Урок Природное сообщество технологическая карта можно использовать на уроках окружающего мира
Тема Природные сообщества
Цели
Обучающие:
познакомить учащихся с понятием «природное сообщество»
учить самостоятельно, получать информацию из различных источников
учить работать со схемами
Развивающие:
развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли
развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически
развивать коммуникативные навыки при работе в паре
развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение друг к другу
Планируемый результат Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
- формировать умения строить логические рассуждения, делать умозаключения, обосновывать правильность или ошибочность результата, умение логически рассуждать, организовывать и строить учебное сотрудничество, умение работать в группе, умение слушать партнера.
Личностные УУД:
-формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира,понимание красоты природы России и родного края.
Регулятивные УУД:
-действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
Познавательные УУД:
-находить в содружестве с одноклассниками способы решения задачи; проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.
Основные понятия сообщество
Ресурсы:
- основные
- дополнительные -Виноградова Н. Ф.Г.С. Калинова Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочие тетради:
Виноградова Н. Ф. Калинова Г.С. Окружающий мир: 3класс: рабочие тетради № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013
- раздаточный материал
- -клей, ножницы, цветные карандаши
- презентация к уроку
Организация пространства Фронтальная работа, парная работаЭтап урока Деятельность
учителя Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. Но я не волнуюсь: всё ли задуманное осуществится!Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
- У каждого из вас есть цветочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета)
Тех, кто выбрал голубой цветок, ожидает успех на сегодняшнем уроке.
Те, кто выбрал красный — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота цветка зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
- Я желаю всем проявить активность , настойчивость в познании нового, желаю приятного общения, успехов на уроке. Показывают ладошки
Выбирает лепесток понравившегося цвета
( настрой на работу) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний.
Цели:
- организовать проверку знаний по изученным темам
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь изображено.
- Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворды, то узнаете ключевое слово. А ключевое слово кроссворда поможет открыть нам тему сегодняшнего урока.
- Хотите узнать, о чем мы будем говорить на уроке?
- Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд.
- Назовите ключевое слово кроссворда.
- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Дети разгадывают кроссворд
Самооценка деятельности
Знать о представителях царств природы, III. Постановка учебной задачи.
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(открывает на доске, составление кластера))
- А вы знаете, что это такое?- Дети, давайте сформулируем цели нашего урока.
Дети высказывают свои предположения
С помощью учителя формулируют тему урока: «Природные сообщества»
С помощью учителя ставят цель урока. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
II. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)
. - А как вы понимаете слово сообщество? Попробуйте объяснить.
- У вас разные мнения. Где мы можем себя проверить?
-Кто хочет найти значение данного слова в словаре?
- Кто желает спросить у взрослых?
Сообщество – это группа животных или растительных организмов, живущих вместе. Дети работают с разными источниками информации
(учебник, энциклопедия, карточки) Знать, что такое сообщество. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
III. Первичное закрепление
(5мин)
Цели:
- организовать обсуждение главных достопримечательностей своего поселка;
- Сегодня на уроке, вы познакомитесь с некоторыми природными сообществами.
вы будете работать по группам. Каждая группа будет изучать одно сообщество,
а какое сообщество вы будете изучать, вы узнаете если отгадаете загадки.
(Каждая группа отгадывает загадку о природном сообществе и получает конверт с его названием с заданием.)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Дом этот не простой,
он дремучий и густой (Лес)
На нём растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер, кашка!
Что ещё? Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ, как ёлка.
Ещё много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых! (Луг)
Какое море за селом
Волнует ветерок? -
В нём волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды -
В нём всё отражается ...
Как это зеркало называется?
( Озеро) Дети отгадывают загадки.
Знать представителей разных сообществ
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- проверить умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки.
- организовать работу над проектом- Вы получаете план работы.
- Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.
(составление кластера)
-Как только вы будете готовы, поднимите сигнальную карточку с изображением красного круга.
Дети распределяют обязанности в группе , работают с планом и выполняют проект Уметь работать по группам, распределять обязанности в группе.
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Физкультминутка
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь чудес. (Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
-Проверим, кто сейчас был самый внимательный?
О каком сообществе шла речь при выполнении физкультминутки?
(О природном сообществе лесе). IV.Применение знаний (5 мин)
Цель:
Все готовы?
Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание. (рассказ детей) Лес
А почему вы поместили туда белку?
А может белка существовать без леса?
А какие объекты оказались лишними? (Рыба).
Почему? (Она не может жить без воды, водорослей)
Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.
(рассказ детей) Озеро
Какие объекты оказались лишними?
Почему? (Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте).
Предоставляем слово группе, которая третьей выполнила задание.
(рассказ детей) Луг
Какие объекты оказались лишними?
Почему? (белый медведь – т.к. он живет в Арктике).
Предоставляем слово группе, которая последними выполнила задание.
(рассказ детей) Поле
Какие объекты оказались лишними?
Почему? (кувшинка – т.к. она живет воде).
- Подумайте и скажите, что объединяет живые существа в природное сообщество?
- Выскажите свои предположения, а я запишу ваши ответы на доске.
растения
животные
растения
животные
- Какова роль растений в жизни животных?
растения
животные
растения
животные
- Какова роль животных в жизни растений?
_ Сейчас мы поработаем с учебником (стр-143)
Теперь взяли раб.тетради (Работа в рабочей тетради) Знать представителей разных сообществ
Знать, что такое природное равновесие.
Знать законы природы Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. -Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами.
Те ребята, кто работал активно , всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки красного цвета.
-те ребята, кто работал хорошо- возьмите лепестки зелёного цвета
те ребята, кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки красного цвета.
посмотрите, как красиво стало вокруг.
-Поскольку, вы работали сообща в группах, оценивать работы предоставим представителям ваших групп
-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).