Урок: Изготовление пасхального яйца в лоскутной технике в стиле «Артишок»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская специализированная школа I-III ступеней №3»
Тема: Изготовление пасхального яйца в лоскутной технике встиле «Артишок»Подготовила:
учитель технологии
высшей категории Сокирко О. А.
г. Стаханов 2017
Тема: Изготовление пасхального яйца в лоскутной технике встиле «Артишок»Цель: ознакомить учеников с лоскутной техникой в стиле «Артишок»; научить изготовлению пасхального яйца в технике «Артишок» с использованием эстетического восприятия цветового решения.
Инструменты и материалы: инструкционная карта, ножницы, булавки, линейка, клей, лента атласная, лента из ткани, кольцо багетное, полистироловая форма в виде яйца.Наглядные пособия: образцы работ в технике «Артишок»:
пасхальные яйца,
подсолнечник,
рыба,
роза.
Ход урока.
Организация рабочего места
Проверка готовности к уроку
Фронтальный опрос по пройденному материалу.
Беседа учителя,
Практическая работа.
Итоги занятия.
План беседы учителя Изложение нового материала. Пэчворк:
а)Лоскутная техника и декоративно- прикладное искусство.
б)Стиль «Артишок» и эстетическая сторона подбора цветов при его изготовлении.
с) Задача данной работы показать значение цветоведения на развитие личности.
План проведения практической работы.
Изготовление пасхального яйца в стиле «Артишок».
Объяснение выполнения работы поэтапно.
Повторение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Индивидуальная работа учителя с учениками.
Схема подведения итогов занятия
Оценка работы учащихся, достигших цели обучения по технологическим качествам.
Оценка работы с точки зрения эстетического подбора цвета.
Выявление лучших работ.
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ УЧИТЕЛЯ
Тема: Лоскутная техника Пэчворк в стиле «Артишок»Дословный перевод понятия Пэчворк обозначает «заплатка, работа».
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутной техники в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем распространилась в другие места. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынудила женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. На Руси в старину матери для больного ребенка собирали лоскуты из одежды здоровых детей и шили одеяло на «выздоровление». Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья возникал именно в период кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков.
С годами отношение к такому виду рукоделия как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскутов относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах.
Изобразительные возможности этой техники безграничны - от незатейливого орнамента до пейзажей, натюрмортов и даже портретов (примеры образцов).
Гармоничным сочетанием тканей различных цветов и геометрических решений можно достичь неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание.
Они применимы для украшения кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла пледы). Или гостиной (декоративное панно), в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежда (изящные летние костюмы или стеганый жилет).
Даже самое простое покрывало, выполненное в лоскутной технике, способно преобразить ваш дом, принести уют и тепло. Руки мастера, которые делали эту вещь обязательно с любовью, не раз прикасались к лоскутку, и от этого работа обладает еще большим теплом и светом. Это «искусство бедных» используется сейчас в более современной технике «Артишок»(см. рис. 1).
Работа в стиле «Артишок» (название произошло от цветов артишоков, которые состоят из наслоения лепестков почти треугольной формы одинна один) может быть выполнена с использованием в качестве материала квадратиков ткани х/б и косых шелковых лент. В этом случае применяют два метода. Оба довольно просты при выполнении.
С помощью техники Пэчворк в стиле «Артишок» можно изготовить предметы для украшения дома и стола по случаю Пасхи. Яйца в стиле «Артишок» могут стать весенним пасхальным украшением.
Что касается выбора материала для оптимального восприятия цвета и цветовых сочетаний не рекомендуется вводить более з цветов. Эстетическая сторона восприятия особенно сложна. Слишком по-разному этот фактор действует, где вместе работают люди с разным культурным различием и запросами, вырастали в разном цветовом окружении. Кроме того, каждый имеет свой собственный очень индивидуальный вкус.
На уроках эстетики мы говорили, что каждое имя человека обладает своим цветом и определяет цвет имени каждого. Звук имени синхронизирован с определенной длиной волны света. Имя представляет собой цветовой облик человека, обладающий определенными цветовыми характеристиками, то есть мы определяли, находитесь ли вы в гармонии с вибрациями своего имени. Это влияние распространяется на все уровни существования организма: физический, эмоциональный и сознательный. Эта наука может объяснить, почему мы отдаем предпочтение тому или иному цвету. Акцент на свет помогает более полно выражать чувства и эмоции. По замечаниям художников и искусствоведов
красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный;
оранжевый .. .(рис. 2).
Врожденное эмоциональное восприятие свойственно каждому человеку, дают ощутить цветовую гармонию количество таких сочетаний неограниченно. Но не надо их искать. Существуют определенные законы подбора цвета. Так, например:
Красное с золотом - пышность и роскошь .. .(рис. 3).
Эстетические отношения обусловлены уровнем развития органов чувств и эмоциональной сферой личности, способностью воспринимать, переживать и осмысливать красоту окружающего мира.
Итак, каждому была дана возможность самостоятельно сделать подбор цветов, в нашей работе и по окончании ее мы выявим, какое, на ваш взгляд, с эстетической точки зрения наиболее удачное цветовой решение.
Задача данной работы - показать значение цветоведения на развитие всесторонней гармоничной личности.
Развитие восприятия цвета создает благоприятную атмосферу для возникновения у школьников глубоких эстетических переживаний.
Цветовое восприятие мира, как предмет эстетического цикла, помогает более полно раскрыть темы и на других уроках.
Психофизическое действие цветов(По замечаниям художников и искусствоведов)
Красный - возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями;
Оранжевый - веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного.
Желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый;
Зеленый - спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями;
Синий - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный;
Г олубой - цвет чистого сознания, эмоциональности, общения;
Фиолетовый - создает эмоциональный эффект красного и синего цветов, одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.
Рисунок2
Желтый и черный - предельная фиксация внимания
Красный с золотом - пышность и роскошь
Синий и розовый - робость и застенчивость
Желтый и зеленый - веселье и радость
Серый и зеленый - пассивность
Красный и синий - волнение
СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Красный и черный - опасность, возбуждение, тревога
Желтый и белый - просветление
Рисунок 3
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Изготовление пасхального яйца в технике «Артишок»
Инструменты и приспособления: ножницы, булавки, линейка, клей, лента
4,5см* 1м, лента 2,5см* 1м, лента Зсм*0,5м, лента Зсм* 1м, лента 0,5см* 1м, тесьма гипюровая 0,2см, полистироловая форма в виде яйца, кольцо багетное, ткань х/б.
Ход работы:
Заготовка ткани.
I метод.
Вырежьте из ткани полоску шириной 3 см.
Загните на изнаночную сторону небольшой край около 0,5 см и загладьте складку утюгом.
Сложите два треугольничка и отрежьте полоску ткани.
Используйте первую полоску как мерку для отрезания остальных.
11 метод .Вырежьте квадрат из ленты 4-5 см и согните его по диагонали.
Вновь согните очередной квадрат для получения следующего треугольника.
Теперь можно прикрепить треугольники к основе с помощью коротких булавок.. .Заготовить по 20 треугольников из ткани и 25 из ленты, один квадрат из ткани 5*5 см.
Сборка.
На основу полистиролового яйца сверху булавками наколоть квадрат ткани 5*5 см, затем вкруговую выкладываем треугольники, чередуя цвета до основания яйца. В основании складываем в виде бантика ленточку шириной 3 и 0,5 см и закрепляем ее на предварительно заготовленное кольцо с гипюром.
Г. Стаханов ССШ № 3
Разработал учитель высшей категории Сокирко Ольга Александровна