Литературное чтение.В.Сутеев Под грибом.
Тема: В. Сутеев. «Под грибом»
Цель: познакомилить учеников со сказкой В.Сутеева; учить слушать и понимать прочитанное; развивать технику чтения; вырабатывать навыки выразительного чтения; прививать интерес к чтению; воспитывать отзывчивость и доброту.
Оборудование: аудиозапись: «Если добрый ты» (Б.Савельев); карточки с текстами пословиц, диафильм «Рукавичка»(украинская народная сказка); карточки с текстом стихотворения В. Друка «Добрый дождик»
ХОД УРОКА
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО
ЗАДАНИЯ
Пересказ рассказа В.Драгунского «Друг детства» учащимися.
Рассказы учеников о своих любимых игрушках.
- Ребята, кто хочет рассказать о своей любимой игрушке? Возможно, вы принесли ее собой, покажите нам.
- Чему учит рассказ «Друг детства»?
Вывод: Если человек делает добро другим, то доброта еще большая вернется к нему. В нашей любви, заботе, милосердии нуждается наши друзья, родители, ваши домашние питомцы им словом, все – все, кто нас окружает.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прослушивание в аудиозаписи кота Леопольда (героя любимого детьми мультфильма) «Если добрый ты
-Кто это пришле к нам в гости на урок? (Учитель показывает большой рисунок кота Леопольда на плакате.)
- А помните, как он поет в своей песенке:
Ярче сонце светит,
Щебечет воробей,
Добрым жить
На белом свете веселей?
Давайте вместе послушаем его песенку, а кто знаете, подпевайте.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Обратите внимание: у Леопольда в лапках какой-то листик Давайте прочитаем, что на нем написано.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат,
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад,
Если дождик и тепло,
Он считает-повезло! (гриб)
- Отгадайте загадку,
А вот какая история произошла однажды под грибом, мы узнаем,прочитав сказку Владимира Сутеева.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Чтение учителем сказки В.Сутеева «Под грибом» по учебнику
-Что случилось однажды с муравьем?
Чтение сказки учащимися в течении 5 минут.
Во время самостоятельного чтения учитель работает с детьми, у которых средняя техника чтения. Указкой ведет по читаемой ребенком строке в таком темпе, чтобы ученик «догонял» учителя.
Физминутка «Дождь»
Приплыли тучи дождевые: Грибок проклюнулся несмело,
-Лей, дождь, лей! Растет, растет, растет,
Дождинки пляшут, как живые: А теплый дождь неугомонный
-Пей, рожь, пей! Льет, льет, льет.
Работа над иллюстрацией
Рассмотрите внимательно рисунок
-Может ли Муравей спрятаться от дождя под грибом:
-Кто еще, кроме Муравья, спрятался под грибом?
-Кого из героев сказки не нарисовал художник? (Воробья)
Беседа.
-Как вы думаете, что не досказала Лягушка?
-вы внимательно читали сказку?
-Есть ли в ней выражение, которое может быть поговоркой? (В тесноте, да не в обиде.)
-Почему эта поговорка включена в сказку?
-Какими словами –призраками вы наградили бы героев сказки? (Они были добрые, заботливые, не жадные, уступчивые и т.д.)
Работа над пословицами.
-Какие пословицы о доброте вы знаете?
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добра желаешь - добро и делай.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Добро творить - себя веселить.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Выразительное чтение сказки по ролям.
С л о в а р ь: диалог-разговор двух или нескольких лиц.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Беседа.
-Чему учит нас сказка «Под грибом»?
- Какую украинскую народную сказку она вам вам напоминает?
-Какие другие сказки созвучны с данной сказкой?
Просмотр диафильма «Рукавичка»
Сравнительный анализ сказок «Под грибом» В. Сутеева, украинский и русской народных сказок «Рукавичка» и «Теремок»
-Что общего во всех этих сказках?
- А в чем различие?
Творческая работа над стихотворением В. Друка «Добрый Дождик»
Допишите вместо точек слова, чтобы получилось стихотворение.
Однажды я шел по тропинке лесной,
Вдруг чувствую – дождик идет за ..(спиной).
Я шагу прибавил - скорее ..(домой).
А дождик вприпрыжку помчался за .(мной).
Тогда я сказал, обернувшись к .(нему).
- Позволь мне вернуться домой ..(одному)!
Я знаю - бывают упрямы ..(дожди).
Но этот ответил: - Ну ладно, .. (иди).
Проверка работы.
Прочитайте, что у вас получилось. (Читают два-три ученика.)
VI. ИТОГ УРОКА
Беседа
Что ценного для себя вы взяли из урока?
Вывод. Чем больше доброты, любви вы откроете в себе самом, тем больше вы заметите ее в окружающих .
Диалог.
А теперь поработаем в группах.
Вам нужно составить диалог, который мог бы состояться между лягушкой и героями сказки. В этом вам помогут вопросы, которые задавали Муравей, Бабочка, Мышь и Воробей Лягушке.
- Каким гриб был сначала?- спросил Муравей.
-Почему он стал расти? – поинтересовалась Бабочка.
-Почему мы смогли все поместиться под грибом? - не унималась мышь.
-Как ты считаешь, Лягушка, мы помогли бедному Зайцу? – робко спросил Воробей.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить пересказ сказки близко к тексту и сделать к ней иллюстрацию.
15