Факультатив по русскому языку Занимательная грамматика (по профессии 15.01.05 Сварщик)
Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОХОПЕРСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
_______________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
IIметодического объединения Директор техникума
«__»______20___г.Протокол№__ ________________А.П.ХудовПредседатель IIметод.объединения «___»_______20___г.
_______________Н.П.РаздайбединаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Занимательная грамматика»
по профессии
15.01.05 Сварщик
Рабочая программа учебной дисциплины учебно - методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. УДК 372.8:808.2(075.32) ББК 74.268.1Рус-я723я722
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Воронежской области
«Новохоперский аграрно-экономический техникум»
Разработчики: Мазунина Евгения Алексеевна, преподаватель I категории
ГАП ОУ ВО «Новохоперского аграрно-экономического техникума»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования
(ФГУ ФИРО)
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 7
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 22
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 26
ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2015 г.) в соответствии с программами по русскому языку1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа предназначена для расширения знаний студентов и подготовке к сдаче экзамена по русскому языку в форме тестов рассчитана на79 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в НПО. Программа предусматривает теоретический материал посредством обобщающих бесед и лингвистического анализа текстов. Работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой над текстом. Одно из главных мест в программе занимает работа над стилями речи. Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Именно подготовка к экзамену по русскому языку в тестовой форме даёт шанс приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию, ориентирует на интерпретацию текстов разных стилей и написание рецензии. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче экзамена.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.. Работа с выразительными средствами языка не выделяется отдельно, она систематически проводится в процессе работы с текстом.
1.3.Цели и задачи факультатива, требования к результатам освоения дисциплины:
Данная программа факультатива по русскому языку формирует следующие компетенции:
лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;языковую, основанную на практическим владением русским языком, знании языковых норм, орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;
коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственных текстов (написание сочинения в части “С”.Цель программы:
Систематизировать и обобщить знания студентов;
Повысить качество знаний, обеспечить целенаправленную и качественную подготовку студентов к экзамену.
Научить учащихся правильно использовать лексическое богатство русского языка и стилистически возможности, создавать свою собственную творческую работу.
Задачи программы:
Ликвидировать у студентов имеющиеся пробелы, формировать умения и навыки устной и письменной речи студентов, обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
Способствовать развитию творческих способностей студентов.
Знать нормы литературного языка.
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
создание проблемной ситуации;
анализ текстов различных стилей и типов;
анализ готовых образцов сочинений;
работа с тестам;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
обсуждение, диалог;
самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты, схемы, таблицы, опоры, компьютер. По окончании курса студенты должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
По окончании курса студенты должны уметь:
выполнять тестовые задания
анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
определять тип и стиль речи предложенного текста;
создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения
(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргуметированно выражать свою).
Перечень компетенций, в формировании которых принимает участие дисциплина «Русский язык»:
Код компетенции
по ЕК Формулировка компетенции
ОК 3.
ФГОС СПО Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4.
ФГОС СПО Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5.
ФГОС СПО Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Количество часов на освоение программы факультатива:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 79 часов.
2.СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Лексическая стилистика. Поиск нужного слова. Стилистическая оценка многословия Полисемия Слова-тезки, паронимы Использование синонимов. Антонимы. Стилистическая окраска слов.
Тайна происхождения слова. Что такое этимология. Родные братья(слова-синонимы). Великая реформа Петра. Судьба слова. Новое и старое в словаре.
Текст и его основные понятия. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.
Стили речи. Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи. Разговорный стиль речи. Научный стиль речи. Типы речи.
Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Язык в различных сферах общения. Сфера делового общения: совещание пресс-конференция, договор, приказ, автобиография, резюме, деловая переписка, заявление, объявление. Язык профессиональной сферы общения.
Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 79
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 79
в том числе: практические занятия 13
контрольные работы 3
2.2 Тематический план факультатива по русскому язык «Занимательная грамматика»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения Номер урока
1 2 3 4 5
Тема 1.
