Конспект урока Н. В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель». Влияние имени на судьбу героя». (6 класс)
Тема: « Н. В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель». Влияние имени на судьбу героя».
(6 класс)
Учитель: Шаталова Елена Андреевна
г. Дальнегорск. МОБУ «СОШ № 2».
Цели:
Образовательные:
знакомство с биографическими сведениями о писателе: родителях, жизни в Петербурге;
изучение значения имени главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Развивающие:
развивать умение анализировать художественное произведение;
развивать логическое мышление и речь учащихся;
совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом.
Воспитательная:
воспитывать культуру речи;
прививать любовь к русской литературе.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: шинель, департамент, титулярный советник.
Ход урока.
1 Вступление. Слово о Н.В. Гоголе.
- У нас сегодня необычный урок: урок – поиск, урок – исследование, поэтому тему урока и цели вы будете учиться формулировать сами.
-Вы на дом получили опережающее задание (прочитать статью в учебнике стр. 183-187, составить вопросы для одноклассников по статье учебника и подобрать дополнительную информацию к статье) и поэтому знаете, что мы начинаем изучение произведения известного русского писателя Н.В. Гоголя.
1 слайд.
- Поэтому, какое слово мы запишем первым в теме урока?
(Н.В. Гоголь)
- Что вы узнали из статьи учебника и из собственных поисков о родителях Н.В. Гоголя, его юношестве и о первых творческих опытах?
- Чтобы проверить ваши знания и знания ваших одноклассников, вы сейчас сформулируете вопросы, которые начинаются со слов
2 слайд.
Кто..Где..Какой..Что..Кем..Чем..Возможные варианты вопросов:
-Кто были родители Гоголя?
-Чем была Васильевка для Гоголя?
-Чем увлекался Гоголь в гимназии?
- Какие псевдонимы брал себе Гоголь?
- Какие первые произведения написал Гоголь?
- А какие произведения Н.В. Гоголя вы знаете?
- Какие данные о Великом писателе вы нашли самостоятельно?
-Что нового вы узнали?
3 слайд Семья Гоголя
12890545910500Василий Афанасьевич Гоголь (1780 — 1825)
Гоголь, Василий Афанасьевич — отец Н.В. Гоголя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.
В начале 20-х годов Гоголь был директором и актером домашнего театра в селе Кибинцах у бывшего министра юстиции Дмитрия Прокофьевича Трощинского.
4 слайд
029654500Мария Ивановна Косяровская (1791-1868)
Мать Гоголя, происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет.
Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Суеверен был и Василий Афанасьевич. Суеверием дышит его рассказ, как он женился на Марье Ивановне: будто бы во сне явилась ему божья матерь и показала на некое дитя. Позже в Марии Ивановне он и узнал это самое дитя.
- Познакомившись с родителями великого писателя, подумайте, откуда у Гоголя такой творческий талант?
(впечатлительность, религиозность, суеверность – от матери;
творческое начало – от отца.)
2. История создания повести «Шинель»
Учитель: Гоголь – великий писатель, его величие заключается в том,что он умел подмечать в жизни самое казалось бы незначительное и превращать в значимое, важное, проблемное.
- Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот.
(пересказ анекдота подготовленным учеником).
- Этот анекдот Гоголь забыть не смог. И в результате получилась повесть.
5 слайд.
6 слайд
- Что означает слово «шинель»? Лексическая работа.
(Толковый словарь русского языка Под ред. Д. Н. Ушакова
ШИНЕЛЬ - шинели, множественное число и (шинеля простореч.), женский род Форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком. Серая шинель. Солдатская шинель. Кавалерийская шинель. (длинная, с большим разрезом). Красноармейская шинель. || Форменное гражданское пальто ( устаревший, устаревшая форма ). Николаевская шинель. (с широким, до талии, воротником в виде пелерины). Бобровая шинель. Гимназическая шинель.
- Сопоставьте анекдот и название повести. Можем ли мы предположить, как будут развиваться дальнейшие события повести?
(герой приобрёл шинель и её потерял, что явилось для него большой трагедией)
- Из вышесказанного подумайте, какое социальное и материальное положение может быть у героя повести, если потеря шинели стала для него трагедией?
(человек небогатый, служащий чиновник).
3. Работа над повестью.
-А сейчас мы начнём работать над повестью и узнаем, кем же был наш герой.
Чтение подготовленного ученика до слов: «… которые не могут кусаться».
-Где происходит действие?
(в департаменте города Петербурга. )
- Почему автор не называет какой был это департамент?
(это было не важно, таких в России было великое множество)
7 слайд . Лексическая работа.
Департамент – в царской России отдел министерства высшего государственного учреждения.
- Что известно о городе, в котором происходило действие?
(в нём гибнут государственные постановления, его имя произносится тайно)
- Найдите ключевые слова.
- Что подтверждают это слова?
(страшный город, в котором происходят ужасные дела).
История:
-Кто заложил и построил этот город?
(Пётр 1)
- Имя Пётр означает «камень». А кто знает, на каком месте строился город?
(на болоте)
- Так вот, в дословном переводе город Петербург означает «каменный мешок»?
- Какие ассоциации у вас возникают с этим определением?
(мёртвый, безликий, холодный, страшный, в нём гибнут люди)
8 слайд.
9 слайд
Учитель:
- И в этом городе происходит действие повести.
- Кем служит наш герой в департаменте?
(титулярным советником)
10 слайд.
Титулярный советник – в царской России чин 9-го класса.
- Откуда Гоголь мог знать будни и праздники титулярных советников? (обращение к домашнему заданию: он сам работал в департаменте в Петербурге)
11 слайд
(дополнительный материал)
В конце 1829 года в большом в Петербурге у Кукушкина моста поселился никому ещё не известный Н.В. Гоголь – Яновский. Живя в доме № 1869 (он был тогда на два этажа ниже),
2786380528955000Дом у Кукушкина моста
32956514922500Гоголь пытается устроиться на службу в департамент, пробует свои силы как чтец, но его преследуют неудачи. Наконец он принят в департамент на набережной Мойки 66, на самую низшую чиновничью должность.
Он должен был главным образом переписывать бумаги. Одни чиновники строчат ответы на письма, другие переписывают их начисто, третьи регистрируют и подшивают бумаги. И так каждый день.
4491355260350012 слайд
Н.В. Гоголь часто переезал, но, несмотря на все жизненные обстоятельства, поздними вечерами великий писатель брал перо, садился поближе к окну, чтобы не жечь свечи, и писал, вспоминая родную Васильевку в Малороссии.2786380528955000
- Мы узнали где жил и работал Гоголь, где разворачиваются сюжет повести? Знаем название нашего произведения. Как же мы продолжим нашу тему?
(Н.В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель»)- Оставшуюся часть темы мы закончим позже.
- А теперь переходим к герою этого замечательного произведения.
- Опишите его.
(низенького роста, несколько рябоват, несколько слеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк)
13 слайд
Чтение до слов: « .. на 23 марта.»
-Какова Фамилия героя?
(Башмачкин)
-Обратите внимание: ни Башмаков.
-От какого слова происходит фамилия героя?
(от слова «башмак»)
14 слайд.
Башмак – низкая обувь, преимущественно кожаная, женская или детская. («Толковый словарь» под ред. Д.Н.Ушакова).
«Фамилия героя происходит от «башмака», т.е. совсем маленького башмачка.
-Если фамилия происходит от совсем маленького башмачка, то какое место в социальной иерархии должен занимать человек, носящий её?
(в самом низу иерархической лестницы)
- Кто же такой Башмачкин?
15слайд.
Башмачкин – «маленький» человек, чиновник низшего класса.
Таким образом, фамилией Н.В. Гоголь определил статус главного героя.
- А как долго вы носите обувь?
(часто меняем)
- Что же может ждать представителя такой фамилии?
(смерть в расцвете лет)
-А каково Имя и Отчество героя?
(Акакий Акакиевич)
16 слайд.
Акакий – в переводе с греческого означает «невинный», «незлобивый», «беззлобный», «не делающий зла».
-Давайте узнаем, почему родители дали герою именно такое имя?
Чтение до слов: «Таким образом и произошёл Акакий Акакиевич».
- Перечислите имена, какими хотели назвать младенца?
17 слайд.
-Было много имён…
Моккий – «насмешник»,
Варух – «благословенный»,
Соссий – «здоровый, невредимый»,
Павсикасий – «унимающий зло»,
Трифилий – трилистник, клевер).- Но почему именно Акакий?
(все остальные имена церковного календаря не понравились)
18 слайд
Акакий в русских святцах – «смиренный».
- На какое жизненное начало настраивает имя героя?
(быть послушным, не сопротивляться жизненным обстоятельствам)
-Как вы думаете, если бы родители дали сыну другое имя, жизнь его была бы лучше?
(Возможно, да. Имя определяет)- А случайно ли отчество Акакиевич?
(Удваивание имени в отчестве указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова, на его крайнюю степень. Очень смиренный)Чтение до слов: «В департаменте ему не оказывалось никакого уважения».
-Как присвоение имени, фамилии, отчества ребёнку уже при крещении отразилось на его будущем?
(предчувствовал, что будет титулярным советником)
- На какую жизнь обрекли родители сына?
(на несчастную)
-Как относились к нему в департаменте?
(без уважения)
19 слайд
-Чем занимался наш герой целыми днями?
(переписывал никому не нужные документы)
-Какие ассоциации с Гоголем у вас возникают?
(он также изо дня в день трудился над переписыванием, чтобы заработать на хлеб насущный)
4. Итог
- Мы рассмотрели значение имени, отчества, фамилии героя. Как можно сформулировать оставшуюся часть темы урока.?(Влияние И.Ф.О. на судьбу героя)
- Используя услышанный Гоголем канцелярский анекдот, название повести и значение И.Ф.О. героя, изменился ли тот прогнозируемый вами сюжет повести?
- Что бы вы хотели добавить или изменить?
- Как вы думаете, что ждёт героя в конце повести? Почему?
- Влияет ли имя на судьбу человека. («Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт)
20 слайд
-Составьте синквейн по теме урока (Возможный вариант)
Человек (Башмачкин)маленький, несчастный
мучается, терпит, страдает
Человек не должен быть маленьким!
Личность
-Возвращаемся к началу урока.
-Как звучит наша тема?
(Н. В. Гоголь в Петербурге. Повесть «Шинель». Влияние имени на судьбу героя.)- Мы много работали и многое узнали. Какую цель мы преследовали, работая над повестью? Давайте их сформулируем.
21 и 22 слайд Тема и цели урока.
23 слайд
Домашнее задание: внимательно дочитать повесть «Шинель».
Стр. 220, вопр. №4
Выставление отметок.