Проведение урока безопасности в сети Интернет


МБОУ «Старогольская СОШ»
Отчёт
о проведении единого Урока безопасности в сети Интернет
В общеобразовательном учреждении Старогольская СОШ в период с 27 по 31 октября были проведены мероприятия, посвящённые единому Уроку безопасности в сети Интернет.
Главные цели мероприятий: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Был определён ряд следующих задач: 
1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно - телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе, способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях. В частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде, то есть намеренное и регулярное причинение вреда: запугивание, унижение, травля, физический и психологический террор - одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Руководителями методических объединений, учителями информатики и администрацией школы был разработан следующий план мероприятий:
1. Анкетирование обучающихся в 5-11 кл.
2.Проведение урока часа в 5-7 кл. «10 правил безопасности в интернете».
3.Проведение родительского собрания «Безопасность детей в сети Интернет».
4.Проведение интерактивной игры в 8 классе «Безопасность в интернете».
5.Урок-практикум в 8-9 классах «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения».
6.Круглый стол «Интернет- безопасность» в 11 классе.
7. Проведение внеклассного мероприятия «Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет» в1-4 кл.
В рамках урока «Интернет-безопасность» в начальных классах были продемонстрированы возможности детских поисковых систем http://kids.quintura.ru, http://agakids.ru и детского браузера http://www.gogul.tv.
Силами 3-4 классов была разыграна сказка «О золотых правилах безопасности в сети Интернет». По окончании внеклассного мероприятия обучающиеся получили памятки с семью золотыми правилами работы в сети Интернет.
На уроке информатики в начальных классах учащимся 2-4 классов была предложена компьютерная игра о правилах поведения в сети Интернет «Прогулка через Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), где в игровой форме показано какие опасности могут встречаться при работе в сети Интернет, рассказано о сетевом взаимодействии и об этикете, а также о защите прав детей.
Работа в рамках урока безопасности в 5-11 классах началась с анонимного анкетирования на тему «Что я знаю об угрозах в интернет?».
Для учащихся в 5-7 кл. был проведён урок - беседа «10 правил безопасности в интернете», который начался показом видеоролика, в котором объясняются основные правила безопасности в интернете. Для работы групп были предложены следующие вопросы: «Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер -преступлений?».
Итогом тематического часа стало создание рисунков на тему "Безопасность ребёнка в сети интернет".Обучающиеся 8 класса поучаствовали в интерактивной игре «Безопасность в интернете», цель которой- расширение знаний о кибер -угрозах и способах защиты от них.
С обучающимися 8-9 классов проведено занятие «Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения», цель которого - расширение знаний о киберугрозах, формирование навыков их распознавания и оценки рисков. Занятие началось показом социального видеоролика «Безопасный интернет - детям!», после просмотра которого обучающиеся сами сформулировать цель занятия. В ходе занятия обсуждались правила предотвращения киберугроз, которые встречаются при работе в Интернете и составлена листовка «Правила защиты от киберугроз». В конце занятия состоялся практикум «Угроза 419», цель которого - формирование практических навыков распознавание спама в «нигерийских письмах».
В рамках урока «Интернет-безопасность», проходившего в форме круглого стола, обучающиеся 11 классе познакомились международными стандартами в области информационной безопасности детей, которые отражены в российском законодательстве:
- Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищѐнности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.);
- № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», (направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, сформировать у ребёнка искажённую картину мира и неправильные жизненные установки.)
В ходе беседы, сопровождавшейся презентацией, рассмотрена классификация
вредоносных информационных ресурсов:
- информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей;
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, ограниченная для распространения среди детей определенных возрастных категорий.
Кроме того, совместно выявлен перечень рисков, подстерегающих ребенка в сети Интернет и рассмотрены рекомендации по грамотному использованию электронной почты и технологии безопасного общения в средах мгновенного обмена сообщениями.
Все обучающиеся были обеспечены инструкциями по безопасному общению в чатах; советами по профилактике и преодолению Интернет - зависимости; общими правилами по безопасности детей в сети Интернет. Дети получили информацию о программном обеспечении, позволяющем осуществлять безопасную работу в сети Интернет, контентной фильтрации.
Все обучающиеся ознакомлены с адресами помощи в случае интернет- угрозы и интернет-насилия, номером всероссийского детского телефона доверия (8-800-2500015).
С родителями обучающихся проведено родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет». Для родителей разработаны рекомендации в форме компьютерной презентации по работе детей в сети Интернет (с учетом возрастных особенностей).
В конце родительского собрания всем родителям предложили памятки по безопасности детей в сети Интернет.
Задача родителей и школы сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
В ходе уроков Интернет - безопасности обучающиеся приобрели навыки делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.