Конспект урока по русскому языку 5 класс Подробное изложение Проделки попугая


КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.ТЕМА: Подробное изложение «Проделки попугая».
ЦЕЛИ:
1. Учить писать подробное изложение.
Отработать навык восприятия текста на слух, правильно определять тему, основную мысль текста, составлять план.
Правильно последовательно передавать текст по плану. Систематизировать знания по изучению: глагольных форм / про.врем. сов. вид./, имён собственных, безударных гласных в корне слова .
Воспитывать любовь к животным, птицам.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Сборник текстов для изложений с лингвистическим
анализом 5-9 классы».
ХОД УРОКА.Организационный момент.Здравствуйте , ребята!
Объявление темы и цели урока.Сегодня мы учимся писать подробное изложение.
Подготовка к изложению.Рассказ учителя о данном тексте.
Это отрывок из повести Г. Скребицкого. Автор нарисовал живую картину, ярко изобразил действия баловника- попугая. Этот текст вызовет у вас добрую улыбку.
Чтение текста учителем
Было раннее утро. Михалыч поставил клетку под старую яблоню и открыл дверцу: «Вылезай!».
Попугай быстро вылез из клетки, оглянулся, чихнул. Потом вперевалочку зашагал к яблоне и ловко, как акробат, стал карабкаться по стволу, цепляясь за кору острыми когтями и помогая клювом. Не прошло и двух-трех минут - он был уже на верхушке. Там от радости захлопал крыльями и издал такой потрясающий вопль, что сидевший в кустах воробьи как горох, посыпались в разные стороны.
Я проснулся довольно поздно. Мы пошли навестить нашего весёлого баловника. Вошли и обмерли. Вся земля под яблоней, на которой сидел попугай, была укрыта уже спелыми яблоками. А сам виновник хлопотал на верхушке. Ловко перелезая с ветки на ветку, он подбирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощным клювом, брал его в лапку и вырезал с одной стороны мякоть. Потом доставал зёрнышки, с аппетитом их ел, а яблоко бросал вниз на траву. Результат его деятельности мы видели на земле.
3.Беседа по содержанию. /с целью определения темы, основной идеи/
Как вы могли определить рассказ: грустный, забавный...? /у читателей этот текст вызывает улыбку/
По какому слову заглавия об этом можно было догадаться даже до чтения? Почему? /проделки/
Внимание учащихся можно задержать на слове проделки. Оно подсказывает ещё одну особенность текста- что в нём должно изображаться:
Действия или признаки попугая?
Далее уточняем: на какой тип речи указывает название рассказа? Действительно ли текст является текстом повествовательным?
Какова тема текста? Из каких микро тем складывается её решение?
1
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ
2
В ходе работы над текстом учащимся необходимо показать, что в нем есть два повествования: основное- о действиях людей; именно в первом события рисуются автором, во втором же о них просто сообщается
Какая часть в тексте является вводной?
Есть ли концовка?
Из скольких абзацев состоит основная часть?(первая часть текста является вводной, она как бы вводит читателя в ситуацию, два следующих абзаца- основная часть: четвёртый фрагмент состоящий из одного предложения,- концовка. Использованное в ней книжное слово деятельность носит оттенок ироничности, что позволяет с его помощью передать отношение героев к увиденному).
На какие две части членится повествование о попугае?
Чем отличаются эти части?
Каким повествовательным фрагментом они разделены? (основу текста составляет повествование- изображение сменяющих друг друга действий. Выразительность повествования, и Г. Скребицкий достигает благодаря отбору как содержания, так и средств языка).
С точки зрения содержания важно то, что автор останавливается только на видимых, конкретных действиях птицы, выбирает среди них наиболее характерные для ситуации.
Ощущение целостной картины возникает из-за того, что рисуется вся «цепочка» этих действий (вылез, оглянулся, чихнул, зашагал, и т.д.) Повествование о попугае, которое является в тексте основным, один раз прерывается предложениями с информацией о действиях людей и тем самым членится на две части: в первой показывается поведение попугая на рассвете, а во второй - через несколько часов. Этими предложениями как бы оправдывается временной разрыв в изображении событий.
Каким типом речи, кроме повествования, пользуется писатель в этой части?
С какой целью? (в повествовании вставлено небольшое описание. В нем рисуется одновременно воспринимаемые признаки двух предметов: земли- она усыпана, попугая- снующего на верхушке дерева.)
Понаблюдайте, с помощью каких выразительных средств языка писатель помогает нам отчетливо увидеть все происходящее.
(Для повышения изобразительности отрывка писатель постоянно использует при глаголах слова и сочетания, отвечающие на вопрос (как?) Это и наречия, и существительное, и деепричастные обороты (быстро вылез, стал карабкаться, цепляясьел с аппетитом и др.), сравнения эмоционально оценочные слова (баловник, виновник,)
Как изобразить строение основной части текста схематически?
1.
ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ
2.
Словарная работа.
В тексте Вам встретится имя собственное Михалыч
И такие слова, на которые вы должны обратить особое внимание: вперевалочку, акробат, баловник, аппетит (устно обговаривается).
Пунктуационная работа.
По данной схеме найдите предложения в тексте
А: « П !» ( Михалыч поставил клетку под старую яблоню и открыл дверцу: « Вылезай!».)
Составление плана.
Ребята, я предлагаю вам следующий план
В водная часть
2. 1. На свободе.
2. Вот так поработал!
3. Концовка
Предложите вы свои планы.
7. Пересказ текста учащимися.
Коротко опираясь на план, перескажите текст.
Написание текста изложения.
Самопроверка.
Ребята, внимательно проверьте текст изложения.
Итог.
Сдайте тетради.