статья Инновационные формы экологического образования и формирования экологической культуры в общеобразовательных учреждениях.

Ю.С Бордовская
МБОУ «СОШ №12», г.Братск


Инновационные формы экологического образования и формирования экологической культуры в общеобразовательных учреждениях.



Экологическое воспитание и образование в школе обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы № 12. Есть необходимость приведения положительного опыта в систему, которая позволит сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит и более успешным.
Как педагог-организатор образования МБОУ «СОШ №12», я выстроила свою работу в соответствии с возрастными особенностями и с интересами младших школьников. Некоторые формы реализации эколого-биологического воспитания ещё мною не апробированы. Однако, я хочу поделиться теми моментами, которые уже присутствовали в моей работе.
По внеурочной деятельности, у меня разработано несколько программ:
«Байкал-жемчужина Сибири» - для детей 3,4 классов, «Экологический букварь» для детей 1 класса.
Программа «Байкал - Жемчужина Сибири» позволит влиять на развитие гражданской позиции воспитанников коррекционной школы, ориентированной на природосберегающее поведение.
Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Программа «Экологический букварь»
Основной целью курса «Экологический букварь» является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе.
Вместе с детьми мы ставим сценки, театрализованные представления. В фойе третьего этажа у нас имеется выставочное место, где выставляются рисунки, фотографии и поделки детей из вторичного материала.
В рамках эколого-просветительской Ассамблеи проведены следующие мероприятия:
выставка рисунков «Природа наш дом»
экологическое анкетирование
игра викторина «Знатоки природы»
поделки из вторичного материала
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, очень важно использовать процесс самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности. Целью такой работы может являться обобщение накопленного опыта экологического воспитания, в частности внеклассной работы по экологии.
Совместно с ребятами мы разработали экологическую тропу.
Экологическая тропа – форма экологического воспитания, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий.
Маршрут экологической тропы ребята выбирали сами, мы запланировали 4 станции, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Муравейник
Разнотравье
Тополиная роща
Автомагистраль
“Начало тропы”
Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе. В нескольких словах описывается предстоящий маршрут.
1.Станция «Муравейник»
В школьном парке, обнаружили 1 муравейник рыжих муравьев, нами он был исследован Высота надземной части гнезда - 0,3 м. Муравьиное гнездо имеет конусовидную форму с более пологим склоном к югу и состоит из мелких веток, травинок, черешков листьев и комочков почвы. От муравейника в радиальном порядке расходятся 3 четко выраженные муравьиные тропы. Мы наблюдали за перемещением рабочих муравьев и составом их добычи
2. Станция - «Разнотравье»
Этот участок тропы находится за бассейном, здесь сохранился участок почти нетронутой степи с типичным, хотя и несколько обедненным видовым составом флоры и фауны: огромным количеством Злаков. Здесь мы встретим множество насекомых: ос, пчел, шмелей, муравьев (отряд Перепончатокрылых), Бабочек, различных Двукрылых.
3. Станция - «Тополиная роща»
Представлена, тополем с двух сторон от дороги: 8 деревьев с правой стороны и 11 деревьев с левой стороны, 2 спиленных дерева. Тополь хороший увлажнитель воздуха с высокой поглотительной и фильтрационной способностью воздуха. Он обладает выраженной способностью поглощать и аккумулировать свинец в листьях, поглощать сернистые и фтористые соединения, фенолы. Интересно, что эта способность сохраняется даже у дерева, не одетого листвой.
4. Станция «Автомагистраль»
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями. Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества. Примером таких растений являются тополь и другие.
У нас в школе в фойе третьего этажа есть своя зеленая галерея, за которой ухаживают (поливают, пересаживают, обрывают старые листья сами дети), все это в совокупности дарит детям много положительных эмоций и развивает в них чувство ответственности. Осенью мы проводим акцию «Посади дерево и сохрани» высаживаем новые саженцы деревьев, облагораживая территорию школы.
И в заключение хочется сказать, что для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. – М.: АРКТИ, 2004
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002











Регистрационная форма на участие
в работе конференции:
Фамилия, Имя, Отчество__Бордовская Юлия Сергеевна
Организация_______МБОУ «СОШ№12»
Должность_______________педагог-организатор
Звание, ученая степень__________нет
Секция Экологическое образование как основа устойчивого положения общества
Служебный адрес_Крупская 5, 665732
Телефон ___3953(426850)
Факс _______________________________________
E - mail ____ibordovskaia@bk.ru
Домашний адрес____Малышева 10-52
Телефон____89501381381
Орг. взнос в сумме _320 руб. перечислен поручением №__________ от «_09_» февраля 2015г.
Подпись: Бордовская


15