Урок швейного дела на тему Техника лоскутного шитья


Урок по швейному делу.
Тема урока: Техника лоскутного шитья.
Цели:
обобщить и закрепить знания, полученные на уроках трудового обучения;
формирование знаний по обработке ткани в лоскутной технике;
научить составлять схему творческого проекта по изготовлению швейного изделия в лоскутной технике;
развивать у учащихся эстетический вкус, аккуратность, терпеливость,
содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата;
воспитание ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование:
компьютер, МР- проектор, карточки с заданиями для капитанов;
оборудование швейного кабинета, гладильная доска, шаблоны из картона
разрезанные пословицы и др.
приложение - презентация в программе Power Point
Словарная работа: пэчворкХод урока
Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, дорогие девочки!
Мы рады вас приветствовать на нашем интегрированном уроке, где встречаются уч-ся 9 А и 9 В классов. Каждой из вас будет представлена возможность продемонстрировать то, чему вы научились на уроках швейного дела. Главное – не победить в конкурсе, а хорошо и интересно провести время, проверить и закрепить свои знания и умения. Желаем удачи! (Слайд 2) Урок будет проходить в форме игры – конкурса.
Делимся на команды.
Чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо решить кроссворд.
Вопросы к кроссворду: (Слайд 1)
1. Натуральное волокно животного происхождения; 2. Нить, идущая вдоль ткани; 3. Расстояние между двумя проколами иглы; 4. Натуральное волокно растительного происхождения; 5. Нить, идущая поперек ткани; 6. Швейное изделие, предназначенное для работы на кухне.
    1 ш ё л к        
        2 о с н о в а
        3 с т е ж о к
4. х л о по к          
        5 у т о к    
  6 ф а рт у к      
Мы отгадали основное ключевое слово, которое было зашифровано в кроссворде – это ЛОСКУТ.
III. Работа на уроке.
(Слайд 2) Тема урока «Техника лоскутного шитья». Задачи урока (Слайд 3)Беседа о пэчворке         (Слайд 4) Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: пэчворк, (в переводе с английского - "лоскутная работа"). Что такое «ПЭЧВОРК» - это означает лоскут или заплата. ПЭЧВОРК шитьё из лоскутов. Это один из самых сложных и необычных видов рукоделия. (Слайд 5)Лоскутная техника требует мастерства, чувства цвета и композиции, художественного чутья. (Слайд 6)Лоскутная техника, была хорошо известна ещё нашим прабабушкам. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. В послевоенные годы лоскутным шитьём занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегали каждый лоскуток. Такая техника не только позволяла с пользой перерабатывать старую одежду, но и спасала в трудные времена. Из маленьких обрезков ткани и поношенных вещей шили одеяла, коврики и новую одежду. Лоскутная техника проста, и доступна каждому. Для этого занятия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. И самые обыкновенные инструменты: ножницы и иголка.
Вы можете увидеть старинное, рукотворное покрывало в стиле пэчворк в нашем школьном музее (Слайд 8 ) Современная мода всё чаще и чаще обращается за вдохновением к народным промыслам, (Слайд 9) и выполненные в технике пэчворк наряды и аксессуары, пользуются спросом.
(Слайд 10)
Лоскутки разноцветные, выбрасывать не надо торопиться,
Для красивого изделия они могут пригодиться.
Лоскутная техника – рукоделие древнее и удивительное.
Яркостью расцветок и экономичностью поразительное.
Технике лоскутной будем учиться –
В хозяйстве это очень пригодится.
(Слайд 11) Притча о лоскутном шитье.
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, всё у меня есть: и муж, и дети, и дом полная чаша, но стала я думать: зачем всё это? И жизнь моя развалилась, всё не в радость! Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений(Слайд 12) к клочку голубого неба, которое видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоёт птица – и ещё лоскуток добавляется. Из лоскутного полотна получилось (Слайд 13)одеяло, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
         Тема нашего урока связана с лоскутной техникой. Мы сегодня познакомимся с историей этого древнего искусства, приобретем навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике, будем стараться выполнять работу аккуратно и точно.         (Слайд 14)Посмотрите внимательно на работы, которые выполнены в лоскутной технике. Какие геометрические фигуры вы видите? (Слайд 15) (квадраты, треугольники, прямоугольники). Существует еще одна профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает эти орнаменты из различных фигур. (Слайд 16)Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют выкройки - шаблоны. (Слайд 17)Их выполняют из плотной бумаги или картона. Элементами мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести-восьмиугольники и т.д.

