Конспект урока по русской грамоте «Согласные звуки [ ф], [ ф]. Буквы Ф, ф» 
ГУ «Боскольская средняя школа отдела образования 
акимата Карабалыкского района»
Обучение грамоте 1 класс
 Тема: «Согласные звуки [ ф], [ ф'].
                Буквы Ф, ф»
Подготовила 
учитель  начальных классов 
Боднар Н.А.
с. Босколь
2015 – 2016 уч. год
Тема: «Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф»
 Цели урока: 
Образовательные:
познакомить учащихся с буквой  Ф, и звуками, которая она  обозначает; 
научить ребят различать   звуки [ ф],  [ ф'];
 читать слоги и слова с данной буквой; 
Развивающие:
развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику,  обогащать словарный запас учащихся;  
Воспитательные задачи: 
прививать любовь к чтению, к книге; 
формировать познавательный интерес; 
воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
учить работать в парах, группами, сообща;
воспитывать чувство гордости за Родину.
Тип урока: знакомство с новой буквой
Оборудование: 
Аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино»; 
Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина,  кораблики; 
Индивидуальные карточки;
Ход урока
         1. Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали,И с волнением встречали.Хорошо ли мы умеем:И читать, и отвечать?Не судите очень строго,Ведь учились мы немного!
-  Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.
Психологический настрой
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
Слайд 2
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
Звучит голос кота Матроскина из мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».
Вы узнали этого героя? 
Из какого он мультфильма? 
Слайд
- Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?  Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем.   Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.
2. Проверка Д/з
- Но сначала мы ему покажем, как мы выполняем Д/з
- Алина читает стихотворение «Горячая пора»
- Вова, Настя, Кирилл, Дима С, Матвей, Нариман. 
3.  Введение в урок
А) Мобилизующий этап
- Молодцы ребята. А теперь посмотрите внимательно на экран. 
Слайд 4
 - Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго, портфель, жираф, дельфин, туфли).
- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.
Слайд 5
 Меняю местами. 
- Назовите, что стояло сначала.
Слайд 6.  Проверим.
- Что объединяет эти слова?      
4. Формулирование темы и цели урока
Слайд 7
- Сформулируйте тему и цели нашего урока.  
(Тема урока «Буква Ф и звуки, которая она обозначает»)
Цели урока:
- познакомиться с
- учиться отличать .
- учиться читать..
- Кот Матроскин  отправился в путешествие на казахстанском корабле?
Но как можно догадаться, что корабль – казахстанский?
Слайд 8
Изображение флага. Рассмотрите его. (Матвей рассказывает о флаге)
- Какой цвет у нашего флага? Что он обозначают?
5.  Знакомство с новыми звуками
               - Откройте учебники на стр 98. Давайте посмотрим в каком домике живёт звук Ф?
               - Давайте проверим так ли это.
- Произнесите первый звук в слове флаг.
Работа по парам: 
- Тимур у доски составляет звуковую схему слова Флаг, остальные на местах.
- Дайте характеристика звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)
- Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.
- Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.
- Дайте характеристику звука [ ф'].У доски делает схему Вова.
(Согласный, глухой, мягкий.)  
6.  Физминутка
Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами.  Если услышите твёрдый звук [ф], то Плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то отпускаете вёсла и отдыхаете.
 Называю слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот,  
Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фокус, фотография, фонарик, Фёдор)
   7.  Знакомство с новой буквой
- Найдите новую букву.
 (Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)
-  Встаньте, изобразите букву Ф.
-  На что похожа буква Ф? 
Слайд  9 
      - Ребята кто прочитает коту Матроскину стихотворение про букву Ф?
Чтение стихов о букве ф.  
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Никита
Я - футбольный судья.Целый день с мальчишками.Два футбольных мяча У меня под мышками.
Даша.
Всем известно без подсказки:Буква Ф - как ключ от сказки.Никогда его у насНе отнимет Карабас.
1) Задание по группам.
У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы.
               2) Работа на карточках:
1 группа – Найди и подчеркни буквы Ф,ф 
АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ
2 группа –Найди слова с буквой   Ф и подчеркни   карандашом.  
           фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди
       жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз
       эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд
Работа в прописях: учитель показывает на доске буквы Фф
Слайд  10 
                  - Ребята, а  какой буквой обозначатся звук Ф, на письме?(правильно буквой эф ) Вот сейчас мы и будем с вами учиться писать букву эф.
Прописывают элементы буквы ф.
Прописывают строчную букву ф
Прописывают заглавную букву Ф
8. Чтение слогов с новой буквой
Слайд  11
- Молодцы ребята, давайте немного отдохнём и прочитаем слоги с буквой эф.
Читают слоги: (Ярослав, Тимур, Сабыржан, Дима Л)
                       фа     фи
         К           фо     фе          Н
                       фу     фя
                       фы    фё  
Чтение сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н.
С разной интонацией, пропевая.
- Почему слоги разделены на 2 группы?
Слайд  12
Дополни слоги до слова. 
                    ФА       КУС
                    ФО      РА
                    ФУ      ТО
                    ФИ      НТИК            
Слайд  13
Проверка.
- Молодцы ребята прочитали слоги вы хорошо, а теперь их пропишем в прописи.
Я показываю на доске.
Слайд 14 
9. Отгадайте  загадки, узнаете новое слово
- Ребята вы любите отгадывать загадки? Давайте покажем какие мы умные и сообразительные Коту Матроскину. 
Всю ночь летает, 
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Филин)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт, 
В деревне кур крадёт. (Лиса) 
На скале он строит дом.
Не боится жить он в нём.
Два могучие крыла
У хозяина (орла)
Я – усатый, полосатый
Не люблю весёлых игр.
Отгадайте. Кто я? (Тигр)
- Какое слово получилось?
Выявление смысла слова флот.
10. Беседа по иллюстрации
Рассматривание иллюстрации 
               -Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы.)  
             -Как одним словом можно назвать корабли, пароходы? (Суда.)         
11. Назвать виды кораблей
Слайд 14
- Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.
 12. Физминутка. Зрительная гимнастика
       -  Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате. 
И Матроскина прокатим.
Закройте глазки (1-2-3).
Зажмурьте глазки (1-2-3).
Быстро поморгайте (1-2-3).
Закройте глазки (1-2-3).
Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. 
Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.
- Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?
Слайд 15. Прочитайте   слова на экране.
- Какие слова непонятны?
- Какие слова можно, отнести к морской тематике?       (Телеграф, фотография, флаг, флот.)
- Какие  задания можем выполнить с этими словами?
- Разделите на группы по разным признакам.
- Найти заданные слова в классе. 
(Прикреплены карточки со словами в разных местах.)
- Молодцы. Ребята про корабли есть много замечательных стихотворении. Вот и сейчас мы с вами прочитаем небольшое стихотворение. 
Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.
 Слайд16
-  Кто автор этого произведения?  Из какого произведения?
Хоровое чтение.
Работа по группам.
Д/п материал. 
13. Подведение итогов. Рефлексия.
Наш  урок подходит к концу.  Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня  
Беседа.
Учитель:- Какой была тема урока?
- Что нового для себя узнали?
- Что было интереснее всего? Поделись своим впечатлением от урока.
       У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на гребнях волны.
* Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот поместите свой кораблик на высокий гребень волны.
* Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – на средний гребень волны.
* Кому было трудно успевать и выполнять задания поместите свой кораблик на низкий гребень волны.
Ученики прикрепляют кораблики на доску.
14. Домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 
15. Оценки: 
Я благодарю вас за работу.  
логотип школы 1Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315