«Лексическая стилистика» Содержание учебного материала 8 1.1 Поиск нужного слова.
Лексическая сочетаемость. Типы сочетаемости. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. 1 2 1
1.2 Стилистическая оценка многословия.
Речевая избыточность, стилистические ошибки, художественные средства для усиления выразительности речи и как средстве создания комического; виды речевой избыточности (тавтология, скрытая тавтология, плеоназм). 1 2 2
1.3 Полисемия.
Многозначность слов. Полисемия в устной и письменной речи. 1 2 3
1.4 Слова-тезки.
Синонимы, антонимы, омонимы. 1 2 4
1.5 Различайте паронимы.
Паронимы, приставочные паронимы, суффиксальные паронимы. Паронимы различающиеся последними буквами. 1 2 5
Практическое занятие. 1. Использование синонимов.
Понятие синонимов, подбор синонимов. Синонимические ряды. 1 2 6
1.6 Антонимы.
Лексическое значение слова, синонимы; понятие “антоним”; подбор антонимов к словам и находить их в тексте. 1 2 7
1.7 Стилистическая окраска слов.
Стиль текста, характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений. 1 2 8
Тема 2.
«Тайна происхождения слова». Содержание учебного материала 4 2.1 Что такое этимология.
«этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов. 1 2 9
2.2 Родные братья(слова-синонимы).
Понятие синонимов, подбор синонимов. Синонимические ряды. 1 2 10
2.3 Великая реформа Петра.
Значения реформ в русском языке, работа с документами, словарями, специальной литературой. 1 2 11
2.4 Судьба слова. Новое и старое в словаре.
Устаревшие и новые слова. Словари, типы словарей. 1 2 12
Тема 3.
«Текст и его основные
понятия». Содержание учебного материала 13 3.1 Текст.
Текст, тема текста, основная мысль текста. 1 2 13
3.2 Микротема и абзац.
Определять тему текста, находить основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы. 1 2 14
3.3 Контекст. Подтекст. Затекст.
Слово, высказывание,текст, контекст, затекст, подтекст,семантика, связность, цельность, языковое сознание, образ мира, проекция текста, продуциент, реципиент. 1 2 15
3.4 Средства связи предложений в тексте.
Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. 1 2 16
3.5 Типы связи.
Текст, его признаки и типы Способы и средства связи предложений в тексте. 1 2 17
3.6 Основная мысль текста.
Текст, его тема и основная мысль, признаки текста, средства связи предложений. 1 2 18
Практическое занятие. 1. Текст как целостное композиционное единство».
Текст как тематическое и композиционное единство. Его основные признаки; информационная функция текста; смысловой анализ текста; его тема, основная мысль, микротемы текста, типы и стили речи. 1 2 19
3.7 Лексические, морфологические средства организации текста.
Лексический повтор, антонимы, родо-видовые слова, лексические и морфологические местоимения, наречия, союзы, частицы. 1 2 20
3.8 Синтаксические средства организации текста.
Порядок слов, синтаксический параллелизм, антонимическая организация текста. 1 2 21
3.9 Содержание исходного текста.
Анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. 1 2 22
Практическое занятие. 2. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.
Текст.Тема текста, идея текста. Тип связи предложений в тексте.Средства связи текста. 1 2 23
3.10 Рецензия.
Жанр рецензии; сопоставить рецензию с другими жанрами (эссе, аннотация, отзыв) и выявить особенности этого жанра сочинения. 1 2 24
Контрольная работа. 1. Эссе.
Эссе. Отличие эссе от обычного сочинения. Эссе на свободную тему. 1 2 25
Тема 4.
«Стили речи». Содержание учебного материала 6 4.1 Стили речи.
Стили речи»; разновидности стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей. 1 2 26
4.2 Публицистический стиль речи.
