Квест – игра: «Масленица пришла к нам в гости»


Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова ),
митрополита Московского» г. Братска Иркутской области.
Разработал: воспитатель группы продленного дня
Ермолаева Ольга Станиславовна
2017 г.
Сценарий внеклассного мероприятия для 2 и 3 класса.
Квест – игра: «Масленица пришла к нам в гости»
Цели:
 Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям. Организация увлекательного, полезного досуга детей. Во время квеста игроки постоянно взаимодействуют, дискутируют, высказывают мнения.
Задачи:
Формирование у детей навыка работы в группах, умения принятия коллективных решений в процессе обсуждения подсказок, выявление лидеров.
Краткое описание игры:
Квест- это интерактивная игра, состоящая из разнообразных элементов, что позволяет адаптировать её к различным условиям. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые точки. На каждой точке команде будут предложены задания различного характера- творческие, логические, на физическую выносливость и т. п. Побеждает команда, прошедшая маршрут за наименьшее количество времени и справившаяся правильно со всеми заданиями.
Оборудование: блины для угощения; листы- задания на каждую станцию; свёрнутые листки с запиской; листы формата А4 для передвижения по полу; листы с четверостишьями о днях недели; приготовленные листы, подписанные воском;
Оформление: на станциях развешаны пословицы.
 
1.Не житье- бытье, а Масленица.2. Масленица семь дней гуляет.
3.Масленица идет, блин да мед несет.4.Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
5.Масленица объедуха, деньгам приберуха.
6.Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.
План проведения:
Подготовка мероприятия – разработка маршрутных листов.
Старт игры – актовый зал.
Вступительное слово.
Игра (прохождение станций и выполнение заданий).
Финиш.
Ход мероприятия:
Звучит русская народная песня «Ой, блины, блины».
Вступительное слово учителя
Этот праздник к нам идетРаннею весною,Сколько радостей несетОн всегда с собою!Ледяные горы ждут,И снежок сверкает,Санки с горок вниз бегут,Смех не умолкает.Дома аромат блиновПраздничный чудесный,На блины друзей зовем,Будем есть их вместе.Шумно, весело пройдетСырная Седмица,А за ней – Великий пост,Время, чтоб молиться.
Здравствуйте, ребята, скажите о каком празднике это стихотворение? (Ответы детей).
Учитель:
В школу к нам пришла
В гости Масленица-
Русская, старинная,
Румяная, да блинная.
Со снежными горками,
Горячими пирогами,
С бубликами, да блинами,
Тройками, да санками.
Ребята, а вы знаете, что это за праздник такой? (Выслушиваются ответы детей.)
-Раньше прощались с зимой на Руси веселым праздником - Масленицей. В народе говорили: «Масленица зиму прощает, холодную жизнь кончает». В этот праздник устраивали игры, водили хороводы. А Масленицу звали, приглашали.
Длилось это развеселое гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье.
Ребята, сегодня мы проводим квест игру: по заданиям вы самостоятельно решаете, куда нужно двигаться. Передвигаясь от станции к станции вы будете узнавать интересные факты о Масленице. А отгадки будут вашим путеводителем. Если вы всё отгадаете, по загадкам поймёте, куда вам держать путь, вы найдёте клад. Удачи всем!
В этот день запрещается:
Ходить по одному;Думать и отвечать поодиночке;Бегать в разные стороны;Кричать в людных местах.
Разрешается:
Ходить группой.Думать и делать сообща.Активно участвовать во всех конкурсах и играх.Вести себя прилично.
И мы начинаем наш праздник с той игры, без которой не обходилось ни одно празднование Масленицы.
Станция «РУКОПАШНАЯ»
Толкание (в народе - кулачный бой, «кулачки»)
Команды выстраиваются друг напротив друга вдоль линии, проведенной на расстоянии 40-50 см позади каждой команды. По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию. От каждой команды по 3 мальчика и 3 девочки. Выбираем по одинаковой комплекции. Какая команда выигрывает, та первая начинает следующее задание.
Кто вытолкал начинает передвигаться по «масляному полу»(следующее задание)
Станция «МАСЛЯНИЧНАЯ»
Масленица налила на пол масло.
Чтобы не прилипнуть, нужно передвигаться очень осторожно! Используйте специальные подставки под ноги (2 листа А4), ведь если вы прилипните, возвращаемся и опять начинаем сначала! К сожалению, волшебных подставок всего 2. Передвигайте их очень осторожно и наступайте только на них!
Как только все участники перейдут на другую сторону, они получают следующее задание.
3адание:
Когда вы приходите в школу с утра, Проходите вы через них тогда.А если пора домой возвращаться, То снова приходится здесь промчаться.
(дети бегут к входным дверям).
На входных дверях прикреплена записка-задание:
Станция  «ПЕРЕВЁРТЫШ»
На листах  написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным».   (Разгадав слова, впишите их в четверостишья. Только после этого берёте следующее задание на вахте).Переставьте буквы в словах и узнаете, как назывались дни недели в Масленицу, впишите их в четверостишья:
понедельник – «ВЧЕСРТА»
вторник- «ЗАШЫГРИ»
среда- «АМКОЛАК»
СТИХИ
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "……………".Яркие салазки с горочек скользят.Целый день веселье. Наступает вечер...Накатавшись вволю, все блины едят."……………" беспечный - ВТОРНИКА отрада.Все гулять, резвиться вышли, как один!Игры и потехи, а за них - награда:Сдобный и румяный масленичный блин!Тут СРЕДА подходит - "……………" зовётся.Каждая хозяюшка колдует у печи.Кулебяки, сырники - всё им удаётся.Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Если не удалось составить какое-нибудь слово, беги за подсказкой:
"Форте" – громко, "пиано" – тихо.Кто наигрывает мнеБез ошибки, без изъяна.Ну, конечно…
(бегут в актовый зал к пианино и там находят спрятанную записку)
Подсказка №1

