Презентация к актуальному опыту Хатанзейской Валентины Ивановны
Валентина Ивановна Хатанзейская ГБОУ НАО «СШ п. Красное» учитель родного (ненецкого) языкастаж работы- 30 лет
наша школа была образована в 1934 году, Располагалась она в деревне кареговка. Позднее перенесена в поселок красное. Л.Н. Толстой говорил: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным»
Стоит отметить, что изучение родного (ненецкого) языка в п. Красное начинается с детского сада и продолжается в школе. Однако свободно на родном языке говорят лишь люди среднего и старшего возраста.
Конкурсы чтецов на ненецком языке, праздники ненецкой культуры – традиционные мероприятия В учебном плане нашей школы ведется преподавание предметов регионального содержания. Школа имеет многолетний опыт работы по внеклассной работе, принимает активное участие в различных конкурсах, соревнованиях.
Кружок «Говорим по-ненецки» Команда Красновской школы «СЭР’’ Я’ НАЦЕКЭВА’’» («Дети белой Земли») стала победителем окружного театрализованно-познавательного конкурса «Вадава’’ лэтрахава’’» («Сбережём родной язык»)
ТЕМА ОПЫТА«Использование игры в системе работы по развитию речи обучающихся 5-9 классов по ненецкому языку »
Актуальность опыта.Необходимо формировать у обучающихся орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, вырабатывать у детей не только умение, но и потребность связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Ведущая педагогическая идея опытаВедущая педагогическая идея опыта – создание условий для развития речи обучающихся 5-9 классов по ненецкому языку на основе использования игр.
Длительность работы над опытом.Работа над опытом охватывает следующие этапы:1 этап - начальный: 2013 – 2014 годы. 2 этап - основной: 2014 – 2015 годы. 3 этап – заключительный: 2015-2016 годы.
Диапазон опытаПредставленный опыт работы реализуется через систему уроков родного (ненецкого) языка в 5 – 9 классах и внеурочную образовательную деятельность.
Теоретическая база Через родное слово ребёнок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное. Результаты исследований представителей разных направлений науки (М.Я.Бармич, Н.М. Терещенко, Л.В.Хомич, А.П.Пырерка, Р.И. Канюкова, Е.Г.Сусой, Е.М.Талеева, Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский) отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Новизна опытаНовизна опыта определяется в следующих положениях: - создание методических условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, формирование уважения к ненецкому языку и его носителям;- накопление, систематизация и использование дидактического материала по развитию речи
Технология опытаЦель: развитие речи обучающихся 5-9 классов по ненецкому языку на основе использования игр.Игра, как форма организации урока, выполняет следующие задачи: - тренирует обучающихся в выборе нужного речевого клише;- способствует многократному повторению языковых единиц;- создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ«Ассоциации». Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды, называет какое-либо слово, например: и” – вода. Тот ученик должен быстро назвать подходящие слова.Пример, и” : халя, ёртя, поӈга, ӈано, хамба . «Угадай» - «Ход”». Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет". Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов: Тикы ӈамгэдикы? (Это вещь?) Мань тикым’ маниев’? (Я это вижу?) «Хлопки» . Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком (Ⱨ)
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерии Звуко-произношение Слово-образова-тельныенавыкиГрамма-тическийстрой речиСвязнаяречьПисьмоЧтение2013-2014 гг43 %28 %30 %29 %45 %59 %2015-2016 гг66 %52 %51 %50 %71 %91 %
Список литературы1. Бармич М.Я., Няруй В.Н. Ненеця’ вада. Ненецкий язык: Учебное пособие для 8 класса общ. учр. – 5-е издание – СПб : филиал изд-ва «Просвещение», 2007. 2. Терещенко Н.М. «Ненецко - русский и русско-ненецкий словарь»: Пособие для учащихся 1-4 классов общ. учр. – 3-е издание, испр. и доп. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005. – 335 с. 3. Словарь ненецко-русский/ Сост. Терещенко Н.М. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 942 с.4. Литература: Медведь и заяц Тэваси. Ненецкие сказки. Издательство "Малыш", Москва, 1984.5. Интернет-ресурсы.
Ненэця’ вадав’, си”ит мэнедм’! Тохолкодаӈэ мань тад тованда ӈацьмбой’ хибярихи” вадав минреӈгув. Тикы е”эмня мал’ ныхын митын!
Ⱨарка вада!