1-й конкурс: Создание рисунка орнамента. Выполнение шаблона.
С помощью шаблонов из картона создайте рисунок данный на образце. Вы попробуете отработать навыки сборки орнамента на примере узора. пользуясь готовым рисунком выполнить шаблон.

Вопросы:
Какая основная фигура используется в вашей работе?
Сколько шаблонов использовали для выполнения данного узора?
Какую геометрическую фигуру мы можем получить из квадрата? (Треугольник, прямоугольник, ромб).
(Слайд 18) 2-й конкурс: «Смекалочка»
Вопросы:
Какие швы применяются при изготовлении наволочки? (двойной шов, и шов вподгибку)
Какие мерки определяют размер изделия?(обхват груди, талии, бёдер)
Назвать детали шпульного колпачка? (корпус, установочный палец, пластинчатая пружина, винт)
Назвать виды обработок нижнего среза юбки? (шов вподгибку с закрытым срезом, открытым срезом)
Назвать основные рабочие профессии швейного производства? (закройщик, швея, утюжильщица)
Назвать детали кроя блузки? (полочка, спинка, рукав)
Какие вы знаете виды плечевых изделий? (блузки, платья, халаты, сарафаны, жилеты, пиджаки)
Как можно продлить срок службы одежды? (бережно относится, чистить, утюжить, ремонт продлевает срок службы одежды)
(Слайд 19-23) Повторим технику безопасности при работе в кабинете швейного дела.
3-й конкурс: «Эрудит»
Вам было дано домашнее задание – подготовить сообщение по теме:
1. «Цветовое сочетание ткани».
(Слайд 24) Чтобы изделие получилось яркое и красочное нужно правильно подобрать цветовое сочетание ткани. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг, "Каждый охотник желает знать где сидит фазан". (Слайд 25) Цвета условно распределили на две группы: "тёплые" - красный, оранжевый, жёлтый - напоминают о солнце и тепле. "Холодные" - зелёный, голубой, синий и фиолетовый - напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов - чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный - жёлтый -синий; зелёный - фиолетовый - оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный - оранжевый и т. д.
2. «Лоскутное шитьё в интерьере». (Слайд 26)
Покрывала, одеяла, (Слайд 27) подушки-игрушки для детей, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры (Слайд 28) жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества. Изделия из лоскутов позволяют реализовать стремление украсить дом. Выразить свою индивидуальность в одежде.(Слайд 29) Физминутка. (Слайд 30) 5-й конкурс – “Запоминай-ка” Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой. На экране, вы видите фотографии с изображением различных предметов гардероба. Задание: запомнить как можно большее количество предметов одежды и назвать их.
6-й конкурс «Собери пословицу»
(Слайд31) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Всяк портной на свой покрой.
(Слайд 32) Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
(Слайд 33) Без клиньев кафтана не сошьешь.
Ремесло - не коромысло, плечо не оттянет, а само прокормит.
IV. Практическая работа «Изготовление изделия в лоскутной технике».
(Слайд 34) Выполнение узора «Мельница».
Блок «Мельница» имеет бесчисленное множества вариантов. Сила и движение каждого блока увеличивается когда, они сшиваются в большие полотна и образуют единый орнамент.(Слайд 35) На его основе шьются красивые изделия с живописными рисунками.
Сначала необходимо сшить 4 квадрата, состоящих из 2 треугольников, соединенных по диагонали.
Разутюжить швы.
Затем соединить эти квадраты по 2 и сшить вместе.
Разутюжить швы.
- Рекомендуется сочетать треугольники контрастных цветов.
V. Итог урока:
1. Анализ выполнения практической работы уч-ся.
Показ лучших эстетических выполненных работ;
Анализ допущенных ошибок (если они есть);
Выставление оценок в классный журнал и дневники уч-ся.
2. Вопросы для закрепления нового материала:
Чему вы сегодня научились?
Что можно сделать с лоскутом, оставшимся после раскроя швейного изделия?
Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье?
Сегодня на уроке вы научились новому ремеслу, созданию мозаики, узоров.
VI. Домашнее задание. (Слайд 36, 37)
Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома.