Методика проведения тематических зачетов по геометрии

Методика проведения тематических зачетов по геометрии.

В своей работе я применяю систему приемов и методов, позволяющую ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышающую познавательную активность ребят, дающую возможность более объективно оценить их знания.
В основе этой работы – зачетная система проверки и оценки знаний учащихся.
Зачетная система не только включает в себя проведение зачетов, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом.
Многие учителя применяют лекционно-семинарскую систему преподавания.
Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, зачетные уроки. Учащиеся знакомятся с целями и задачами каждого вида урока, с формами организации учебной деятельности на них.
Изучение большой темы начинается с сообщения учащимся плана работы: количество уроков на тему, краткое содержание, какие виды уроков будут применяться при изучении темы, на каких уроках будут проводиться промежуточные зачетные работы, указывается срок итогового зачета по теме.
Учащимся дается долговременное домашнее задание, нацеленное на подготовку к зачету (см. приложение 1,Типовой расчет по теме «Векторы»). Во время изучения темы учитель напоминает о выполнении этого задания. Ребята могут обратиться к учителю или к своему товарищу-консультанту в случае, если затрудняются в решении той или иной задачи. Для тех, кому это необходимо, организуются индивидуальные консультации, на которые ученики приходят с конкретными вопросами.
Кроме долговременного домашнего задания есть и текущее. Каждый ученик имеет две тетради по математике – одну для работ в классе, другую для домашних работ. Во время любого урока, кроме лекции и семинара, учитель имеет возможность посмотреть домашние тетради у всех учеников, сделать замечания, объяснить какой-то материал.
С самого начала изучения темы учащиеся знакомятся с различными уровнями знаний по изучаемой теме. Желательно, если есть возможность вывешивать список заданий, соответствующих обязательному уровню, а также примеры задач, отвечающих более высокому уровню знаний. В задания обязательного уровня по геометрии я включаю ряд вопросов на воспроизведение теоретического материала (некоторых определений, правил, формулировок, иллюстрацию их на примерах). Ученики знают, что для получения оценки «3» им достаточно уметь решать задачи, аналогичные приведенным в списке обязательных и отвечать на поставленные вопросы.
Итоговая оценка является результатом отметок за тематические зачеты. Проведение зачета и оценочная деятельность проходят следующим образом.
В течение изучения темы проводятся промежуточные зачетные работы. Их количество определяется содержанием изучаемого материала и колеблется от 2 до 4. Промежуточные зачетные работы помогают выявить у учащихся пробелы в усвоении знаний на обязательном уровне. Эти работы составлены из заданий, аналогичных тем, которые были сообщены учащимся в начале изучения темы, и соответствуют обязательным результатам обучения. За них отметки не ставятся, они оцениваются лишь знаками «+» или « - » (сделал или не сделал). Если промежуточная работа не зачтена, ученик дорабатывает соответствующие вопросы.
В конце изучения темы проводится зачет, в результате которого ученик получает итоговую отметку за тему. На зачет желательно отводить два урока в разные дни и готовятся три работы разного уровня: обязательного, на «4» и на «5».
Если к концу изучения темы домашние задания и промежуточные зачетные работы у ученика оценены положительно (знаком «+»), то получение «3» за тему ему обеспечивается автоматически. Если же зачтены не все работы, то на первом уроке-зачете ученик выполняет работу, составленную из заданий обязательного уровня. Если же обязательный уровень уже достигнут, то ученик получает на этом уроке работу, за выполнение всех заданий которой он получает «4». Работы обязательного уровня проверяются, как правило, на этом уроке, чтобы ученики, не справившиеся с ней, знали, какие вопросы им следует доработать. На следующем уроке ученики получают работу либо снова обязательного уровня, либо на «4», если с обязательным уровнем он справился, либо на «5», если отметка «4» им уже получена. Работа на «5» также состоит из нескольких заданий, но в ней достаточно выполнить лишь часть из предложенных заданий. В ряде случаев эта работа может быть дана на дом. Характерно то, что не все ребята, получившие «4», берут следующую работу.

Существуют еще несколько видов зачетов в старших классах.

I вид зачета. Перед зачетом проводится самостоятельная работа, в которую включаются типичные вопросы изученного материала и более сложные, требующие использования теории в нестандартной ситуации. Учащиеся, получившие за самостоятельную работу оценку «отлично», помогают проводить зачет. Еще одно условие: учащиеся, сдавшие зачет на «отлично», освобождаются от контрольной работы.
Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. Вопросы зачета вывешиваются за две недели до него или в самом начале изучения темы.
По теоретической части зачета проводят опрос помощники, отмечая результаты в соответствующей карточке. На уроке сдается только практическая часть зачета. Для этого класс делится на 4-5 групп. Каждому ученику дается своя карточка с обязательным и дополнительным заданиями. Время на выполнение работы 25-30 минут, на проверку 15-10 минут, на подведение итогов -5 минут.
Такая форма организации зачета дает всем равные возможности для достижения хороших результатов. «Сильные» уже на этапе самостоятельной работы могут показать высокий результат. Далее они продолжают закреплять полученные знания, работая со своими группами. Остальные учащиеся имеют возможность сдать зачет на «отлично». Обычно к контрольной работе подтягиваются и средние ученики, а «слабые» становятся более уверенными.

II вид зачета. Можно поменять место зачета в системе проверки знаний. Сначала предлагается контрольная работа. Успешно справившиеся с ней освобождаются от зачета. Зачет в основном сдают те, кто нуждался во время контрольной работы в дополнительном времени. Им оно предоставляется. Как правило, таких ребят остается мало, и есть возможность побеседовать с каждым из них. В это время остальные учащиеся решают нестандартные задачи по изученной теме.

III вид зачета. Зачет-экстерн.
В старших классах у учеников складывается определенная система знаний и умений, а в социальном плане появляется желание самоутвердиться. Такую возможность им предоставляет зачет-экстерн.
Можно показать на следующем примере. При изучении темы «Круглые тела» ученики заранее знакомят
·ся с планом работы:
Цилиндр –4 часа.
Конус –4 часа.
Контрольная работа –1 час.
Шар –3 часа.
В начале изучения темы предлагается желающим параллельно с изучением тем «Цилиндр» и «Конус» самостоятельно изучить тему «Шар» и в течении недели по этой теме отчитаться во внеурочное время. В классном уголке вывешивается подробная информация о том, что надо знать и уметь к зачету.
В ходе подготовки к зачету планируются консультации. Для сдачи зачета приходят по 2-3 человека. План сдачи зачета выглядит примерно так. Теорию каждый ученик отвечает у доски. Затем решает две задачи. Одна из них – из предложенных к зачету, другая – из дидактического материалов по геометрии.
При такой форме организации зачета каждый ученик имеет право выбора: работать со всем классом или изучать тему самостоятельно.


Еще одна оригинальная форма устного зачета – математический ринг.
За неделю до зачета учащимся предлагаются теоретические вопросы по определенной теме, которые они должны подготовить. К зачету учащиеся переписывают вопросы на свои карточки. Справа на карточке пишут вопросы, а слева оставляют место для оценок за ответы на них.
До зачета нужно договориться, чтобы на своих карточках с тыльной стороны ребята провели красную, или желтую, или зеленую полосу. Красная полоса означает, что обладатель такой карточки уверен в своих знаниях и хочет выйти на ринг одним из первых. Желтая полоса означает, что ученик не слишком уверен в своих знаниях, а зеленая говорит о еще меньшей уверенности.
В классе, где устраивается математический ринг, столы располагаются напротив друг друга в два полукруга. Один полукруг – у стены, а другой в центре класса. Проход к доске остается свободным. У стены рассаживаются ребята, нарисовавшие на своих карточках желтые и зеленые полосы. Лицом к ним в центре занимают места те, на чьих карточках полосы красного цвета. Центр класса – это и есть «ринг». Занявшие его должны отвечать на вопросы тех, кто сидит напротив.
Вопросы задают ребята, занявшие места у стены. Первый вопрос по теории ученики берут из предложенного им заранее списка, а дополнительные вопросы могут быть какими угодно, но по данной теме. Ребята могут заимствовать их из учебника или придумать сами. Можно предложить и занимательную задачу, придуманную учеником или где-то найденную. Чем задача оригинальнее, тем больше баллов получает тот, кто её предложил.
Ученик, к которому обращен вопрос, встает и отвечает на него. Ребята в центре должны быть настолько хорошо подготовлены, чтобы отвечать с «ходу». При ответах разрешается делать на доске схематические чертежи, краткие записи. Если ответ необходимо подтвердить доказательством, то отвечающий получает несколько минут для подготовки. Пока один ученик готовиться, вопросы задают другому. За правильностью ответов следит учитель вместе с классом. Каждому ученику разрешается дополнить или поправить отвечающего. Его активность во время ответа также оценивается баллами.
Заработанные учащимися баллы выставляются в отдельную ведомость. Ее ведет ученик-контролер, который заранее подбирается из параллельного класса. В ведомости несколько граф, в которых проставляются баллы за работу заранее условленного вида.
Опрос сильных учащихся (у них карточки с красной полосой) продолжается целый урок. Некоторые из них начинают свою «борьбу на ринге» с кратких докладов о значении изучаемой темы, о математиках, развивавших ее.
В конце урока учитель договаривается с классом о том, кому из побывавших на «ринге» следует доверить прием зачета и по какому вопросу. Если отвечающих не менее 10, то каждому из них поручается принимать зачет по одному определенному теоретическому вопросу.
На втором этапе математического ринга учащиеся – экзаменаторы рассаживаются по одному за пронумерованные столы. Номер стола – это номер вопроса в списке вопросов, предложенных перед зачетом. Учащиеся, переходя от стола к столу, должны побеседовать с каждым экзаменатором, но последовательность бесед они устанавливают сами. Тот из учащихся, кто почувствовал затруднения, может обратиться к учебнику. Ребята с желтой полосой на своих карточках могут воспользоваться учебником дважды, а с зеленой полосой – трижды. Штрафные очки им при этом не присуждаются.
На третьем этапе математического ринга происходит подведение итогов, подсчет полученных баллов и выставление каждому участнику определенной оценки. Условия выставления баллов следующие: за ответ на каждый из обязательных вопросов – по 10 баллов (таким образом тот, кто ответил верно на все вопросы по теории, может получить до 100 баллов), за решение коллективной задачи – по 10 баллов, за сообщение по теме – 20, за активное участие в опросе -3 балла, за оперативность – 5 баллов, за дополнительную задачу – 20 баллов. После подведения итогов учащимся выставляются оценки. Если ученик получил от110 до140 баллов, то он получает оценку «5», если он заработал от 90 до 100 баллов, то его оценка «4», от 70 до 90 баллов – «3», от 60 и меньше – «2».
Такой контроль позволяет не только прослеживать «количественное» изменение знаний, но и фиксировать развитие способов их учебной работы, структуры и сформированности учебно-познавательных действий. Анализ особенностей решения школьниками разработанной системы зачетов позволяет делать вывод о влиянии обучения на мировоззрение детей: насколько полученные учеником знания стали «призмой», через которую он «видит», понимает и преобразует предметную реальность. Важнейшей содержательной характеристикой качества усвоения знаний учеником является его способность к трансформации знаний, к выведению новых знаний.

Разработанный метод содержательного контроля отличается от формальной результативной оценки знаний, требует специального психолого-педагогического обеспечения. Такое обеспечение включает логико-психологический анализ содержания объектов усвоения и определение соответствующей системы учебно-познавательных действий; разработку адекватной системы предметных задач и принципов построения диагностических процедур; психологическую диагностику на этой основе уровня сформированности способов построения знаний у школьников и психологическую коррекцию учебной работы.
15