Подсказка№2

Подсказка №3

Возвращаетесь на вахту за следующей запиской.
Станция «НАИТОЧНЕЙШАЯ»
Есть у нашего АндрейкиШесть монет по две копейки.
И у Ленки нашей
Шесть монет по две копейкиНа покупку сладкой плюшки.Сколько денег и у Ленки и Андрюшки?
Подсчитали? Отправляйтесь в путь.
(каб. 24). На двери записка:
«Висит «окошко». 
В «окошке» - Антошка.
Не смотрел в окошко -Был один Антошка,Посмотрел в окошко -Там второй Антошка!Что это за окошко, Куда смотрел Антошка»?
(на зеркале записка- задание)
Станция «ЖИВОПИСНАЯ»
Записка следующего содержания: закрасьте белый лист бумаги краской и поймёте, как называется четверг и пятница в Масленицу. Из букв сложите слова.
Впишите слова в четверостишья: «РАЗГУЛЯЙ» и «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ».
(Заранее приготовленные листы формата А4, на которых воском написаны буквы, потом из букв сложить слова.)
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "……………." приходит.Ледяные крепости, снежные бои...Тройки с бубенцами на поля выходят.Парни ищут девушек - суженых своих.ПЯТНИЦА настала - "……………"Тёща приглашает зятя на блины!Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Получают новую записку с заданием:
Продолжаем путь. Спускаясь, посчитайте ступеньки, затем прибавьте разность 19 и 6, а, что получилось, туда и отправляйтесь.(каб. 23)
Станция «ВЫИСКИВАНИЕ»
Заранее нарезается какое- то количество кусочков бумаги(не менее 30) и на одном дано задание, но все они заворачиваются.
Задание: развернуть столько бумаги, пока не найдётся записка с заданием. Разворачивает капитан.
1 записка: «от окна 2 стол». (заранее прячем её под крышку и закрепляем скотчем).
2 записка:
По зелёному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница…
Ищи.
На обратной стороне доски спрятано задание:
Какой атрибут чётко указывает на то, что этот праздник- действительно Масленица?(выберите правильный ответ: суши, блин, компот).
С чем ассоциируют блин в этот праздник? (с солнцем, с небом, с цветами)
3. записка:
Прочитай этот шифр: 7371342658.
(1 –Л; 2 –Т; 3 –И; 4 –О; 5 –К; 6 –Е; 7 –Б; 8 –А).
Дети отправляются в библиотеку, там получают новое задание.
Станция «Весёлые песни»
Чтобы узнать название субботы, нужно пропеть частушки:
Частушки (музыка «минус» в записи )1.Мальчики:Девочки – беляночки, Где вы набелилися?
2.Девочки: Мы вчера коров доили, Молоком умылися.
3. Мальчики:Пели, пели петухи, Потом запели курицы.
4. Девочки:Не пора ли вам, ребята,Уметаться с улицы.
Ветер дует, ветер дует,Ветерочка не унять.Лапти новые надену,Побегу Весну встречать
5. Мальчики:
Хватит реки льдом ковать!Лес морозить, птиц пугать!Приходи Весна , скорей –Зажурчит опять ручей.
6.Девочки:
Ух ты, злющая Зима,Уходить тебе пора!Налетим со всех сторонИ тебя прогоним вон.
Ели б не было воды,Не было б и кружки. Если б не было девчат,Кто бы пел частушки.
Все: Мы пропели вам частушки,Хорошо ли, плохо ли.А теперь мы вас попросим,Чтобы вы похлопали.
Читают дети вслух:
Суббота - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), широкая Масленица: угощение блинами. Родственники собираются на чаепитие с блинами. Считалось, что, чем богаче Масленицу отпразднуешь, тем богаче год будет. А заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.(читают дети вслух).
Есть -до икоты,
Орать - до хрипоты,
Петь - до надсаду,
Плясать-до упаду!
Согласно легенде Масленица родилась на Севере. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, веселая, задорная, с блинами. Она заставила людей забыть о зиме, пустилась с ними в пляс. И праздник продолжался всю неделю.
Загадка:Вам предстоит угадать, кто был отцом Масленицы?Ответ: Согласно легенде отцом Масленицы был Мороз.
Дети получают свой ответ для четверостишья. 
Вписывают в четверостишье следующее название: «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ»Близится СУББОТА - "………………"Вся родня встречается, водит хоровод.Праздник продолжается, общее веселье.Славно провожает Зимушку народ!
Получают новую записку:
Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим.
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в ……………
Дети продолжают путь в свой кабинет.
Станция «Загадочная»
Представитель- помощник читает, а дети продолжают:
Загадки на Масленицу в формате «закончи предложение»
***Масленица — объеденье!Напечем блины с утра.К ним — сметана и вареньеИ, конечно же, … (икра)!***И с икрой, и
со сметаной —Всякие они вкусны!Ноздреваты и румяны —Наши солнышки-… (блины)! 
Ой, ты Лакомка-Среда!Масляна сковорода!Как повелось со старины —Едем к … (теще на блины)!***В масленичное воскресеньеВсе старался старый ТитПопросить у всех прощеньяИ ответить: … ("Бог простит")! 
Кто играет на дудеЦелый день,Кто и пляшет и поёт,Веселит во всю народ?Ох, мальчишечка не плох,А зовётся - … (скоморох)
В одном стихотворенье сейчас прозвучал ответ: как в Масленицу называли воскресенье. Впишите его и пойдете за кладом. (ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ").
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.Облегчают душу все в "………………".Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...Пышные гуляния Ярмарка венчает.До свиданья, Масленица, приходи опять!Через год Красавицу снова повстречаем.Снова будем праздновать, блинами угощать!
Дети читают полностью стихотворение про Масленицу и получают записку следующего содержания:
Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это... (столовая)
 
Бегут в столовую.
Ведущий:
-Трудно еще солнышку растопить снежные заносы - надо дать ему горячих помощников. Поэтому пекли именно блины, а не пряники или баранки. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставят на снеговой воде, на дворе, когда всходит месяц, да еще и приговаривают:
Месяц ты, месяц,
Выгляни в окошко,
Подуй на опару.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашонушку на столбушке.
Будет моя квашенка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна!

Клад – это вкусные блины! Чаепитие с блинами и конфетами!