Конспект урока окружающего мира по теме В декабре, в декабре все деревья в серебре…
Конспект урока
окружающего мира в 1 классе (учитель Климанова Л.Н.)
Тема: «В декабре, в декабре все деревья в серебре…»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель: Создать условия для уточнения представлений о признаках зимы; способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы
Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных учебных действий-УУД)
Регулятивные: планирование- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Предметные- уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.
Коммуникативные: взаимодействие- слушать собеседника; управление коммуникацией- оказывать взаимодействие в сотрудничестве
Личностные: самоопределение- проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности
Методы обучения: частично- поисковый, элементы проблемного метода.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Средства обучения:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова.- М. Вентана- Граф, 2012
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана- Граф, 2012
Карточки для парной и групповой работы
Демонстрационный материал: плоды деревьев, кормушка, разные виды корма для птиц, картинки снеговиков с разным настроением
Презентация
Электронный образовательный ресурс Одень человечка по погоде. Задание 4 (N 181757)
1.Организационный момент.
- Итак, начинаем урок окружающего мира.
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Итак, вот вам первая загадка: слайд
Наступили холода,Превратилась в лед вода.Длинноухий зайка серыйОбернулся зайкой белым,Перестал медведь реветь,В спячку впал в лесу медведь.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Зимой)
- По каким признакам вы определили время года? (карточки на доске: холод, лёд на реке, меняют окрас шерсти, залегают в спячку)- Назовите зимние месяцы…
- О каком зимнем месяце следующая загадка?
Году конец, и начало зиме.
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюги, и снег на дворе
К нам в гости приходит зима в …(декабре)
- Какие слова вам помогли разгадать загадку, понять, что речь идёт о декабре?
- Ребята, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока окружающего мира?
«В декабре, в декабре все деревья в серебре…» слайд
- О чём бы вам хотелось сегодня узнать на уроке?
- А вы знаете, какие изменения происходят в природе зимой? Как растения, звери и птицы приспосабливаются к морозам и холодам? Какие существуют народные пословицы о декабре?
(На доске карточки с названиями групп (страниц журнала): природа зимой, звери и птицы, народные пословицы о декабре).
- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все эти вопросы и заполним страницы журнала о природе в декабре.
А чтобы работа у нас была быстрой и дружной, разделимся на группы. Каждая группа получит свои карточки с заданиями (по цветам).
1 ряд – это группа исследователей природных изменений зимой, 2 ряд – это исследователи жизни животных, 3 ряд – исследуют народные пословицы.
Время работы в группах 7 минут. (под музыку)
Перед проверкой – физминутка!
Задание на карточках для 1 группы:
Прочитайте текст. Расскажите, какие изменения происходят в природе с приходом зимы.
Декабрь – первый месяц зимы и самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. Облака низкие и серые. Летят с небес лёгкие белые снежинки. Деревья и кустарники в лесу стоят без листьев. Только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
В народе декабрь называют «хмурень». По ночам в декабре трещит мороз. Он строит ледяные мосты на реках, прудах и озёрах.
- Проверим работу 2 группы. презентация
(ученик читает текст под презентацию, слушает ответы детей)
Расскажите, какие изменения происходят в природе зимой.
- Почему декабрь называют «хмурень»?
- Какие признаки зимы мы добавим в первый столбик (страницу журнала)?
- Облака низкие и серые, хмуро и пасмурно.
- Каковы особенности жизни деревьев зимой?
- Но не все деревья сбрасывают листья.
- Какие деревья не сбрасывают листья?
- Как нужно обращаться с деревьями зимой? (особенно бережно, нельзя ломать ветки, т.к. они очень хрупкие)
- Какие признаки зимы мы добавим в первый столбик (страницу журнала)?
- Облака низкие и серые, хмуро и пасмурно.
- Давайте ещё раз прочитаем тему нашего урока. Как вы можете объяснить эти слова? Что за серебро появляется на деревьях в декабре? (это иней)
Иней - это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время. - Сделаем вывод.
Вывод: в декабре становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег, дни короче, а ночи длиннее.
Задание на карточках для 2 группы:
Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу названия животных: белки, зайцы, волк, лиса
Холодно в декабре зверям и птицам. Длинноухие____________ одеты в белоснежные пушистые шубки. Ни волк, ни лиса не заметят зайца на белом снегу. Рыжие______________ прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки. В сильные морозы белки прячутся в дуплах и спят, свернувшись клубочком. Хитрая __________ ищет мышиные норки, бегает по снегу, своим топотом выгоняет грызунов из нор. Бродит по лесу злой и голодный ____________ Звери попрятались в норки, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу.
- Проверим работу 2 группы.
- О каких животных говорится в этом тексте? Расскажите, что вы о них узнали? презентация
- Сделаем вывод.
Вывод: меняют окрас шерсти, питаются своими запасами, в морозы прячутся, впадают в спячку, трудно добывать пищу. (карточки на доску)
- Но корм зимой трудно добывать не только животным, но и птицам. презентация
- Холодно и голодно птицам зимой.- то делать, если сильные морозы? (В сильные морозы они перебираются поближе к жилью человека, прячутся под крышами домов.)
Посмотрите, какие птицы не боятся мороза. слайд
Многих птиц вы узнали. Послушайте сообщения о птицах (клёст и воробей). (ученики)
- Что интересного узнали об воробье и клесте?
- Как приходится зимой птицам? Сделаем вывод.
Вывод: Многие птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух - очень теплая для них одежда. Но в сильные морозы они перебираются поближе к жилью человека, прячутся под крышами домов. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм. Как мы можем помочь птицам? (повесить кормушки)- А хотите узнать, какие пословицы существуют про декабрь? Об этом нам расскажет 3 группа.
Задание на карточках для 3 группы.
Собери пословицы:
Декабрь год кончает, а лето начинает.
В декабре зима стелет белые холсты,
а мороз через реки наводит мосты.
В декабре солнце на лето,
зима на мороз поворачивают.
Запомните: 22 декабря – день зимнего солнцестояния – астрономическое явление, когда на сутки
приходится самый короткий день и самая длинная ночь в году.
- А сейчас я предлагая вам посмотреть видеоролик о красоте зимнего леса.
- Какое настроение у вас после просмотра видеоролика?
Итог урока:
- Какие изменения происходят в природе зимой? Как растения, звери и птицы приспосабливаются к морозам и холодам? Какие существуют народные приметы и пословицы о декабре?
Релаксация.
- Какой скоро праздник?
- Давайте нарядим ёлочку?! Если вы хорошо работали на уроке, были активными, правильно отвечали, то шарик на ёлочке раскрасьте красным цветом. Если вы старались, но не всё получалось – шарик синего цвета, а если вам было трудно и не интересно на уроке – шарик жёлтого цвета.