промышленности мира, сделали выводы. Интересно, касаются ли эти проблемы нашей станицы? Посмотрите на фотографии. Вы узнаете это место? (Это карьер по добыче глины в нашей станице. Он расположен вблизи кирпичного завода).«Мозговой штурм»:
1.Предложите варианты рекультивации карьера по добыче глины в станице Новолеушковской.
2.Спрогнозируйте, как ваш проект по рекультивации изменит состояние окружающей природной среды.
Напоминаю, что рекультивация – это процесс искусственного восстановления нарушенных земель. (Учащиеся работают в группах, обсуждают).
Пора представить ваши мини-проекты. (Представитель от каждой группы рассказывает о коллективном решении проблемы).
Оценим предложения каждой группы. (Один представитель от группы дает краткую характеристику мини-проекту каждой группы, называет его «плюсы» и «минусы»).
Какой вывод можно сделать? (Учащиеся делают вывод о том, что проблемы горнодобывающей промышленности касаются и нашей станицы, требуют решения).
Осознание и осмысление нового материала.
Мы изучили серьезную тему, элементы содержания которой проверяются на ЕГЭ: Отраслевая структура хозяйства. География размещения предприятий различных отраслей хозяйства. Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции.
Выполним тест. (Учащиеся работают с тестами индивидуально).
Взаимопроверка. (Проводят взаимопроверку, сверяя с эталоном.).
Кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой?
Какие вопросы были наиболее трудными? (Отвечают).
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Насколько велико значение изучения темы урока личного для каждого из вас, поможет выяснить «Рефлексивный экран»: Сегодня я узнал…Я понял, что…Я смог…Урок дал мне для жизни…Теперь я могу…Я попробую…У меня получилось…Я приобрел…Меня удивило…Я выполнял задания…Я научился…Мне захотелось…Я почувствовал, что…Было трудно…Было интересно… (Ответы учащихся по кругу (каждый выбирает свое начало предложения и заканчивает фразу).
В ходе фронтальной беседы возвращаемся к целям и задачам, девизу урока, анализируем их выполнение. (Анализируют выполнение целей урока).
Оценивание по группам. (Представитель от каждой группы комментирует оценки за урок в своей группе. Сдают оценочные листы).Домашнее задание.
§ 14. Мотивированным учащимся, в целях повышения интереса к продолжению изучения темы, учитель предлагает подготовить сообщение о мировом опыте рекультивации земель в местах добычи полезных ископаемых. (Обсуждают и согласовывают домашнее задание. Записывают в дневники).Приложение
Таблица (протокол семинара):
Проблема Суть проблемы Возможные пути решения
Проблема снижения ресурсообеспеченности, изменения цен на сырье. Современная промышленность потребляет много сырья. Неравномерное размещение ресурсов. Экономические трудности. Масштабные геологоразведочные работы. Замена на альтернативное сырье.
Несовпадение районов добычи и потребления сырья. Экономические и политические проблемы. Территориальный разрыв между районами добычи и потребления. Экспортеры – развивающиеся страны, импортеры – развитые. Зависимое положение. Объединение стран-экспортеров в блоки.
Проблема нерационального использования сырья Нарушение нормального состояния окружающей природной среды. Истощение ресурсов. Безотходное и малоотходное производство. Оборотное использование ресурсов. Внедрение новых материалов, альтернативных источников энергии.
Тест.
Что из перечисленного является примером нерационального
природопользования в металлургической промышленности?
1) использование вторичного сырья
2) производство удобрений и кислот из отходов металлургии
3) использование систем оборотного водоснабжения
4) неполное извлечение металла из руды
2. Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к исчерпаемым возобновимым?
1) алюминиевые руды
2) Энергия ветра
3) энергия приливов
4) рыбные
3. Какие товары преобладают в структуре экспорта России?
1) сельскохозяйственное сырьё и продовольствие
2) минеральное сырьё и топливо
3) древесина и целлюлоза
4) машины и оборудование
4. Какие три из перечисленных стран являются крупными производителями и экспортерами нефти и природного газа?
1) Мексика
2) Франция
3) Норвегия
4) Украина
5) Турция
6) Алжир
5. Какие три из перечисленных стран являются крупными экспортерами железной руды?
1) Аргентина
2) Бразилия
3) Франция
4) Австралия
5) Нигерия
6) Индия
3. Оценочные листы для групп.
Фамилия, имя/участие в семинаре Иванов А. ….. ……
Подготовка материала и создание презентации Представление презентации Ответы на вопросы домашнего задания Участие в обсуждении презентаций, дополнение Работа с таблицей Формирование вывода «Мозговой штурм» Участие в обсуждении реконструкции глиняного карьера Тест Оценка за урок Источники:
А.П.Кузнецов, Э.В.Ким. География, 10-11 класс, М., Дрофа, 2012.
В.П.Максаковский. География. М., Просвещение, 2009.
Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров. Глобальная география. М., Дрофа, 2008.
http://www.youtube.com/watch?v=YQgZ-pt0XrU (мультфильм)
Барабанов В.В. И др. ЕГЭ 2015. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2014.