Рабочая программа танцевальной студии Сюрприз
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 5
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Красноярска
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры эстетического развития
_________/Л. А. Новикова/
Протокол № _______
от «____»__________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ДО:
_________/И. В. Крицкая/
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СШ №5
________ /О. А. Акачутина /
Приказ № _____
от «___»____________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Хореографическая студия «Сюрприз»
Начального общего образования
на 2016-2017 учебный год
68 часов (2 часа в неделю)
Составитель программы:
Мильшина Екатерина Владимировна
г. Красноярск, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования хореографической студии «Сюрприз» для младшей группы (с 1- 4 класс) разработана в соответствии:
- с Законом об Образовании РФ № 273 – ФЗ со всеми изменениями в редакции 2016 года (статьи 47, 48);
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-го поколения (далее ФГОС), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 N 1 897 (со всеми изменениями в ред. от 31.12.2015);
- с учетом основных положений Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее ПООП НОО), зарегистрированной в Росреестре 08.04.2015 года.
Рабочая программа является составной частью Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 5 на 2016 -2017 годы.
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо развивать у учеников начальной школы творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве
Развивающие:
Развивать творческие способности детей
Развить музыкальный слух и чувство ритма
Развить воображение, фантазию
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей
Рабочая программа хореографической студии предлагает проведение занятий 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 68 ч. Продолжительность занятия, составляет 1 час. Срок реализации программы – 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Универсальным компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по хореографическому воспитанию являются:
1. умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
2. умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программ музыкально-ритмическому воспитанию являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по хореографическому воспитанию являются следующие умения:
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанку, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность и рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по предметы «Хореография» являются следующие умения:
- представлять движения классического, народного и бального танца как д укрепления здоровья и физического развития;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, имеющихся, вариативных условиях.
В результате обучения предмету «Хореография ученик» должен знать/уметь:
· смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «автор», «постановщик»;
· названия изученных жанров и форм музыки;
· народные танцы, музыкальные и танцевальные традиции родного края;
· стиль и манеру танцевальных этюдов, исполненных ранее.
уметь:
· узнавать исполнение ранее танцевальные композиции и определять их стиль;
· определять на слух жанры народно-характерного и историко-бытового танцев;
· определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика) в танцевальных композициях;
· передавать настроение музыки и его изменение: в музыкально-пластическом движении, в сольном и ансамблевом исполнении;
· исполнять несколько разнохарактерных танцевальных этюдов (по выбору учащихся);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· восприятия художественных образцов народного, классического и современного танца;
· исполнение знакомых движений-этюдов;
· участие в коллективном исполнении;
· передачи музыкальных впечатлений пластическими средствами.
Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей
В начальной школе, в этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. У детей возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движении под музыку в свободных играх
обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов-классиков
развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливое-спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.)
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3 частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частямиразвитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четверенькахбег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки», «Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»)прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки
Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений.
Имитационные движения разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый» или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
Плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
3.Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
4.Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку
формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку
развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ
5. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах
развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании6. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике
формирование чувства такта
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
Предполагаемые результаты и способы их проверки
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии «Сюрприз» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Учащийся будет знать:
музыкальные размеры, темп и характер музыки
хореографические названия изученных элементов
требования к внешнему виду на занятиях
знать позиции ног
Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками
владеть корпусом во время исполнения движений
ориентироваться в пространстве
координировать свои движения
исполнять хореографический этюд в группе
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.
Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А. Н. Зиминой и А. И. Бурениной)
Цель: выявление уровня развития чувства ритма.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Критерии уровня развития чувства ритма:
Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения
соответствуют характеру музыки
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений
средний – выполнение движений с ошибками
низкий – движение выполняется не ритмично
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок
средний – допускает 1-2 ошибки
низкий – не справляется с заданием
Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками
низкий – неверно воспроизводит ритм песни
2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками
низкий – неверно воспроизводит ритм песни
3) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием
4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»):
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок
средний – допускает 2-3 ошибки
низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок
Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки
средний – использует стандартные ритмические рисунки
низкий – не справляется с заданием
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка
Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
3 балла - правильное одновременное выполнение движений.
2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.
1 балл - неверное выполнение движений.
Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».
Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.
3 балла - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.
2 балла - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.
1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации.
Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.
Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед).
Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.
3см и меньше – низкий уровень (1 балл).
4-7см – средний уровень (2 балла)
8-11см – высокий уровень (3 балла).
Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад).
Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.
3 балла – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.
2 балла – средняя подвижность позвоночника.
1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).
Упражнение «Кто из лесу вышел?»
После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать, кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки (отражение в движении характера музыки).
Упражнение «Заведи мотор».
Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).
Упражнение «Страусы».
Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).
3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)
2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало, и конец музыкального произведения совпадают не всегда.
1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).
Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».
Развитие чувства ритма.
Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит, примитивно используя короткие отрывочные высказывания.
Упражнения с ладошками.
Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.
Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.
4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).
3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).
2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).
1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.
2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.
3 балла – точно передает ритмический рисунок.
Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности
Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.
Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.
Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.
Учебно - тематический план
Хореографическая студия «Сюрприз»
Общее количество часов – 68
Количество в неделю – 2
№ Тема Количество часов Теория Практика
1 Тема 1. «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года» 4 1 3
2 Тема 2. «Классический танец» 16 1 15
3 Тема 3. «Современный танец» 10 1 9
4 Тема 4. «Русский народный танец» 30 2 28
5 Тема 5. «Путешествие по странам» 8 1 7
Итого 68 6 62
Материально – техническое обеспечение:
Музыкальный зал.
Нотно-методическая литература.
Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
а) Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
б) Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
в) Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
г) Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
д) Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
е) Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
ж) Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
з) Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.
Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
Фортепиано.
Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.