Публицистический стиль речи. Лексические, синтаксические особенности публицистического стиля. 1 2 27
4.3 Художественный стиль речи.
Принадлежность текста к художественному стилю речи, анализ текста, тропы и стилистические фигуры речи, сочинение-рецензия. 1 2 28
4.4 Разговорный стиль речи.
Стили русского литературного языка; правила составления и написания писем; правила грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. 1 2 29
4.5 Научный стиль речи.
Элементы научного стиля речи, указывающие на данный стиль, подстили. 1 2 30
Практическое занятие. 1. Типы речи.
Определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений. 1 2 31
Тема 5.
«Стилистика
частей речи и синтаксическая стилистика». Содержание учебного материала 26 5.1 Как определить часть речи. Что такое омонимия частей речи.
Части речи, омонимы и омонимия с позиций морфологии; омонимия, выраженная звукобуквенными комплексами. 1 2 32
5.2 Род имен существительных.
Представление о роде имени существительного как его грамматическом признаке. 1 2 33
5.3 Число имен существительных
Существительные, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа, изменение имен существительных по числам. 1 2 34
Практическое занятие. 1. Падежи имен существительных.
Падежи. Вопросы падежей. Косвенные падежи. 1 2 35
5.4 Формы имен прилагательных.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Употребление имен прилагательных в устной и письменной форме. Полные и краткие имена прилагательные. 1 2 36
5.5 Формы имен числительных.
Числительное, морфологический и синтаксический разборы, изменение числительных по падежам, использование их в своей речи (устной и письменной); употребление имен числительных с именами существительными; классификации имен числительных по виду строения (простые, сложные, составные), разряду по значению (целые, количественные и порядковые; дробные; собирательные).1 2 37
5.6 Практическое занятие. 2. Формы местоимений.
Местоимение как часть речи. Формы местоимений. 1 2 38
5.7 Формы глагола.
Глагол как часть речи, временные формы глагола. Неопределенная форма глагола. 1 2 39
5.8 Порядок слов в предложении.
Порядок слов в предложении в различных языках и его значении, усвоим, прямой порядок слов в предложении и инверсия. 1 2 40
5.9 Согласование сказуемого.
Согласование сказуемого с подлежащим: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов. 1 2 41
5.10 Согласование определений.
Определение. Согласованные и несогласованные определения. 1 2 42
Практическое занятие. 3. Согласование предложений.
Согласование существительных с числительными, с прилагательными; словоизменения. 1 2 43
5.11 Управление.
Способ управления слов в предложении и словосочетании. 1 2 44
5.12 Причастный оборот.
Понятие «причастный оборот» и с его синтаксический синоним — предложение с союзным словом «который». 1 2 45
5.13 Деепричастный оборот.
Деепричастие. Признаки каких частей речи есть у деепричастия. Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия. Каким членом предложения является деепричастие. Деепричастный оборот. 1 2 46
Практическое занятие. 4. Предложение. Отличие от словосочетания.
Предложение. Словосочетание. Отличие предложения от словосочетания. 1 2 47
5.14 Как расставить знаки препинания.
Основные навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения, словосочетания; грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, вводные слова, обращения, однородные члены предложения. Знаки препинания. 1 2 48
5.15 Простое предложение.
Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения. 1 2 49
5.16 Виды простых предложений.
Простые предложения. Виды предложений по цели высказывания. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений». 1 2 50
5.17 Односоставные, двусоставные предложения.
Односоставные и двусоставные предложениях, отличие ь их по строению грамматической основы. 1 2 51
5.18 Обособленные члены предложения.
Обособленные и уточняющие члены предложения, правильно ставить знаки препинания при них. 1 2 52
Практическое занятие. 5. Сложные предложения.
Простые и сложные предложения; строение сложного предложения. 1 2 53
5.19 Какие существуют типы сложных предложений.
Простое предложение, сложное предложение. Виды сложных предложений. 1 2 54
5.20 Что такое однородные члены предложения.
