конспект урока по русской грамоте Звук и буквы Цц,Цц (1класс )
Букварь
Тема : Звук и буквы Цц,Цц. «эти птицы прилетели на страницу»
Цель : 1) обогатить словарный запас по теме «Птицы»; 2) знать и уметь различать в словах звук и букву Ц; 3) читать и писать слова с данной буквой; 4) составить связное высказывание по теме «Птицы».
Наглядные пособия : разрезная азбука, картинки для звукового анализа (цапля, синица).
Ход урока
1.Развитие речи
1.Обогащение словарного запаса по теме «Птицы».Знаете ли вы птиц своего родного края ? Составьте тематический словарик «Птицы»,опишите их внешний вид, расскажите, где зимуют птицы.
2.Работа над загадками про птиц.
Днем спит, На одной ноге стоит,
Ночью летает, В воду пристально глядит,
Уханьем своим Тычет клювом наугад -
Всех в лесу пугает. Ищет в речке лягушат.
(филин) (цапля)
Был белый дом, чудесный дом, Каждый год я к вам лечу,
Но что-то застучало в нем, Зимовать у вас хочу,
И он разбился ,а оттуда И еще :красней зимой
Живое выбежало чудо. Ярко-красный галстук мой.
(цыпленок) (снегирь)
В каких словах –отгадках есть звук Ц?
2.Звукобуквенный анализ
1.Звуковой анализ слов цапля, синица. Определяется место звука Ц, обращается внимание, что звук всегда твердый, поэтому он вводится в букваре на синем квадратике.
2.Введение печатных букв Ц ц. Показ букв, рассматривание элементов буквы. Составление звукобуквенной схемы слов цапля и синица. Буква Ц вписывается в звуковые схемы слов. Однако следует обратить внимание, что звуковая схема слова цапля не совпадает с буквенной : буква Я после мягкого [Л] надписывается над звуковым окошечком. Слово синица вписывается в звуковую схему, так как буквы совпадают со звуками.
3.Самостоятельная работа : найди слово со звуком (буквой) Ц, сделай звукобуквенный анализ слова (используется Азбука в картинках,с.56).
4. Запоминание графического облика буквы Ц . «На что похожа буква»?
Буква Ц –внизу крючок,
Точно с краником бочок.
( Е.Тарлапан)
Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил,
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.
( В.Степанов)
Вот какая буква Ц!
С коготочком на конце,
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
(А.Шибаев)
4.Работа с сигнальными карточками : учитель читает текст, учащиеся поднимают карточку с буквой Ц, если слышат в слове звук Ц.
Букв немало мы узнали, Цапля ходит по болоту,
Добрались до буквы Ц, Ждут ее в гнезде птенцы.
Есть слова, где Ц в начале, Цирк откроется в субботу.
В середине и в конце: Цапля сторожем в болоте
Цепь, цветок и цифра - тут На одной ноге стоит.
Ц в начале все прочтут, «Цыц, куда вы в грязь идете»?-
А в словах отец, боец Всем зверенышам кричит.
Ц мы пишем под конец. ( А.Пудвель)
Цирк откроется в субботу,
В цирк приехали борцы.
В цех явились на работу молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц, словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)
3.Чтение
1.Чтение слов с буквой Ц (с.104,105,букварь).
2.Самостоятельная работа с разрезной азбукой : составление слов с буквой Ц, чтение слов.
3.Чтение скороговорок, написанных на доске :Бегают две курицы прямо на улице. Летит скворец – зиме конец. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
4.Чтение пословицы Молодец среди овец, а против молодца сам овца (с.104,букварь),объяснение ее смысла. В какой ситуации можно использовать данную пословицу?
4.Письмо
1.Рассматривание печатной и письменной буквы Ц в прописях (с.21,пропись №3).Письмо строчной и заглавной буквы Ц (с.21-22).
2.Письмо слогов и слов с буквой Ц :подчеркнуть новую букву Ц.
3.Составление и письмо предложений со вставкой пропущенных слов (с21-22).
4.Возм.уровень: списать предложения, вставляя в словах пропущенные буквы или слова (с.22-23,пропись №3).
5.Чтение текста
1.Чтение текста «Кто живет во дворце» (с.104,букварь).Пересказ текста.
2.Возм.уровень: чтение текста «Эти птицы прилетели на страницу».(с.105,букварь).
3.Индивидуальные задания по чтению : «Цирк», «Летом в Арктике» (с.51,Раздаточный дидактический материал).
6.Развитие связной речи
1.Слушание рассказа И.Соколова-Микитова «Цапли» (с.123,Спутник букваря). Пересказ с элементами описания : опиши, какой ты представляешь себе цаплю ? Понравилась ли тебе она ? Чем именно?
2.Составление рассказа по опорным словам с буквой Ц.