Однородные члены предложения. Простое предложение и предложение с однородными членами. 1 2 55
Контрольная работа. 1. Предложения с однородными членами.
«Осложнённое предложение» (однородные члены предложения). 1 2 56
Тема 6.
«Язык
в различных
сферах
общения» Содержание учебного материала 5 6.1 Решение речевых задач.
Использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Устная и письменная речь. 1 2 57
6.2 Сфера делового общения: совещание пресс-конференция, договор, приказ.
Особенности делового общения, для порождения монологического и диалогического высказывания. Нормы русского литературного языка, в том числе и этикетные, редактирование. 1 2 58
6.3 Сфера делового общения: автобиография, резюме.
Особенности жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии и резюме; технология самопрезентации. 1 2 59
Практическое занятие. 1. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление.
Представление о назначении заявления, как делового документа, о правилах составления этого документа. Деловая переписка. Объявление, правила его написания. 1 2 60
6.4 Язык профессиональной сферы общения.
Правильная, богатая и выразительная речь в соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, лексическими, стилистическими). 1 2 61
Тема 7.
«Орфография». Содержание учебного материала 18 7.1 Орфограммы в приставках.
Приставки, заканчивающиеся на з, с, написание которых зависит от того, какая буква следует за приставкой; приставки при- и пре-, написание которых зависит от значения слова; приставки раз- (рас-) и роз- (рос-), написание которых зависит от ударения. 1 2 62
7.2 Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые и непроизносимыесогласные в корне слова Буквы И, А, У после шипящих Буквы И (Ы) после Ц. Буквы Ё, О после шипящихв корне слова. 1 2 63
7.3 Чередование гласных в корне слова.
Буквы А - О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-. Буквы А - О в корнях-РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС-. Буквы А - О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-,-КЛАН-/-КЛОН-. Буквы Е - И в корнях с чередованием. 1 2 64
7.4 и\ы после ц, непроизносимая согласная. Удвоенная согласная.
Правописание ы – и после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание удвоенных согласных. 1 2 65
Практическое занятие. 1. Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм.
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-Буквы Ч, Щ в суффиксе -ЧИК- (-ЩИК-) существительных
Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Одна и две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных
Суффиксы -К- и -СК- в именах прилагательных
Различение суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-) у глаголов
Одна и две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных
Суффиксы -К- и -СК- в именах прилагательных
Различение суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-) у глаголов
Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени
Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов 1 2 66
7.5 о\ё после шипящих и ц.
Правописание о\ё после шипящих и ц. 1 2 67
7.6 Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.
Правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. 1 2 68
7.7 Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль мягкого знака.
О/ Ё в окончаниях разных частей речи. Буква Ы после Ц в окончаниях существительных, прилагательных. Правописание окончаний имен существительных. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. 1 2 69
7.8 Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.
Буквы Е - И в падежных окончаниях имен существительных. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Безударные гласные в личных окончаниях глаголов. 1 2 70
7.9 НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О, -Е. 1 2 71
7.10 Различение частиц НЕ и НИ.
Различение частиц НЕ и НИ. Условие выбора частиц НЕ - НИ. 1 2 72
Практическое занятие. 2. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и словосочетаний.
Отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи. 1 2 73
7.11 Правописание производных предлогов.
Предлог. Производные предлоги. Правописание производных предлогов. 1 2 74
Практическое занятие. 3. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных.
Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание суффиксов.
Правописание окончаний разных частей речи. 1 2 75
7.12 От чего зависит выбор приставок ПРИ - и ПРЕ-.Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ. 1 2 76
7.13 Что нужно знать о правописании приставок на З, С и когда после приставок вместо И пишется Ы.
Приставки, заканчивающиеся на з, с, написание которых зависит от того, какая буква следует за приставкой; Правописание приставок, Ы-И после приставок на согласный 1 2 77
Практическое занятие. 4. От чего зависит выбор Ь и Ъ знаков.
Употреблении Ъ и Ь знаков; дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков. 1 2 78
Контрольная работа. 1. Чем отличаются проверяемые гласные от чередующихся?
Правописание корней с чередующимися, проверяемыми и непроверяемыми гласными. 1 2 79
ВСЕГО: 79
Условия реализации учебной дисциплины
Факультатив «Занимательная грамматика»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому оснащению
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете «Русский язык».
Оборудование кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
компьютер, мультимедиапроектор, экран;
учебная доска.
Перечень оборудования кабинета русского языка:
"Схемы-плакаты по русскому языку. Орфография и пунктуация"
Скачать презентацию
Разделы русской орфографии и основные группы правил правописанияРазделы русской пунктуации и основные группы правил правописанияПравописание морфемТире между подлежащим и сказуемымПравописание корней с чередованием гласныхЗнаки препинания между однородными членами предложенияПравописание приставокЗнаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членахПравописание суффиксов имён существительныхОбособление согласованных определенийПравописание некоторых буквосочетаний в именах существительныхЗнаки препинания при обособлении приложенийПравописание суффиксов –к(ий), -ск(ий) в именах прилагательныхЗнаки препинания в предложениях с деепричастиямиПравописание суффиксов глаголовЗнаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членамиПравописание суффиксов причастийЗнаки препинания в предложениях с союзом какПравописание н и нн в именах прилагательных и причастияхЗнаки препинания в предложениях с обращениями, вводными и вставными конструкциями и междометиямиПравописание окончаний –е и –и в именах существительных единственного числаЗнаки препинания между частями сложносочинённого предложенияПравописание окончаний глаголовЗнаки препинания между частями сложноподчинённого предложенияПравописание гласных после шипящих ж, ш, ч, щЗнаки препинания в предложениях с союзом иПравописание ъ и ъ в словахЗнаки препинания между частями бессоюзного сложного предложенияПравописание букв ы и и в словахЗнаки препинания в сложных предложенияхСлитное и раздельное написание не со словами разных частей речиЗнаки препинания в предложениях с прямой речьюОбразование сложных слов и их написаниеЗнаки препинания в предложениях с цитатамиРазличение не и ниЗнаки препинания и основные случаи их употребления3.2 Информационное обеспечение обучения
Литература для преподавателя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», книга для учителя, издание 5-е, М.: Просвещение, 2002.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы», изд. 2-е, М.: Просвещение, 2004.
Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.
Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.
Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.
Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.
Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд., 1993.
Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2001.
Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2007.
Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.
Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»), Волгоград, Учитель, 2004. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 1982.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
Различные виды лингвистических словарей.
Литература для студентов
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.
Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2005-2006, М.: Просвещение, 2006.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
Различные виды лингвистических словарей.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения учебных занятий, контрольных работ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Иметь представление: об изобразительно-выразительных возможностях русского языка Практическая работа. Индивидуальные задания. Контрольная работа
Умения: владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью Практическая работа. Индивидуальные задания. Контрольная работа. Презентации к уроку. Беседа.
применять нормы литературного русского языка в речевой практике Практическая работа. Индивидуальные задания. Контрольная работа. Изложение.
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации Практическая работа. Индивидуальные задания. Контрольная работа.
представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений Практическая работа. Индивидуальные задания. Контрольная работа.
Знания: норм русского литературного языка Практическая работа. Индивидуальные задания. Контрольная работа.
ОК Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы Написание эссе. Индивидуальное собеседование.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Подготовка рефератов, презентаций. Выполнение индивидуальных заданий.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Подготовка презентаций, рефератов. Тестирование.
Грамотно создавать и обрабатывать тексты в устной и письменной форме Подготовка рефератов, презентаций, устных сообщений.
Владеть культурой устной и письменной речи Подготовка рефератов. Выполнение индивидуальных заданий.